Флигель по Мансуровскому переулку вместе с соседним Корпусом служб и Главным домом – неотъемлемая часть старинной московской усадьбы с богатой историей. На протяжении почти всего XVIII века участком по Пречистенке, 21/12 владели лейтенант флота Федор Лукич Талызин, впоследствии его жена и внук. Затем хозяином стал генерал-майор Алексей Алексеевич Тучков – отец будущего декабриста. С 1889 года участок перешел к представителям богатых текстильщиков Морозовых. Последним хозяином перед революцией здесь был Иван Абрамович Морозов – меценат, коллекционер, основатель картинной галереи. Он фактически превратил всю усадьбу в экспозиционное пространство. В наши дни владение занимает Российская академия художеств – своеобразный преемник коллекционера, органически продолжающий важную роль усадьбы Морозова в российской истории искусств. Но кроме того, весь комплекс – памятник архитектуры федерального значения. Он представляет собой хорошо сохранившийся образец городской усадьбы, которая начала формироваться еще в конце XVIII века.
Флигель усадьбы изначально был жилым, а в советское и постсоветское время выполнял функции административно-служебного плана.
Флигель представляет собой двухэтажное кирпичное здание, выстроенное в стиле ампир в 1810 году и возобновленное в 1814–1815 годах после московского пожара. Здание прекрасно сохранило первоначальный объем, строгую ампирную композицию и отделку фасадов. Центр фасада по Мансуровскому переулку выделен креповкой и треугольным фронтоном, плоскость стен отделана ленточным рустом. В облицовке цоколя и в карнизах использован белый камень.
Внутри бывшего флигеля в значительной степени сохранилась историческая структура и планировка. Интересен в первую очередь подвал. Он включает в себя одностолпную палату, разделенную в конце XIX века на два помещения. Это произошло при устройстве лестничной клетки. Большая часть палаты с центральным опорным столбом перекрыта парусными сводами, сложенными при восстановлении флигеля после пожара 1812 года.
В 1970-х годах была проведена частичная перепланировка флигеля. В интерьере сохранились лестница конца XIX века с простым металлическим ограждением, печь, облицованная белым кафелем, несколько двупольных и однопольных филенчатых дверей с прибором. Профилированные штукатурные потолочные карнизы выполнены при последней реконструкции.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Материал с портала «Узнай Москву»