Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х гг. в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную)церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром нарышкинского стиля. Этот яркий самобытный стиль, сложившийся на переходе от Средневековья к Новому времени и ставший ведущим в русском искусстве рубежа XVII-XVIII вв., своим названием во многом обязан именно филевскому храму. Художественные достоинства памятника, а также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, в иконостасе которой есть иконы Карпа Золотарева и Кирилла Уланова, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени.
Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны согласно документальным свидетельствам был построен в 1619 г. «тщанием государя великого князя Михаила Федоровича». Филевскими землями в то время владел князь Ф.И. Мстиславский. Посвящение храма празднику Покрова связано с важным событием Смутного времени. 1 октября (ст. ст.) 1618 г. войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства. Москвичи видели в победе над войском королевича Владислава знак особого покровительства Богородицы. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове. Попадает в этот ряд и филевский храм. 11 июня 1689 г. село Фили было отказано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному дяде царя Петра I по материнской линии.
Важнейшим объектом строительства нарышкинской усадьбы становится новый каменный храм. Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением. Через семь лет, получив филевские земли, Лев Кириллович исполняет свое обещание и закладывает новый каменный храм. Поскольку на территории усадьбы уже имелась Покровская церковь, в честь этого праздника освятили нижний, зимний храм. В его алтаре был установлен престол из деревянной церкви. В верхнюю, летнюю церковь была переда на икона Спаса Нерукотворного, ставшая храмовой. Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 г. Очевидно, работы начались на следующий год после получения Львом Кирилловичем вотчины. Сохранился ряд свидетельств об отделке внутреннего убранства верхней церкви в 1693-1694 гг. Таким образом, можно предположить, что основные работы проводились в 1690-1693 гг. Возведение каменного храма на территории вотчины в конце XVII века было важным событием для владельца. Церковь сразу же становились основной доминантой, лицом усадьбы. Нарышкинский стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, подчеркивая особую значимость домового храма. Репрезентативность, нарядность, торжественность Нарышкинских церквей призваны были выразить знатное происхождение, родовитость феодала, подчеркнуть его богатство и добро детели.
Заказчиками подобных храмов, украшенных дорогим белока менным декором, могли выступать только представители царского дома и знатные вельможи. Само название стиля очень условно и во многом связано именно с церковью Покрова в Филях, а также с другими памятниками, активно возводимыми на рубеже XVII-XVIII веков представителями семьи Нарышкиных. Так, сам Лев Кириллович кроме филевского храма выст роил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях. Среди лучших центрических вотчинных храмов 1690-х гг. следует назвать также церковь Знамения в Дубровицах, построенную князем Б.А. Голицыным, храм Смоленской Богоматери в Сафарине, возведенный боярином Ф.П. Салтыковым, и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах, построенную стольником П.В. Шереметевым. После воцарения Петра I семья Нарышкиных более других приближается к царскому дому. Идея прославления правящей династии нашла свое отражение во внешнем и внутреннем убранстве храма. Так, кресты на западной и восточной главах церкви увенчаны двуглавыми орлами, а балкончик владельца на западной стене верхнего храма получил название царской ложи. Иконы местного ряда посвящены святым, тезоименитым самому хозяину Льву Кирилловичу и членам царского дома: царю Алексею Михайловичу, вдовствующей царице Наталье Кирилловне и молодым царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Нарышкины принимали активное участие в украшении нового храма. В 1705 г. в нижние окна Спасской церкви были вмонтированы цветные стекла витражи, вывезенные К.А. Нарышкиным из покоренной Петром I Нарвы в качестве трофеев. Витражи были украшены изображениями на библейскую тему, рыцарскими гербами и растительными орнаментами. Делала вклады в церковь и царица Наталья Кирилловна. Петр I пожаловал из казны 400 золотых червонцев на украшение храма.
За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII в. с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Благодаря этим чертежам уда лось выяснить, что первоначально храм имел лестницы на один сход с девятигранной формой нижнего марша без парапетов. Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Вероятно, чертежи были выполнены между 1775 и 1782 гг. для каких то реставрационных работ, которыми руководил М.Ф. Казаков. В верхней церкви до сих пор сохранились подоконники из искусственного мрамора, часто встречающиеся в постройках мастера. В Отечественную войну 1812 г. филевский храм был разорен французами. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик). Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 гг. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. Первый этап работ был направлен на восстановление фасадов церкви. На этом этапе воссоздали главы и кресты, третий восьмерик, белокаменное лещадное покрытие, детали белокаменного убранства. Фактически на филевском храме отрабатывалась методика реставрации памятников нарышкинского стиля. Прежде всего были выполнены подробные обмеры храма, в результате чего выявлены подлинные детали. Они стали своеобразными маяками для воссоздания недостающих форм.
Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Возможно, она была расписана аспидом под мрамор, как храм Троицы в Троице Лыкове, возведенный в те же годы младшим братом филевского владельца Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным. Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях, в частности открытые девятигранные лестницы. Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, обнаруженная при реставрации, относится к середине XVIII в. На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета. Второй этап реставрации начался в 1971 г., когда памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства. Его главной целью стало восстановление интерьеров. В нижней Покровской церкви в связи с почти полной утра той первоначального убранства были восстановлены детали декора XVIII и XIX вв. Важные работы провели в верхнем храме. Больших усилий потребовало восстановление резьбы иконостаса, царской ложи, клиросов и киотов. Новые детали не золотили, чтобы было легче отличить их от подлинных. Первоначально интерьеры нижнего и верхнего храмов не были расписаны, за исключением свода летней Спасской церкви. Там было восстановлено изображение Новозаветной Троицы в окружении девяти чинов ангелов. При реставрации верхнего храма в западной экседре оставили позднюю роспись середины XIX века. Благодаря многолетнему кропотливому труду реставраторов великолепному памятнику нарышкинского стиля был возвращен первоначальный облик, он фактически обрел вторую жизнь.
По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях одна из лучших среди усадебных храмов своего времени. Памятник представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя теплая церковь, верхний холодный храм и колокольня. Попасть на колокольню можно по лестнице, идущей внутри стен верхнего храма. Постройка имеет крестообразный план. К основному четверику с четырех сторон примыкают полукруглые экседры, северная и южная из которых чуть меньше по размеру, чем западная и восточная. Первый этаж окружен открытой галереей гульбищем на аркадах. План второго этажа в общих чертах повторяет контуры первого. В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы с северной, западной и южной сторон. В восточной экседре, внешне ничем не отличающейся от остальных, помещается алтарь. Основной объем верхнего храма представляет собой композицию «восьмерик на четверике». Он окружен меньшими по высоте лепестками экседр, увенчанными главами, и завершен двумя открытыми восьмериками звона, несущими центральную главу.
Сложную объемно пространственную композицию, носящую ярко выраженный пирамидальный ярусный характер, прекрасно дополняет пышное белокаменное убранство. Резные детали отмечают все грани и акцентируют узловые моменты композиции, выявляя структуру здания. Основные объемы памятника отмечены колоннами большого ордера. Все окна, кроме восьмигранных в четверике, имеющих строгие филенчатые обрамления, фланкированы колонками, играющими роль малого ордера. Фронтоны наличников окон каждого яруса имеют разную форму, причем их нарядность нарастает по вертикали. Самые пышные наличники окон восьмерика завершены двойными коронообразными фронтонами с пальметтами раковинами в завершении. Нижний ярус образуется галереей гульбищем, парапеты которого украшены ширинками с вставками и фиалами бобышками. Горизонталь каждого следующего яруса подчеркнута фигурными белокаменными аттиками, так называемыми «петушьими гребнями».
При внешней монументальности здания его внутреннее пространство невелико и соответствует назначению вотчинного домового храма, рассчитанного на приватное моление представителей одной семьи. В западноевропейской архитектурной традиции подобная идея воплощена в фамильных капеллах, стоящих отдельно или примыкающих к городскому собору. Четверик нижнего храма перекрыт сомкнутым сводом, экседры полукупольными. Центральное пространство верхнего храма значительно вытянуто по высоте. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью ступенчатых тромпов, как это было принято в шатровых вотчинных храмах, которым ярусные церкви нарышкинского стиля пришли на смену. Прекрасно сохранившееся внутреннее убранство верхнего храма Спаса Нерукотворного поражает своим великолепием. На восточной стене помещен девятиярусный резной иконостас с иконами, выполненными придворными мастерами. Практически не пострадали от времени резные клиросы и подлинный дубовый пол. На западной стене расположена царская ложа балкончик для владельца храма. По своим формам она напоминает епископские кафедры католических костелов, но расположена на месте органа и играет роль владельческих хор древнерусских храмов.
Общая высотность здания, подчеркнутая пирамидальность объемно пространственной композиции, открытые галереи гульбища, граненые формы, а также обилие колонок, фиалов бобышек, пышные разорванные фронтоны окон, пальметты ракушки, «петушьи гребни» станут впоследствии отличительными особенностями храмов нарышкинского стиля, для которого церковь Покрова в Филях является классическим памятником. Формирование нарышкинского стиля, пришедшего на смену «московскому узорочью», началось в первой половине 1680-х гг. Расцвет нового стиля, про существовавшего в русской архитектуре всего около трех десятилетий, приходится на 1690-е гг. Его основными характеристиками стали выработка новых типов храмов и новой декоративной системы. Нарышкинский стиль очень эклектичен по своей природе. Памятник гармонично соединяет в себе множество всевозможных новаций с уже известными русскому зодчеству формами. Сохраняет филевская церковь и традиционное пятиглавие, но в измененном варианте. Боковые главы, венчающие экседры, сильно пони жены по отношению к центральной и расположены не по диагонали, как было принято в русском зодчестве, а по сторонам света. Подобное расположение глав, связанное с украинскими памятниками, получило название «украинского». План церкви центрической четырехлепестковой формы (так называемый тетраконх или квадрифолий) был очень популярен в Европе в эпоху Возрождения. Автор филевского иконостаса Карп Золотарев был послан царем Федором Алексеевичем на Украину для выполнения об мерных чертежей храмов. Среди других городов он посетил и Нежин. В архитектуре церкви Покрова в Филях, кроме четырехлепесткового плана и «украинского» пятиглавия, наблюдается характерное для украинского зодчества господство граненых форм (восьмерики центральной башни, граненые бараба ны глав и окна восьмигранной формы на фасадах четверика). На выбор заказчика, пожелавшего построить центрический храм, могли повлиять архитектурные формы храма октаконха Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре. Он был возведен в 1514-1517 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, а затем перестроен Нарышкиными на рубеже 1680-1690-х гг. После Стрелецкого бунта в монастыре были захоронены братья Иван и Афанасий, и обитель становится усыпальницей рода Нарышкиных.
Новая система декоративного убранства, украшающая стены филевского храма, также эклектична. Она формировалась параллельно с выработкой центрических ярусных композиций. Строительная практика конца XVII века легко допускала разделение труда каменщиков и резчиков по камню. Важную роль в формировании белокаменного декора сыграли белорусские резчики, с середины XVII века выполнявшие в России деревянные иконостасы. Многие мотивы нарышкинского декора появились вначале на иконостасах «белорусской рези», а затем пере шли из них на фасады зданий. Еще одним важным источником новых форм стали гравюры с архитектурными видами и прорисовками отдельных деталей нидерландских печатных изданий. Отсюда заимствовали архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты раковины и т.д.)и орнаментальные (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.) мотивы. Описания библиотек конца XVII века содержат сведения о книгах «резных и фигурных образцов». В белокаменном убранстве церкви Покрова в Филях использованы лишь архитектурные мотивы, что придает ее внешнему облику особую лаконичность и завершенность. Белокаменное убранство филевского храма было тщательно продумано, и каждая деталь заняла заранее отведенное ей место. В отличие от пышной объемной резьбы иконостаса, изобилующей картушами, растительными мотивами, гирляндами из плодов и фруктов, белокаменная резьба фасадов носит достаточно плоский силуэтный характер. Самой вырази тельной деталью являются «петушьи гребни», которые восходят к популярным в ренессансных памятниках Польши гребням. Основной феномен нарышкинского стиля заключается в том, что при всей их эклектичности памятники производят целостное и гармоничное впечатление. Компиляция разных источников (многобашенные украинские храмы, ренессансные капеллы, шатровые церкви и церкви «иже под колоколы») привела к выработке оригинальных объемно пространственных решений. Новый тип храма прекрасно дополняла новая система декоративного убранства с неменее сложной «национальностью», вобравшей в себя североевропейский маньеризм, польский Ренессанс и барочную резьбу белорусских иконостасов. Не имеющие классической выучки мастера вольно обращались с образцами, легко их интерпретируя. В результате родился новый образ храма, яркий и запоминающийся, выражающий идею процветания, величия и могущества зарождающейся Российской империи.
Взято из журнала «Архитектура. Строительство. Дизайн»
Церковь Покрова в Филях — выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Это — один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Собор Богоявленского монастыря, церковь Воскресения в Кадашах, башни Новодевичьего и Донского монастырей — вот некоторые примеры этого стиля, являвшего собой попытку совместить черты шатровых церквей (запрещенных к строительству патриархом Никоном) с традиционными пятиглавыми храмами. Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк.
Долгое время церковь с прекрасно сохранившимся подлинным интерьером была филиалом Музея им. Андрея Рублева. Музей гордился уникальными резными иконостасом, царской ложей и клиросами. Над иконостасом работали царские иконописцы XVIII века, здесь есть иконы работы Кирилла Уланова и Карпа Золотарева. Первоначальный интерьер первого этажа здания не сохранился, поскольку был разграблен и осквернен французами в период войны 1812 г. Убранство нижней церкви храма относится к XIX в. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 г. — домовым, у него было свое сверхштатное духовенство. Когда в 1933 г. власти хотели закрыть храм, община его отстояла. В 1937 г. на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). В июле 1941 г. храм был окончательно закрыт.
С 1971 г. в нем располагается филиал Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева. В 1991 г. при нем была образована православная община во главе со священником Борисом Михайловым. С 1991 г. община верующих предпринимает попытки открыть для богослужения нижний храм, однако до сих пор он не возвращен Церкви. С 2000 г. в храме стала служиться Литургия. Богослужения совершаются по согласованию с музеем. В апреле 2000 года Церковь Покрова в Филях, после долгой борьбы между Министерством культуры и Московской Патриархией, была передана верующим. Интересно, что она никогда раньше не являлась приходским храмом, ибо была вотчинной церковью Нарышкиных.
http://www.moscow-city.ru/sights/
После смерти царя Федора Алексеевича над Россией снова встал призрак Смуты. Кто будет править: малолетний Петр, сын Нарышкиной? Или Иван, сын Милославской? Патриарх Иоаким с архиереями и вельможами вышел на Красное крыльцо царского дворца и, велев собраться всяких чинов людям, спросил: кому из царевичей быть на царстве? «Петру!» «Петру!» Крики «Ивану!» были быстро заглушены. Правительницей при малолетнем царе стала его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. Ее родственники, за которыми никто до сих пор не усматривал никаких достоинств, вдруг стремительно вознеслись: брат Иван в 23 года стал боярином — за что такая неслыханная честь? Возмущение ширилось и вместе с ним крепла враждебная партия… 15 мая 1682 года в Кремль ворвались восставшие стрельцы, натравленные одной боярской партией на другую: «Выбрали Бог знает какого царя! Не хотим, чтобы нами правили Нарышкины и Матвеев, мы им всем шею свернем!» В толпе гуляли списки «изменников», среди которых на первом месте стояли имена царицыных родственников: бояр К.П. Нарышкина, И.К. Нарышкина, А.К. Нарышкина, окольничего Л.К. Нарышкина, стольников Федора, Василия и Петра Нарышкиных, Ивана Фомича Нарышкина, а также других бояр — сторонников «нарышкинской партии». Вот в эти-то страшные минуты, когда толпа стрельцов, ворвавшихся во дворец, рвала на части старого боярина Артамона Матвеева, князя Черкасского, Афанасия Нарышкина и других «изменников», насмерть перепуганный Лев Кириллович Нарышкин, дядя царя Петра, кинувшись на колени перед иконой Пресвятой Богородицы, дал обет построить храм во имя Покрова Богородицы, если спасет и защитит его Всеблагая…
Такова предыстория церкви Покрова в бывшем подмосковном селе Фили, одного из самых замечательных произведений русского зодчества конца XVII века. Она была построена в 1693 году на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Деньги на ее строительство дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр. Храм Покрова в Филях считается образцом, эталоном московского, или, как его еще называют, «нарышкинского», барокко — архитектурного стиля, получившего широкое распространение в России в последней трети 17-го столетия. В эту эпоху русское зодчество все настойчивее включается в общеевропейское русло. Стиль барокко с его пышностью и велеречием главенствует в Европе. Но художественный гений каждого народа сохраняет в этом общем стиле свое лицо, сохранил его и русский художественный гений… Храм Покрова в Филях чарует своим непередаваемым изяществом, стройностью и изысканностью белокаменного кружева, которое особенно нарядно смотрится на фоне красных стен храма. Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1960-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным.
Покровский храм относится к древнему типу храма «иже под колоколы» — в нем совмещены колокольня и церковь. Колокола висят в пролетах среднего яруса. В облике Покровской церкви есть сходство с храмом Вознесения в Коломенском — такой же уверенный взлет к небу, но только замедленный. Подобно церкви Вознесения в Коломенском, церковь в Филях черпает силы для своего устремления к небу как бы из самой земли, уходя в нее своими «корневищами» — живописно раскинувшимися лестницами. Но, в отличие от ясной и простой церкви в Коломенском, храм Покрова в Филях необыкновенно пышно украшен резным белым камнем. Наличники с тонкими колоннами, барочные «петушиные гребешки» дополняются ажурными крестами над сияющими золотом гранеными главами. И все легко, воздушно и затейливо, как в сказке. Даже в пасмурный день церковь выглядит торжественно и радостно.Широкие, раскидистые лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная. Верхний храм — летний, нижний — теплый, зимний. Оба помещения небольшие — церковь строилась как усадебная и была рассчитана только на семейство владельцев Филей — Нарышкиных. По преданию, в Филях неоднократно бывал царь Петр, который частенько даже пел на клиросе Покровской церкви. А в 1703 году, после взятия Нарвы, Петр I привез в церковь яркие цветные оконные витражи, взятые в Нарве как трофей.
Верхний храм украшает позолоченный многоярусный иконостас, который поднимается до самых сводов. Иконостас обильно украшен резным растительным орнаментом. Такая же пышная резьба покрывает клиросы и ложу владельца усадьбы. Автором иконостаса и интерьеров церкви был мастер Посольского приказа Карп Золотарев. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Храм Покрова в Филях, находящийся близ Можайской дороги, был разорен французами в 1812 году. Тогда в нем была устроена конюшня. А во время Великой Отечественной войны в храм, к тому времени уже закрытый, попало несколько зажигательных бомб. В середине 1960-х годов храм Покрова в Филях был восстановлен. Ныне он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО».
Статья из книги Низовского А.Ю. «Самые знаменитые монастыри и храмы России»
Покрова Пресвятой Богородицы в Филях церковь (Новозаводская улица, дом № 6).
Выстроена на правом берегу Москвы-реки, рядом с более древним деревянным храмом, известным на этом месте с 1619 г. Покровская церковь в Филях является уникальным памятником русского зодчества стиля московское барокко. В 1689 г. село Фили было пожаловано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. Строительство храма началось летом 1690 г. и закончилось не позднее лета 1691 г. Дата эта значилась на антиминсе храма, находившемся позднее в Оружейной палате и ныне утерянном. Еще несколько лет продолжались работы над завершением внутреннего убранства. В подклете освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы, и в него перенесли престол из ветхого деревянного храма. Нижний храм был зимним. Верхний храм с престолом Спаса Нерукотворного образа был до 1783 г. домовым храмом в усадьбе Нарышкиных.
На высоком подклете, окруженном открытой галереей на аркаде с тремя широкими лестницами, установлен двусветный четверик, к которому со всех сторон света примыкают полукружия притоворов и апсид. На четверике установлены три убывающих по объемам восьмерика, средний из которых является звонницей, а верхний несет церковную главу. Еще четыре главы на граненых барабанах установлены над притворами и апсидами. Церковь обладает пышным белокаменным декором. По углам четверика и восьмериков ее украшают колонки, поддерживающие сложно-профилированные карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки. Гребешки также украшают колончатые оконные наличники. Внутри храма сохранился уникальный резной девятиярусный иконостас, увенчанный распятием. Предполагается, что иконостас был выполнен белорусскими резчиками по рисункам мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева. Он же совместно с Кириллом Улановым и Богданом (Иваном) Салтановым выполнил большинство икон храма. В их числе – иконы «Архидиакон Стефан» и «Архидиакон Лаврентий», написанные Салтановым, в которых исследователи склонны видеть портреты царей Петра I и Ивана V Алексеевичей. Фрагменты первоначальных великолепных росписей храма сохранились на сводах.
Храмовым образом стала переданная из деревянной Покровской церкви икона Спаса Нерукотворного образа. Ее покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями. Храм неоднократно обновлялся. В конце XVIII века работы по реставрации проводились под руководством М.Ф. Казакова. В 1812 г. в нижней Покровской церкви наполеоновские солдаты устроили конюшню, а ее внутреннее убранство было утрачено. Часть витражей похитили, остальные были найдены в канаве (позже витражи передали в Исторический музей). В 1882 г. в здании церкви, в помещениях, занимаемых до того сторожами и просфорницей, были устроены три часовни: Животворящего Креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая.
В 1933 г. община сумела отстоять храм, собрав 900 подписей в его защиту. Но это не спасло настоятеля священника Алексия Глаголева, который был расстрелян в 1937 г., а вместе с ним староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). Храм закрыли в 1941 г., сломали его главы, разобрали верхний восьмерик. В 1950-1960-е гг. фасады храма отремонтировали, и в 1971 г. церковное здание передали Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Были восстановлены интерьеры нижнего храма с деталями декора XVII–XIX веков, в верхнем храме провели кропотливую реставрацию. Богослужения возобновились в 2000 г., и проводятся по согласованию с музеем.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
В начале XVII ст. в селе Хвилях (Фили) находилась церковь во имя Покрова Богородицы с приделом Зачатия Св. Анны, деревянная; когда и кем была построена церковь – неизвестно.
Село Хвили состояло Московского уезда в Сетунском стану. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. написано: «за старицею княгинею Ириною Ивановною Мстиславскою старинная жалованная ей в 1622 г. вотчина село Хвили, на реке Москве, а под ним пруд; в селе церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделе Зачатие Св. Анны, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое строение вотчинниково, а церкви во дворе поп Сергей Иванов, во дворе дьячок Сидорко Федоров, во дворе пономарь Сенка Васильев, во дворе просвирница Авдотьица; в селе двор вотчинников, двор приказчика, 3 двора задворных людей и 9 дворов крестьянских. Деревня Гусарева, в ней 2 двора деловых людей, деревня Ипская, в ней 2 двора крестьянских и двор бобыльский и деревня Мазилова, а в ней 6 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских».
Более точные сведения о существовании Покровской церкви в селе Хвилях находим в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Покров Богородицы в селе Хвылях, в вотчине княгини Ирины Ивановны, дани 2 алтына, по наказу гривна», в 1642-92 г. по окладу дани 13 алтын 4 деньги. В 1701-47 гг. писалась: «в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, дани, заезда и десятильнича доходу 27 алтын».
В 1646 г. село Хвили с принадлежащими к нему деревнями были дворцовыми. По переписным книгам того же года значится: «в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе Зачатие Св. Анны…».
В 1689 г. село Хвили с деревнями Мазиловою и Ипскою было пожаловано из приказа Большого дворца боярину Л.К. Нарышкину и за ним 11 июня того же года утверждено отказною книгою, в которой говорится: «село Хвили, на реке Москве, а в нем церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы деревянная, клетцки, около церкви и трапезы паперть, а церковь и паперть, и колокольня крыты тесом, а в церкви местных образов: образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ Пречистой Богородицы Одигитрия, образ Николая Чудотворца, образ Зачатия Пресвятой Богородицы и другие… на паперти колокольня, верх шатровый, на ней 4 колокола…». В селе Хвилях находилось 17 дворов крестьянских, в деревнях: Мазиловой 12, Ипской и Гусаревой по 2 двора.
Между 1690-1700 гг. в селе Хвилях, на новом месте была построена каменная церковь с двумя престолами Спаса Нерукотворенного образа и Покрова Богородицы и названо селом Покровским. В переписных книгах 1704 г. написано: «за боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным село Покровское, что было дворцовое село Хвили, а в селе церковь каменная вверху во имя Спаса Нерукотворенного образа и внизу во имя Покрова Пресвятой Богородицы; двор боярский, в нем 8 человек, и двор скотный, в нем 17 человек. Того же села новопоселенная деревня, что было дворцовое село Хвили, в ней 22 двора и 99 человек крестьян; деревня Мазилово – 20 дворов, в них 58 человек». К деревне Мазиловой были причислены деревни Гусарева и Ипская.
В 1705 г. Л.К. Нарышкин при жизни по духовному завещанию село Покровское с деревнями отдал в наследство детям Александру, Ивану и Евграфу. В 1732 г. село Покровское Хвили с деревнями принадлежало Александру Львовичу, а с 1795 г. его сыну Льву Александровичу Нарышкину.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.
Среди подмосковных усадебных храмов церковь Покрова в Филях — безусловно, одна из самых выразительных. Благодаря своим конструктивным особенностям и декору она выглядит необычно, чуть ли «небывало». Между тем «небывалость» эта возникла не на пустом месте, и не в одних западных заимствованиях тут дело. Архитектоника Покровской церкви возвращает нас по меньшей мере на полтора столетия назад, к многостолпным храмам. Хотя в филёвском храме столпов как таковых нет, однако «воспоминанием» о них являются главы над «лепестками» второго яруса, окружающими четверик. В связи с лепестками уместно вспомнить и более древнюю постройку — собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре, построенный в 1510-е годы, а перестраивавшийся, кстати, как раз в 1690-е годы (и всё теми же Нарышкиными). И, наконец, конструкция «восьмерик на четверике» — а именно она составляет центр композиции — была известна в русском зодчестве задолго до появления нарышкинского барокко, этого «нового сладостного стиля».
Итак, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — здание центрического устройства. В его нижнем ярусе, полускрытом аркадой, на которой покоится гульбище, находится тёплая церковь (собственно Покровская). В верхний Спасский храм мы попадаем, поднявшись по одной из трёх лестниц (с западной, северной и южной сторон) на галерею. Он представляет собой четверик, все четыре грани которого «округлены» лепестками. В восточном находится алтарь, остальные выполняют функцию притворов. На первый взгляд это почти незаметно, но полукружия имеют разные размеры — южное и северное чуть меньше и «площе», чем западное и восточное. Верхняя церковь довольно высока благодаря восьмерику, поставленному на основной четверик. На этом восьмерике стоят ещё два, последовательно уменьшающиеся. Это колокольня. Подняться на неё можно по лестнице, проложенной внутри храмовой стены. Венчают церковь пять главок — одна над восьмериком и по одной над каждым из полукружий. Необычность филёвского храма — в сочетаниях и деталях. И, конечно, нельзя отрицать украинского влияния: крестообразный план и ориентация глав по сторонам света — оттуда, из Малороссии. В декоре храма также присутствуют многочисленные «украинизмы», выражающиеся прежде всего в обилии гранёных деталей, это и барабаны главок, и восьмигранные окна четверика. Все ярусы завершены фигурными белокаменными аттиками. причём для каждого яруса использован свой орнамент (хотя рокайльные мотивы присутствуют в каждом из них). Нижний ярус визуально подёлён пополам галереей, парапеты которой оформлены декоративными вазонами. Вообще, необходимо отметить, что белокаменные элементы в случае с филёвской церковью выступают в роли контуров, очерчивающих её важнейшие составляющие. Ярусы отделяются друг от друга узорчатыми поясами-аттиками, но и грани каждого яруса подчёркнуты белыми колонками. Композиция храма стремится к симметрии. Это стремление нарушается лишь расположением лестниц (с восточной стороны, где находится алтарь, лестницы нет). Кстати, изначально нижние марши лестниц парапетов не имели. В убранстве верхнего Спасского храма (а именно оно представляет наибольший интерес благодаря своей сохранности) основную роль играет деревянный резной декор. Следует учитывать, что внутри храм невелик по площади, но высок и очень светел благодаря большим окнам в каждом ярусе. Стены не имеют росписей, просто побелены, что ещё более «осветляет» пространство. Многое в храме сохранилось с тех времён, когда здесь молились за обеднями Лев Нарышкин и его племянник Пётр. Даже пол из дубовых плат — и тот современник постройки церкви. К счастью, не лишился храм и своего паникадила, удерживаемого цепью в виде цветочной гирлянды.
Центральное место в системе декора занимает золочёный «уступчатый» иконостас, выполненный в технике «флемской рези». Объёмная резьба, пришедшая к нам из Западной Европы через Белоруссию, стремительно завоевала сердца москвитов, вытеснив из храмов традиционные тябловые иконостасы. Стоит отметить, что прежде, когда сама рама иконостаса была тёмной, резные детали выступали на ней более отчётливо и ярко. Но в середине ХIХ столетия весь иконостас позолотили, и при реставрации изначальную окраску восстанавливать уже не стали. По обе стороны от иконостаса расположены клиросы гранёной формы, украшенные вполне в духе барокко — зримо тяжёлыми кистями на «лентах» и резными корзинками с плодами. На северной и южной стенах четверика, над арками, ведущими в притворы, укреплены трёхчастные киоты, также изобильно декорированые объёмной резьбой. Но, конечно, самым интересным образчиком «флемской рези» (после иконостаса) в интерьере верхней церкви является владельческая ложа «с фонарём»? выступающая из западной стены четверика. Мотивы резьбы здесь схожи с резьбой клиросов, но «преувеличены» в сравнении с нею, а увенчана ложа короной, что даёт основания также назвать ложу «царским местом». Действительно, она предназначалась не только для хозяев усадьбы, но и для их почётных гостей — в том числе и венценосных. Из ложи интерьер Покровской церкви воспринимается самым выигрышным образом. Именно отсюда в равной мере видны все ярусы высокого иконостаса. Внутри ложи остались фрагменты первоначальной росписи «под мрамор». Больше всего старинных икон сохранилось в иконостасе верхнего, Спасского, храма филёвской церкви. Правда, и здесь не обошлось без утрат: образ Спаса Нерукотворного, исчез «в никуда» — то ли во время изъятия ценностей в 1922 году, то ли после закрытия церкви в 1941-м. Это, согласно преданию, была та самая икона, перед которой молился четырнадцатилетний Лев Кириллович Нарышкин, и которая с тех пор хранилась в его семье как реликвия. После постройки церкви образ поместили в местном ряду иконостаса верхнего храма, одев его серебряным окладом с драгоценными камнями. Поскольку икона была небольшой, для неё заказали раму с клеймами, иллюстрирующими историю образа в изложении прп. Иоанна Дамаскина, сохранившуюся до наших дней. Раму писал иконописец московской Оружейной палаты Кирилл Уланов. Кисти Кирилла Уланова принадлежит также икона «Успение Пресвятой Богородицы», помещённая слева от царских врат. Судя по всему, она изначально создавалась «в пандан» иконе Спаса Нерукотворного, на что указывает её композиция.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №97, 2014 г.