«…Здесь на большой поляне у реки находятся остатки небольшой Рождественской церкви, сооруженной в 1750 году и до 1820 года бывшей домовой церковью владельцев усадьбы. Деревянный усадебный дом с флигелем расположены в полукилометре от церкви, на берегу реки».
Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974
Старинное селение Филатово находится в 12 км к западу от города Истры, на обоих берегах речки Маглуши. Селение, входившее в волость Воиничи Рузского уезда, известно уже с середины XVI столетия. В писцовой книге 1567-1569 гг. помещена следующая запись: «За Булгаком Васильевым сыном Лисицына (…) деревня Филатова на речке на Мологощи.
Селение Филатово в старину относилось к приходу Рождественского погоста на Мологоще. Согласно той же писцовой книге, «погост на цареве и великого князя земле на речке на Мологощи, а на погосте церковь Рождества Христова.По преданию, на месте погоста существовал женский монастырь Рождества Христова, разоренный при польском нашествии.
В 1707 году на оброчной церковной земле Думашевы построили новую деревянную церковь – предшественницу нынешней каменной, которая была освящена также в честь Рождества Христова. Благословил ее сооружение известный церковный деятель и проповедник Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский.
В начале 1750-х годов была возведена нынешняя кирпичная церковь, руины которой теперь печально украшают село. Храм был построен женою Камердинера Императрицы Елизаветы Петровны Матвея Иванова сына Воронова Анною Дмитриевной и детьми ее Камер-Пажами Алексеем и Михаилом Александровыми детьми, Думашевыми. Согласно данным ЦИАМ /ф. 454 оп. 3 д. 72 лл. 198, 199-201 об./ (Центральный Исторический Архив Москвы) мы попробуем предложить небольшую картину архитектурного облика храма и его интерьера, составленной согласно метрике, которая была записана по ответам священника Феодора Ивановича Ильинского в январе 1887 года – Настоятеля церкви в конце XIX столетия:«Церковь построена квадратная одноэтажная. Абсида церкви с одним полукружием. В вышину церковь имеет 15 аршин, в длину 8 аршин и ширину – 9 аршин, обмер был внутри церкви без стен.
Церковь построена из кирпича и цоколь ее из белого камня. Стены выкладены все сплошною кладкою из кирпича и сохранились в своем виде, имеют железные связи. Наружные стены были вовсе гладкие, а в недавнее время по штукатурке сделаны отборки и кой-какие украшения из алебастра. Карнизы есть и тянуты в недавнее время из алебастра. Кровля на сводах церкви на четыре ската железная и окрашена краскою, кровля старая и ничего замечательного больше нет. Фонарь на сводах глухой цельный без украшений. На церкви глава одна, покрыта вгладь белым железом. На церкви крест медный позлащен, осьмиконечный без украшений и без цепей. Окна в церкви обыкновенные продолговатые, в алтаре их всего три в 8 стекол, отливы небольшие и внутрь и наружу с железными прутовыми без перемычек решетками, без всяких украшений и без затворей. В церкви устроены три двери железных с вычурными петлями. Паперть устроена с одной стороны и никаких надписей нет. Абсида плиты и больше ничего нет. Клиросы устроены деревянные, окрашенные белой краскою, без особых украшений.
В иконостасе и в алтаре древних икон нет, а за левым клиросом, на особом постаменте находится икона Божией Матери Тихвинская древнего греческого письма в сребропозлащенной ризе чеканной работы, весом 10 фунтов. На ризе чеканная надпись «истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Одигитрии Тихвинския». Есть крепкое народное предание, что икона эта находилась прежде в образной устроителей храма Рождества Христова – гг. Думашевых. Икона находится в дубовом кивоте за стеклом и во всякое время особенно чествуется прихожанами. Сосуд серебряный (Св. Потир) вызолочен, на нем все святые изображения и уборка отличной граверной работы: в середине – Господь Вседержитель, далее – Божия Матерь, Креститель Иоанн, святые архангелы Гавриил и Михаил, а на поддоне в особых небольших клеймах с чернетью – Св. Страсти Господни. По краям сосуда вверху вязью вырезано «Пийти от нея вси во оставление грехов», а внизу на поддоне вязью также вырезано «Сей сосуд устроен в церковь Всемилостиваго Спаса Происхождения Честнаго Креста в подмосковную вотчину в село Окатово, стольника Якова Ивановича Лобанова-Ростовского, лета 7202 (1694) года, сентября в 1-й день»; на особом месте – «Резал мастер Василий Андреев». К Потиру – Дискос, Звездица, два блюдца и Лжица, все – работы одного мастера, серебряные, позлащены, весом 4 фунта. Есть еще два креста напрестольных серебряных чеканной работы, с отливными Распятиями и вверху, над Главою, особым венчиком, серебряным, без пробы, работы незавидной.
Колокольня каменная, из кирпича, цоколь ее из белого камня, была построена гг. Думашевыми в 1815 году, и надписей на ней никаких нет. Всех колоколов шесть. На большом колоколе имеется надпись: «1876 года марта 12 дня отлит в Москве на заводе Андрея Самгина, весу в нем 51 пуд 10 фунтов. Московской губернии Звенигородского уезда в Христорождественскую церковь села Филатова при священнике Феодоре Ивановиче Ильинском и старосте церковном Филиппе Васильевиче Сергееве». Надпись на 2-ом колоколе: «Слит в Москве на заводе Самгина, весу в нем 20 пудов 30 фунтов». На остальных колоколах надписей нет, в 3-ем колоколе весу 5 пудов 30 фунтов, в 4-ом – 2 пуда, в 5-ом – 22 фунта и в 6-ом – 12 фунтов». Здесь заканчиваются сведения, переданные со слов бывшего настоятелем церкви священника Феодора Ильинского.
В начале XIX века Филатовская церковь считалась домовой и приписной к храму погоста, несмотря на то, что она была каменной, а храм погоста по-прежнему – деревянным; 1808 году последний сгорел. Новая церковь на Погосте так и не была возобновлена: это видно из того обстоятельства, что Филатовский храм в 1817 году стал приходским.
Государственный Исторический Архив /ф. 203 оп. 752 д. 4616 1-1/, а именно к Прошению на имя Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, Члена Святейшего Правительствующего Синода, от тогдашнего владельца села – Гвардии Прапорщика Петра Алексеева сына Хоненева. Мы сохраняем орфографию и стиль письма, также как и в предложенном вниманию читателя описании церкви священником Ильинским, приведенном выше.
«В вотчине моей Звенигородской округи в селце Филатове имеется домовая каменная церковь во имя Рождества Христова (…). Церковь приходская, бывшая деревянною, в 1808 году сгорела, служение исправлять велено от Вашего Высокопреосвященства в моей домовой церкви, как отдельно стоящей, до построения новой церкви. С того самого времени, как церковь сгорела, я не имею в виду никакого к тому приготовления, хотя в протчем в том же году от Вашего Высокопреосвященства и дозволено строить вновь церковь на прежнем месте. А потому желаю я домовую церковь утвердить приходскою, естли благоугодно будет Вашему Высокопреосвященству, так как прежде бывшая церковь находилась расстоянием от селца Филатова не более 150 саженей. Таковое желание мое, естли угодно будет Вашему Высокопреосвященству, церковь домовую утвердить приходскою, то всю утварь, ризницу и прочее, принадлежащее сгоревшей церкви, благоволите приказать возвратить из хранения в вотчине Князя Лабанова (Лобанова) селца Александровскаго, которая хранится с того времени. Пред ставляя на усмотрение Вашего Высокопреосвященства фасад церкви домовой, всепокорнейшее прошу оную утвердить навсегда приходскою в место сгоревшей церкви Рождества Христова (погоста) и о сем учинить архипастырскую резолюцию. Марта __ дня 1816 года. К сему Прошению Гвардии Прапорщик Петр Алексеев сын Хоненев руку приложил».На прошение была наложена краткая резолюция: «По оному Прошению Апреля 18 дня 1816 года ОПРЕДЕЛЕНО: исполнить».
При передаче приходу здание бывшей домовой церкви было перестроено: разобрана колокольня, бывшая над трапезной, и пристроена новая – у западного входа. В 1880-х гг. фасады храма приобрели лепной декор из алебастра.К Христорождественской церкви была приписана Казанская кладбищенская церковь в сельце Глебово, которая была построена в 1859 году по благословению Святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. В 1864 году настоятелем Филатовского храма и одновременно приписной к нему Глебовской церкви был священник Петр Алексеевич Минервин.В приход Филатово к 1875 году входили: непосредственно Филатово, сельцо Глебово и деревня Высоково, Букарево, Горки, Чаново, Курсаково; в приходе было тогда 145 домов, 457 прихожан, 490 прихожанок.
В 1890 году при селе находилось начальное училище питомцев Московского Воспитательного Дома. В 1907 году в версте от села на средства владелицы имения Брыкова, сестры известного русского мецената Саввы Морозова, Анны Тимофеевны Карповой, было устроено земское училище повышенного типа, названное в честь С. Морозова. Были построены учебное здание и жилой флигель, которые частично сохранились до наших дней.
В июле 1936 года с Рождественской церкви был снят колокол. 15 февраля 1938 года, на празднование Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме состоялось последнее богослужение: в ночь того же дня священник Алексий Петрович Смирнов был арестован. Последний его Настоятель, о. Алексий служил в Филатовском храме более сорока трех лет…15/28 февраля является днем чествования и памяти ныне канонизированного священномученика Алексия, — тогда же, в 1938 году, на холодной земле Бутовского полигона последовала кончина верного служителя Христовой церкви.
Председателю колхоза было указано: за вознаграждение в сто рублей срубить стропила колокольни, за каждый «очищенный» кирпич церкви была назначена плата – пять копеек. После разрушения колокольни, печальная участь постигла церковную паперть и трапезную: кирпич их был употреблен на постройку скотного двора. Ныне от многострадальной Рождественской церкви остался один остов главной и самой древней ее части – четверика.
Во время Великой Отечественной войны, осенью 41-го в районе сел Филатово и Глебово оборонялся 1306 стрелковый полк 18-й Московской дивизии Народного ополчения, сформированной из жителей Москвы. Промыслом Божиим, сохранился до наших дней исторический дом священномученика о. Алексия, который избежал печальной участи быть сожженным отступавшими немецкими частями: факел, брошенный рукою немецкого солдата, потух, оставив по себе опаленный след.
Восстановление церкви началось Литургией, отслуженной впервые, за семьдесят пять лет разрушения и совершенной 4 июня 2009 года под открытым небом, в непосредственной близости от храма. Божественная Литургия была совершена Благочинным церквей Истринского округа протоиереем Димитрием Подорвановым и Настоятелем Христорождественской церкви протоиереем Андреем Васильевым. Первые работы по очищению прилегающей к храму территории состоялись 11 июня 2009 года.
В настоящее время ведутся консервационные работы, направленные на сохранение основного объема здания церкви. В частности, в период с августа 2009 года по настоящее время удалось спасти находившиеся в аварийном состоянии своды, процент утраты кладки которых был весьма велик. В октябре 2009 года, в канун памяти преподобного Сергия Радонежского, после положенного чина, был установлен временный деревянный крест. 7 января 2010 года на Престольный праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Настоятелем церкви протоиереем Андреем Васильевым был совершен праздничный молебен. Противоаварийные работы коснулись фундаментов северной и южной сторон храма, большое внимание было уделено вычинке кладки соответствующих сторон, их оконных и дверных проемов, которые приняли надлежащую правильную форму. Были отлиты и установлены тяжелые железные фермы для абсидной арки, давшей опасную трещину. В настоящее время продолжаются работы по замене старой осыпающейся кладки на новую, при соблюдении точных размеров и форм общего объема четверика. Исследование фундамента позволило выявить форму алтарной абсиды; сейчас ведутся работы по выявлению фундаментов трапезной части храма и колокольни.
Историческая справка составлена: По материалам книги «ИСТРИНСКАЯ ЗЕМЛЯ», изданной в 2004 году в серии «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья»; По историческим данным, имеющим отношение к Христорождественской церкви с. Филатово и хранящимся в Центральном Историческом Архиве Москвы. Использованы устные свидетельства коренных жителей села.
Существовавшая ранее церковь Рождества Христова на погосте на реке Мологощи, село Филатово тож.
Церковь Рождества Христова, находившаяся некогда на погосте на реке Мологощи, вероятно, была разорена в смутной время, ибо в писцовых книгах 1625-26 гг. Рузского уезда волости в Войничах значится: «Пустошь, что был погост на царя и великого князя земле, а на погосте место церковное Рождества Христова…».
В дозорных книгах 1628 г. церковных пустовых земель Рузского уезда о погосте на реке Мологощи упоминается: «где были дворовые места и огородные попа и причетников церковных и бобылей, те места лежат пусты облогом, а пашни церковные и сенные покосы заросли лесом и не владеет тем погостом никто; да и к той же церкви к Рождеству Христову пустоши не паханы и не кошены, поросли лесом…».
С 1664 по 1706 гг. церковная рождественская земля находилась на оброке у разных лиц, в числе которых упоминаются: Кручина Лыков, крестьяне деревни Филатовой – владение Федора Плещеева и архимандрит Воскресенского монастыря. В 1706 г. церковная рождественская земля отдана была из монастырского Приказа из оброку 2 руб. 2 гривны Козьме и Лариону Думашевым, владельцам деревни Филатовой, находившейся, вероятно, рядом с погостом на Мологищи.
Козьма и Ларион Думашевы на оброчной церковной земле построили вновь церковь Рождества Христова. В оброчной книге Патриаршего Казенного Приказа отмечено: «в 1707 г. на сей земле церковь построена и данью обложена, и в приходную книгу внесена, и данные деньги в 1797 г. плачены».
Пустошь, что был погост, по построении в ней церкви, названа в переписных книгах Рузского уезда Войнической волости 1715 г. «село Филатово, поместье вдовы Матрены Ивановой, дочери, Козьминой жены и детей ее Василия и Якова Козьминых Думашевых, а в селе церковь Рождества Христова, у той церкви во дворе поп Ипат Аврамов».
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.