Фешево. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Село Фешево Яковлевской волости Бежецкого уезда от Твери в 140-ка от Бежецка в 20-ти верстах. Ныне от села, насчитывающего в начале XX века 51 двор с населением 406 человек, осталось лишь кладбище и полуразрушенная Казанская церковь. Кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями декора церковь построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-1819 годах на месте прежней, деревянной. Имела два престола: в холодном храме главный — Казанской Божьей Матери (освящен в 1833 году); в теплой трапезной придельный — Рождества Христова (освящен в 1825 году).
Выполненный в стиле зрелого классицизма храм с довольно редкой объемной композицией представляет собой двусветный четверик со скругленными углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном. С востока к основному объему примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида. В начале XX века церковь подверглась существенной перестройки, в ходе которой разобрали прежние трапезную и колокольню, а вместо них по проекту 1898 года под надзором губернского архитектора В.И. Назарина возвели эклектичные новую обширную трапезную и трехъярусную колокольню с палатками по бокам.
Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных деревнях Гряда, Селищи, Ошекулово, Раменье, Котловица, Морозово, Коноплино, Павшино, Сухариха, Суморядово — 801 мужчина и 861 женщина.
До настоящего времени не сохранились колокольня с примыкающими к ней боковыми палатками, а также главка, венчающая ротонду основного объема, и двухколонные портики на боковых фасадах.

Расположена на кладбище восточнее центральной части села. Построена на средства прихожан по проекту, засвидетельствованному губернским архитектором И.Ф. Эгетмейером, в 1812-25 гг., сменив одноименную деревянную церковь 1731 г. В 1825 г. в трапезной освятили придел Рождества Христова. Главный престол был освящен, возможно, в 1833 г. В 1898 г. был утвержден проект перестройки здания, в соответствии с которым старую трапезную небольших размеров со скругленными углами и примыкавшую к ней колокольню разобрали, а вместо них в 1901 — нач. 1910-х гг. под наблюдением губернского архит. В.И. Назарина возвели более обширную трапезную с трехъярусной колокольней, имевшей по сторонам две одинаковые палатки. К настоящему времени колокольня и боковые палатки почти полностью разрушены. Не сохранились также двухколонные портики на боковых фасадах храма. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями декора. Стены храма и апсиды снаружи оштукатурены и побелены; трапезная, имеющая гранитный цоколь, не оштукатурена. Храм в стиле зрелого классицизма с довольно редкой объемной композицией сочетается с эклектичной трапезной, формы которой ориентируются на барокко и классицизм.
Основной объем представляет собой двусветный четверик со скругленными между раскреповками углами, вытянутый по поперечной оси и завершенный купольной ротондой с цилиндрическим барабаном (глава утрачена). С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане двусветная апсида, несколько уступающая ему по ширине, с запада — более широкая прямоугольная трапезная. От колокольни сохранились фрагменты двух восточных пилонов, от боковых палаток — не значительные остатки северной и южной стен. Особенностью трехосевой композиции боковых фасадов четверика храма является размещение фланговых оконных осей на скругленных углах.
Центральная ось отмечена широкой квадратной нишей с прямоугольным дверным проемом и большим полуциркульным окном второго света. Дверной проем фланкирован белокаменными полуколоннами тосканского ордера, несущими арочный люнет. Полуциркульное окно акцентировано клинчатым замком. На фланговых осях окна первого света прямоугольные с профилированными белокаменными подоконниками и прямоугольными фартуками. Окна второго света, забранные решетками «в расщеп», имеют слегка овальную форму. Оформление скругленных углов четверика дополняют ромбические филенки, расположенные в простенках между окнами первого и второго света. Стены четверика завершены слабо профилированным кирпичным карнизом с крупными белокаменными дентикулами. На ротонде равномерно размещены арочные окна без наличников. По верху ее стен проходит антаблемент с несложным карнизом и невысоким аттиком. На апсиде прямоугольные окна первого света и овальные второго аналогичны проемам на скругленных углах четверика. Боковые фасады трапезной в семь окон симметричны по композиции. Средняя часть фасадов, акцентированная ризалитами небольшого выноса с пилястрами на флангах, завершена аттиковым антаблементом с филенчатым фризом, несущим треугольный фронтон. Все окна прямоугольные, три средних проема выделены наличниками с пилястрами и лучковыми сандриками. Более скромные рамочные наличники фланговых окон, вписанных в большие прямоугольные ниши, завершены простыми полочками.
В интерьере храма доминирует высокое центральное подкупольное пространство. Ротонда опирается на подпружные арки и паруса. Широкие боковые проемы открываются в узкие со срезанными углами притворы, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Апсида, связанная с храмом таким же широким проемом, перекрыта конхой с распалубками над окнами. В трапезной четыре крещатых столба образуют трехнефное пространство, перекрытое системой коробовых сводов с большими распалубками.
В основном объеме сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., выполненной в академической манере. В своде храма видны следы фигур архангелов, в простенках барабана изображены апостолы. Подпружные арки украшены пышным гризайльным орнаментом с розами и виноградными гроздьями. На своде алтаря написан Святой Дух в виде голубя, окруженный херувимами. В простенках между окнами в скругленных рамах расположены фигуры святителей (с севера — Василий Великий). На северной стене размещена композиция «Моление о чаше».
По материалам: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006. http://hram-tver.ru/bejezkrn/feshevobej.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?