Строительный период в монастыре пришелся на середину ХVII века, когда были построены церковь-усыпальница преподобного Мартиниана (1640—1641 гг.) и Святые врата (1649 г.). Колокольня с галереей, которую позже сделали крытой, тоже относятся к ХVII веку. Храмовая часть церкви Мартиниана — восьмерик на четверике — перекрыта большим шатром с восьмигранным световым барабаном, увенчанным главой луковичной формы. В ХIХ веке церковь была увеличена за счет пристройки трапезы вдоль ризницы собора. Снаружи шатер обшит осиновыми досками с зубчатыми краями, имитирующими чешую.
Самой древней частью — 1483 год — в церкви является место погребения преподобного Мартиниана. От благолепного убранства уцелела только деревянная, резная с позолотой рака, установленная в 1646 году при царе Алексее Михайловиче, что следует из надписи на ней. В четырех кругах южной ее стороны, окруженных резным орнаментом, помещены выдержки из жития преподобного. В них кратко рассказывается о его погребении, обретении мощей и первых чудесах исцелений, происшедших у гроба. Крышкой раки является икона преподобного, где он изображен в облике седовласого старца в монашеских одеждах с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова его духовного завещания братии. Над погребением — плохо сохранившаяся фреска 1502 года. Перед алтарем с северной стороны — еще одно возвышение в форме гробницы. Это погребение архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), ученика преподобного Мартиниана, датируемое 1513 годом.
Церковь имеет позднюю, ХIХ века роспись на тему житий преподобных Ферапонта и Мартиниана.
Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru
Шатровая церковь построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана у южной стены собора Рождества Богородицы. Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 года: «Лета 7148 (1640) зачата бысть сия церковь во имя преподобного отца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 149 (1641) году августа 1 дня».
Церковь построена кирилловскими мастерами. Объем церкви прост и лаконичен – небольшой куб с восьмигранным шатром и тонким барабаном. Световое решение интерьера церкви уникально – размещенные только вверху объема окна направляют своими софитами поток солнечных лучей на захоронение Мартиниана, создавая эффект его свечения. Неосвещенное пространство шатра, оканчивающееся световым барабаном, ассоциируется с туннелем, ведущим в Небесное Царство.
В 1502 г. над могилой Мартиниана, на внешней южной стене собора Рождества Богородицы, иконописец Дионисий написал образ Богородицы Печерской с архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем и припадающими на коленях к ногам Богородицы основателями монастыря – Ферапонтом и Мартинианом. После строительства каменной церкви преп. Мартиниана эта часть наружной росписи собора располагается в арочном проеме северной стены церкви Мартиниана. Здесь сохранилось очень редкое изображение (без нимбов) еще неканонизированных в начале XVI в. основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана. Их причислили к лику святых только в середине этого века.
В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары – Плоть и Кровь Христовы.
По материалам сайта Фрески Дионисия http://www.dionisy.com/rus/
Церковь была построена над гробом преподобного Мартиниана в 1640 году.Преподобный Мартиниан — ученик преподобного Кирилла Белозерского пришел в монастырь по приглашению братии после преподобного Ферапонта. Ферапонтов монастырь даже называли Мартемьяновой обителью. Мартиниан — уроженец вологодской земли, из крестьян Сямской вoлости, что на зaпадном берегу Кубенского oзера, в мирской жизни нарекался Михаилом. Удивлял в отрочестве своими успехами, лeгко преодолев трудный пeриод обучения грaмоте, исцелениями, и был пострижен в юношеском возрасте в иноческий чин с имeнем Мартиниан. Прожил 85 лет, 70 из них он провел в мoнашеских подвигах, последние гoды – в схиме.Церковь представлена храмовой частью – восьмериком на четверике, перeкрытой большим шaтром с восьмигранным свeтовым барабаном, увенчанным луковичной глaвой. Снаружи шaтер обшит осинoвыми дoсками с зубчатыми крaями в виде «чешуи». В XIX веке пристроили трaпезную вдоль ризницы собора, таким образом, увеличив здание церкви. Место погребения Мартиниана, умершего в 1483 году, находится у северной стены и является самой древней частью церкви, от убранства которой уцелела только деревянная, резная с позолотой рака, установлeнная в 1646 году при царе Алeксее Михайловиче. Крышка раки – это икона преподобного, где oн изображен в облике сeдовласого старца в монашеских одеждах с развернутым свитком, на котором написаны начальные слoва его духовного завещания братии. Над погребением – плохо сохранившаяся фрeска 1502 года. Пeред aлтарем с северной стороны – еще однo возвышение в форме грoбницы. Это погребение архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), ученика преподобного Мартиниана, датируемое 1513 годом.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/tserkov-prepodobnogo-martiniana.html
Реставрационные работы в церкви преподобного Мартиниана. 1913 – 2013 Осенний сезон – традиционное время завершения реставрационных работ на памятниках архитектуры. В этом году КБИАХМЗ впервые осуществлял часть этих работ по лицензии и специальному разрешению Министерства культуры самостоятельно под авторским архитектурным надзором. Среди них работы в церкви преподобного Мартиниана, связанные с 500-летием обретения мощей преподобного Мартиниана и подготовкой древнего памятника к приезду Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Музей готовится к этому событию с особыми надеждами. Проведена побелка шатра и стен внутри церкви, покраска полов, установлены новые витрины для безопасного экспонирования икон. Привезена новая рака – частичная копия раки ХVII века, ведутся реставрационные работы на иконостасе ХIХ века. 19 октября в церкви преподобного Мартиниана будет совершено Всенощное бдение, 20-го – Божественная литургия. В эти же дни состоятся традиционные Ферапонтовские чтения – конференция просветительного направления, как и деятельность книжника Мартиниана.
Ферапонтов монастырь до этого дважды посещали Святейшие патриархи. Правда, Никон ни разу не был здесь в официальном сане. Патриарх Алексий II, бывший в Ферапонтово 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление своей проницательностью, доступностью и исходящей от него добротой и любовью. Он благословил сотрудников музея на дальнейшее хранение неповторимой богодухновенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы и оставил запись в книге почетных посетителей: «С большим душевным волнением, мы посетили Ферапонтов монастырь и осмотрели фрески Дионисия Мудрого в соборе Рождества Пресвятыя Богородицы в год 490 летия их создания. Божие благословение на труды работников музея – хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи. Посещение этой святыни земли русской оставило на нас глубокое впечатление и мы благодарим Бога за эту возможность. + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 15 августа 1992 г.».
Примечательно, что и сто лет назад монастырь ожидал высоких гостей. Это было время женской обители. Ферапонтов мужской монастырь, ведший древние монашеские традиции с конца ХIV века, был упразднен в 1798 году за бедностью. В декабре 1903 года стараниями игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) было получено разрешение на открытие здесь женского монастыря. Труды матушки по возобновлению богослужений и обустройству жизни монахинь стали причиной исследований монастырских строений сотрудником Императорской археологической комиссии, академиком Петром Петровичем Покрышкиным. Данная им высокая оценка подлинной древности монастырских зданий и разработанный проект реставрации впоследствии послужили сохранению старинного архитектурного ансамбля.
По смете П.П. Покрышкина на все восстановительные работы в монастыре нужно было 50 тысяч рублей, а на первоначальный ремонт в церкви Мартиниана требовалось всего 5 тысяч с дополнительным указанием архитектора, что «весьма желательно произвести ремонт фундаментов, цоколей и крыш во всех зданиях одновременно». Чуть позже матушка Таисия докладывала в записке, предназначенной для представления императору Николаю II: «Храмы, переданные причтом монастырю, слишком ветхи. Всех храмов 4, но 2 из них грозит разрушение, почему в них совершать богослужение невозможно; совершаются же таковые лишь в одном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы … Церковь Преподобного Мартиниана треснула по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, цоколя её слабы, юго-восточный угол откололся и грозит отпадением; алтарь очень слаб. Полы ветхи, покосились в сторону Раки Преподобного».
В 1912 году после проведения Всероссийских тарелочного и кружечного сборов и частных пожертвований на всех постройках монастыря, в т.ч. и на церкви Мартиниана, развернулись широкомасштабные восстановительные ремонтные работы. Работы велись под контролем Комитета по восстановлению Ферапонтова Белозерского монастыря, созданного ещё в январе 1912 года. Инициатива по созданию Комитета вероятнее всего принадлежала архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому), известному своей просвещенной деятельностью по сохранению древнерусского церковного наследия. В апреле 1912 года им был утвержден Устав Комитета, где указывалось, что Комитет осуществляет «ремонтные и реставрационные работы по предварительному соглашению … с Императорской Археологической Комиссией». Председателем Комитета был выбран князь Алексей Васильевич Оболенский. В состав также вошли хорошо знавшие условия существования древних памятников общественные деятели: князь С.В. Оболенский, княгиня О.А. Оболенская, граф П.С. Шереметев, член Государственного Совета граф Д.А. Олсуфьев, академик архитектуры А.В. Щусев, автор исследования фресок Дионисия В.Т. Георгиевский, исследователи и исполнители архитектурных работ П.П. Покрышкин, К.К. Романов, А.Г. Вальтер, автор первой истории Ферапонтова монастыря И.И. Бриллиантов.
В церкви Мартиниана в год 400-летия обретения мощей преподобного планировалось: «а) сделать черный бетонный пол и настлать по лагам деревянный пол, б) потолок поднять, не затрагивая сохранившихся на южной стене паперти каких-либо деталей; в) двери с южной стороны и окно над ними открыть, а два окна по сторонам заделать; г) крышу на церкви сделать из осинового дерева по образцу существующей; д) в барабане над шатром открыть окно; е) главу переделать, придав ей вид луковицы; ж) кровлю над западной папертью (пристройкой) и над алтарем покрыть железом, оставив её в прежней форме; з) потолок паперти сделать плоским, несгораемым и по-возможности поднять.
В «Отчете о деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины за 1913 год» сообщается, что для проведения работ в Ферапонтово был приглашен архитектор Аркадий Германович Вальтер, перед которым в первую очередь была поставлена задача укрепления фундаментов всех монастырских построек, после чего необходимо было провести планировку («выемку земли до первоначального уровня») прилегающей территории. Работы начались 11 мая. Поскольку, накануне причиной разрушения зданий была признана недостаточная глубина фундаментов, новые фундаменты из «околотой булыги на цементном растворе» были заглублены на 0,85 ‒ 1,25 саженей. Для защиты стен от брызг был сделан цоколь из тесанного гранита. За сезон 1913 года удалось отремонтировать фундаменты собора Рождества Богородицы и церкви Мартиниана, в т.ч. и её алтарной апсиды. Все остальные запланированные в церкви преподобного работы были перенесены на следующий год, когда удалось сделать новый потолок и покрыть трапезную железом. Императорская археологическая комиссия не согласилась на изменения формы «нижних пролетов» церкви, решение по которым принималось на двух «особых реставрационных заседаниях 27 марта и 17 апреля с участием представителей от Императорской Академии Художеств, Святейшего Синода и Министерства Внутренних Дел».
В 1915 году были раскрыты окна в барабане, исправлена кирпичная кладка шатра, после чего шатер покрыли тесом. Внутри церкви проведена побелка, сделаны новые оконные заполнения и деревянные проолифленные полы, перекрашен и частично позолочен иконостас. Невыполненными остались планы по раскрытию южного портала церкви с закладкой окон по его сторонам и изменению формы главы.
В отчетах нет упоминаний о каких-либо работах на месте захоронения прп. Мартиниана, поскольку своды над мощами были возобновлены в 1910 году с заменой сгнившего пола над ними. Видимо, о ведении этих работ не была извещена Императорская археологическая комиссия, в связи с чем граф Алексей Алексеевич Бобринский 2 октября 1910 года отправляет новгородскому губернатору телеграмму: «Императорская Археологическая комиссия покорнейше просит просвещенного содействия немедленному прекращению ремонта церквей Ферапонтова монастыря впредь до представление комиссии проекта реставрации». На что губернатор переадресует просьбу о скорейшей приостановке работ архиепископу Новгородскому и Старорусскому Гурию (Охотин) с просьбой передать это распоряжение в Ферапонтово телеграфом. В ответ временно управляющий Новгородской епархией епископ Тихвинский Андроник отвечает губернатору, что в никаких работ в храмах монастыря не ведется, и только с разрешения новгородского епархиального начальства над мощами преподобного Мартиниана заведены новые металлические балки взамен сгнивших. Немного позднее игумения Серафима (Сулимова) объясняла в письме К.К. Романову, что при переборке пола «ничего не изменено, только старый сруб внутри вынут, т.к. он оказался весь сгнивший … Внутри сделаны своды и на них наложен в прежнем виде новый пол». Продолжением этих работ позднее явилось устройство нового пола во всей церкви. В 1998 году по благословлению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) при замене пола и понижении места расположения раки фрагмент старого настила под ней с надписью «Возобновлены своды под ракою Преподобнаго Мартиниана 1910 года августа 29-го дня при игумении Серафиме» был разобран и передан на хранение в фонды музея.
Незавершенность реставрационных работ в 1913 году не явилась препятствием юбилейному празднованию обретения мощей преподобного Мартиниана. Почетными посетителями монастыря в этот год были архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений, епископ Измаильский Неофит (Следников), новгородский губернатор М.В. Иславин, товарищ прокурора В.В. Шликевич, действительный статский советник Н.Г. Серповский, князья А.В. и С.В. Оболенские, княжна О.А. Оболенская, графы М.А. и Ю.А. Олсуфьевы, графиня С.В. Олсуфьева, профессора Санкт-Петербургского университета А.И. Яцимирский и Санкт-Петербургской Духовной академии А.И. Бриллиантов, художники Е.И. Брягин, Д.С. Стеллецкий и другие. Праздничную литургию 7 (20 октября) отслужил епископ Кирилловский Иоаникий (Дьячков) в сослужении 12 иереев при большом стечении народа, монашествующих и клира, о чем он оставил запись в книге почетных посетителей Ферапонтова монастыря.
В год 400-летия обретения мощей преподобного Мартиниана церковь, освященная в его честь, и ферапонтовская женская обитель только начинала восстанавливаться. Юбилей придал дополнительную известность Ферапонтову монастырю. 3 августа 1913 года матушка Таисия с 19 сестрами была на приеме в императорской семье. Настоятельница читала стихи собственного сочинения по случаю поднесения вышитого монахинями стяга-знамени. Во время приема речь могла идти и о проблемах восстановления Ферапонтова монастыря.
13 апреля 1914 года по инициативе архиепископа Арсения с разрешения Синода был проведен новый Всероссийский кружечный сбор. В это же время в Государственной Думе рассматривался вопрос об ассигновании 35 тысяч рублей на реставрацию монастыря. 19 февраля на заседании Думы «Законопроект об отпуске из казны средств на обновление Ферапонтова женского монастыря» был признан желательным, и передан на рассмотрение бюджетной комиссии, где тоже получил положительные отзывы. 26 июня «Закон об отпуске 35 тысяч рублей на восстановление Ферапонтова женского монастыря», одобренный Государственной Думой и Государственным Советом, был утвержден Николаем II. Новые поступления денежных средств позволили продолжить масштабные реставрационные работы, обеспечившие условия для сохранения ферапонтовских памятников. Эти документальные свидетельства начала ХХ века раскрывают пример взаимодействия церковных и светских властей на поприще сохранения древних святынь русской православной культуры.
Богослужения в ц. Мартиниана, прекращенные в 1929 году, вновь возобновлены с 1991 года, когда ферапонтовской православной общине музеем были переданы в аренду надвратные церкви и достигнута договоренность о праздничных богослужениях у мощей преподобного.
Е.Н. Шелкова, хранитель церкви Мартиниана. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=165933