Преподобный Ферапонт родился в Волоколамске, в семье бояр. В юности постригся в московском Симоновском монастыре, откуда ушел с прп. Кириллом на Север. В 1398 г. он, стремясь к безмолвию, оставил Кирилла, пришел сюда и поселился на невысоком холме между Бородавским и Пятницким озерами в чрезвычайно живописном месте. Через 10 лет, когда Ферапонт отправился в Можайск для основания там обители, в монастыре было около 15 монахов и церковь Рождества Богородицы. Достойным наследником Ферапонта был прп. Мартиниан. Плодами его трудов можно считать то, что из монахов монастыря вышли видные архиереи — архиепископ Ростовский Иоасаф(Оболенский), епископ Пермский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. С 1666 по 1676 гг. в монастыре был заточен патриарх Никон. В XVIIв. монастырь прозябал и в 1798 г. был упразднен. В 1857 г. территория бывшей обители была обнесена невысокой оградой. В 1904 г. монастырь был возобновлен как женский по инициативе игумении Таисии, которая и стала его первой настоятельницей. До 1920 г. в обители проводились восстановительные работы…
Ферапонтов монастырь невелик. Собор Рождества Богородицы(1490) — первый каменный храм Белозерья. Позднее были пристроены паперти, ризница и др. Храм известен на весь мир благодаря тому, что его росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца Дионисия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием в 1502 г. покрыли собор росписями, большинство из которых посвящено жизни и чудесам Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения с трапезной палатой(1534) построена ВасилиемIII в благодарность за рождение сына Иоанна(в 1528 г. ВасилийIII с женой Еленой Глинской молились в монастыре о даровании наследника). Комнатки в стенах храма служили книгохранилищами и тайниками. Трапезную и собор соединяет переход с колокольней (XVII в.). Шатровая церковь Мартиниана (1640) была построена над гробом преподобного. Позднее пристроили трапезную. Могила прп. Мартиниана находится у северной стены. Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами(1649) — единственные действующие храмы обители. В линии ограды справа от Священных врат находится Казенная палата (XVI в.). Монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Расположен в 19 км к северо-востоку от Кириллова.
Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.
Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.
Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.
В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.
С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.
Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.
Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола, собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.
Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.
Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.
Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П. Платоновым, им же восстановлены звоны.
Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником.
В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.
Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.
Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru
Монастырские постройки
Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались еще в конце ХIХ века. В состав построек входят:
1. Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Холодная церковь. Придел во имя Святителя Николая Мирликийского. Иконы вывезены, находятся в разных музеях, третья их часть — в Кирилло-Белозерском музее, в экспозиции. Иконостасная рама уничтожена в 1930-е годы. Вся внутренняя поверхность расписана в 1502 году в технике фрески по сырой штукатурке ростовским мастером — иконописцем Дионисием. Две наружные фрески украшают главный вход в собор и усыпальницу преподобного Мартиниана. На фресках ведутся ежегодно сезонные реставрационные работы.
2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530-1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV, после богомольной поездки царской четы по Белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен поступал во второй ярус теплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице).
В ХIХ веке разделение на церковь и трапезную устранили, объединив строение общим замыслом: церковь стала алтарем, а трапезная — предалтарной частью церкви. До 1990-х годов в алтаре сохранялся престол, жертвенник, запрестольный образ, семисвещник, полный иконостас со всеми иконами. Несколько лет назад музеем были внесены изменения: изъяты престол, жертвенник, иконостас, солея, киоты и даже пол в алтаре. Алтарь используется как складское помещение.
В трапезной находится экспозиция: подлинные вещи преподобного Мартиниана, его рака из усыпальницы, игуменское место, стол и кресло из надвратной церкви патриарха Никона, антиминс из собора Рождества Богородицы, крест на освящение престола надвратной церкви, переметные скамьи, глиняная посуда, несколько икон разного времени. В подклете трапезной выставка народного отдела «От снопа до сарафана» — экспонируется до 20 самодельных ткацких станков /кросна/, прялки и другие предметы крестьянского быта.
3. Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана. 1640-1641 гг. с пристройкой трапезы ХIX в. Сохранился иконостас (поздний) с иконами, киоты. На иконостасной раме и киотах большие утраты резных деталей. В нише северной стены, примыкающей к подклету собора Рождества Богородицы, покоятся нетленные мощи одного основателей монастыря — преподобного Мартиниана.Музеем добавлены киоты с иконами в интерьере, но изъято возвышение над погребением преподобного Мартиниана, сбита часть кирпичной кладки склепа, изъята рака преподобного для экспозиции, ее заменил ящик по форме раки. Фреска над захоронением преподобного плохо сохранилась, значительные утраты относятся к ХIХ веку, когда выступавшую часть пилястры собора сбили, а поверх фрески нанесли новый штукатурный слой и расписали заново.
4. Святые врата. 1649 г. Над воротами (большими и малыми). Надвратные церкви: Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта. Церкви полностью сохранили свою первоначальную архитектуру, включая каменные престолы плиточный пол, деревянные пристенные жертвенники, Горние места, дубовые связи, оконные проемы, две части прежнего тяблового иконостаса (один расписной). Сохранившаяся иконостасная рама поздняя, с имитацией позолоты и резьбы с плохо сохранившейся лепниной. Деисусный ряд под записью, реставрирована одна икона – «Спас в силах» ХVII в. Царские врата резные. В местном ряду — чтимый образ Богоматери «Скоропослушницы», перемещен из церкви Благовещения (запрестольный образ). Икона написана на Святой горе Афонской в русском Пантелеимоновом монастыре в 1911 г. в благословение возобновленной женской обители. Основная часть местного ряда написана современными иконописцами по образцам древних икон. Икон в приделе в деисусном ряду нет, в местном — две.
К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний ее этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является ее ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей. В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ века.
5. Казенная палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. 1-й этаж был сушилом, на 2-м была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на 1-м этаже выставочное помещение.
6. Колокольня кон. ХVI в. Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами — папертью с главными храмами — собором Рождества Богородицы и церковью Благовещения. Галерея относится к ХII в., крыта кровлей позже. Ярус звонов открытый с четырех сторон. Набор колоколов 17. 11 из которых современного литья, изготовлены в Воронеже на средства Фонда культуры. В шатре колокольни имеются старинные башенные часы. Реставрация их не завершена.
7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. ХIХ и ХХ вв. До ХIХ в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда не имела. От каменной ограды ХIХ в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е годы. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно не удачный, поскольку не несет никакой логической нагрузки, декоративный).
Келейные и хозяйственные постройки монастыря не сохранились, они были деревянными. Для женской обители в нач. ХХ в. были выстроены три больших двухэтажных корпуса, один из них — игуменский — прилегал к северной пристройке Святых врат. Два других находились на северной стороне, за храмами, там же была столовая и хозяйственные приспособления. Кроме корпусов на территории монастыря было несколько строений на склоне перед монастырем: гостиница для паломников с чайной, скотные дворы (от них сохранилась каменная постройка, где жили скотницы) вблизи Бородаевского озера, а также деревянная школа для девочек, построенная в 1909 г. на средства монастыря и содержавшаяся за счет обители (находится на южном склоне под монастырем; сейчас там живут две семьи работников музея).
За западной оградой монастыря бил источник преподобного Ферапонта, откуда верующие брали целебную воду, но с проведением дренажных на территории монастыря источник ушел в землю. На территории находятся два колодца, один за алтарем собора Рождества Богородицы, второй возле поварни. Во времена действующего монастыря использование колодезной воды давало возможность естественным образом отводить от собора Рождества Богородицы лишнюю грунтовую воду, что препятствовало подсосу влаги. Дренажные работы, проводимые в 1990-е годы, окольцевали общей системой стока вод сквозь оба колодца через монастырское кладбище.
Южный склон монастырского холма использовался под огороды, западный, вдоль берега был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Монастырский двор также был в зелени, от Святых врат вели липовые аллеи к церкви преподобного Мартиниана и к колокольне. Часть посадок музеем была вырублена как заслоняющая архитектуру.
За северной оградой вдоль дороги стояли дома священнослужителей монастыря монастыря. Эта часть Ферапонтовской Слободы называлась Поповка. Дома отошли к школе после закрытия монастыря и изгнания семей священников.
Из отклоненного Министерством Культуры проекта совместного использования зданий музеем и монашествующими.
Е. Стрельникова, 1999 год. По материалам сайта www.ferapontovo.ru
… Высоко почитаемый в XVI веке русской знатью монастырь к середине XVIII века потерял своё былое величие. Екатерининским штатным расписанием 1764 года он был причислен к третьеклассным монастырям, с ежегодным денежным содержанием в 806 рублей и списочным составом в 12 монахов. Пашни, леса, деревни, крестьяне, принадлежавшие монастырю, изымались. При Павле Первом ситуация чуть улучшилась и даже были выделены средства на ремонт обители, но это монастырь не спасло — в 1798 году он был упразднен «за ветхостью».
Древний Рождественский Собор стал использоваться как приходской храм и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не случай. Преподаватель Петербургской духовной семинарии, уроженец этих мест, сын священника соседнего с Ферапонтовым Цыпинского погоста, Иван Иванович Бриллиантов оказался, по совместительству, еще и литератором и историком. Именно он первым обратил внимание на старинные фрески и в 1899 году выпустил отдельной книгой первое полное описание Ферапонтова монастыря, упомянув имя иконописца Дионисия — уже известного по росписям Успенского собора Московского Кремля. Книга, по обычаю того времени персонально разосланная не только специалистам-историкам, но и влиятельным должностным лицам, имеющим возможность сделать что-либо в помощь монастырю, вызвала широчайший отклик в научной и церковной среде. Одно из ответных писем пришло от настоятельницы Леушинского монастыря (в ста км от Ферапонтова, сейчас Леушинский монастырь покоится в водах Рыбинского водохранилища), игуменьи Таисии, известной своей деятельностью по организации новых и возобновлению упраздненных старых монастырей, имеющей к тому же весьма полезные знакомства, в частности, с Иоанном Кронштадтским, выдающимся церковным деятелем той поры :»… во мне возгорелось сильное желание возобновить эту старинную святую обитель, превратить ее, конечно, в женскую… Ферапонтова обитель, можно сказать, под руками, и я бы не отказалась приняться за дело…Пишу это Вам только для того, чтобы сообщить, какое впечатление произвела на меня Ваша книга…» В 1903 году в Ферапонтовском монастыре появились первые насельницы, приехавшие из Леушина, под руководством матушки Таисии обитель начала оживать. Изрядно обветшавшие за годы забвения монастырские здания требовали срочного ремонта и обустройства. Архитекторы-инженеры провели необходимые обследования и составили план работ, в результате чего в 1912 году началась масштабная реставрация монастыря и, главное, Богородице-Рождественского собора.
Восстанавливая Рождественский Собор, не могли не обратить внимание на древние фрески. Автограф Дионисия на северной арке смог перевести со старославянского еще И.И. Бриллиантов, а в 1911 году вышло первое, роскошно иллюстрированное, полное описание всех росписей собора, автором которого стал Василий Тимофеевич Георгиевский — выпускник Владимирской духовной семинарии, церковный археолог, преподаватель, историк, фотограф. С докладом «Фрески Ферапонтова монастыря» он выступил 31 декабря 1911 года на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге, фактически вернув миру имя и творчество великого Дионисия. Доклад имел сильный общественный резонанс, и уже в 1912 году был учрежден Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии под председательством князя А.В. Оболенского, дважды — 27 мая 1912 и 13 апреля 1914 года — проводились всероссийские сборы пожертвований на восстановление обители.
…В 1923 году монастырь в Ферапонтово был закрыт, формальной причиной послужила неуплата пролетарскому государству налога в 2 миллиарда рублей, последняя служба в храме среди фресок Дионисия состоялась в 1924 году. Земли, скот и инвентарь монастыря присоединили к Лукинскому совхозу, монашек выселили на улицу. Здания монастыря остались фактически без охраны. Вплоть до 1926 года в монастырских стенах располагалась сельскохозяйственная артель, в которой работали бывшие послушницы обители. К счастью, уже при новой власти в 1918 году Игорь Грабарь и жена Льва Троцкого (второго человека революции) Наталья Седова (искусствовед по образованию, заведующая музейным отделом Наркомпроса в 1918-1928 годах) через Наркомат просвещения смогли организовать реставрационные работы в Соборе Рождества Богородицы, отправив сюда группу специалистов (работать им пришлось в сложнейших социально-политических и бытовых условиях) — уникальное Ферапонтово было постоянно «на слуху», благодаря высокому покровительству непревзойденный Дионисий оказался на некоторое время под относительной «защитой» от уничтожения. В том же 1918 году в стране началась масштабная кампания по описи и реквизиции имущества церковных общин — чудовищная по размаху и беспредельная по безнаказанности, завершившаяся к началу 40-х годов тотальным уничтожением русского духовенства и закрытием (либо разрушением) 99% храмов. Сохранить неприкосновенным единственный в России полноценный оригинальный ансамбль древней храмовой росписи кисти Дионисия было в тех обстоятельствах делом невероятно сложным — и И.Э. Грабарь, как и во многих других случаях в то время, «пробил» Ферапонтовской обители статус объекта культурного наследия государственного значения, преобразовав монастырь в музей — это случилось в 1926 году, а 20 января 1928 году вся территория монастыря площадью 4,2 га, с расположенными на ней церквями, зданиями и хозпостройками, была передана Главнауке. Впрочем, музейная «охранная грамота» была весьма формальной — фактически, комплекс древнего монастыря, территория которого не была даже огорожена забором, по-прежнему оставался под присмотром одного-единственного сторожа-хранителя, в обязанности которого, помимо обеспечения неприкосновенности и сохранности драгоценных памятников, входило поддержание порядка в зданиях, соблюдения режима хранения, сопровождение немногочисленных посетителей, взаимодействие с органами власти и местными жителями, всё это за более чем скромную зарплату.
В 1918 году из Петрограда в родное Цыпино (деревню под Ферапонтовом) вернулся И.И. Бриллиантов, «первооткрыватель» Ферапонтовских фресок, уволенный из закрытой Духовной академии, и вплоть до своего ареста в 1931 году (и последующего за ним расстрела по приговору «тройки») продолжавший опекать архитектурный памятник — сначала на правах члена комиссии по окончанию реставрации монастыря, затем в качестве участника комисии по описи и изъятию церковных ценностей Ферапонтова, а впоследствии — по велению души, вне должностей, инструкций и директив. С 1930 по 1948 годы ангелом-хранителем Ферапонтова была послушница монастыря Любовь Кирилловна Легатова, на смену которой пришел Валентин Иванович Вьюшин, преданно «служивший» Дионисию до 1978 года, пока здесь не был создан государственный музей всероссийского значения с соответствующим штатом и системой охраны.
Ферапонтову монастырю, основанному в период расширения политического влияния Московского великого княжества, суждено было стать во второй половине XV-XVI веках значительным культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Не случайно поэтому история Ферапонтова монастыря в некоторые узловые моменты тесно сплетается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизрванного государства. Наряду с Кирилло-Белозерским, Ферапонтов монастырь был традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати (Василий II, Василий III, Иван IV, князья Старицкие, Кубенские, Бельские и др.), из его стен на рубеже XV-XVI веков вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, епископ Пермский Филофей, епископ Суздальский ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве — митрополита Спиридона-Савву, патриарха Никона, В монастыре работали книгописцы, писатели (Мартиниан, Спиридон-Савва, Филофей, Паисий, Матфей), талантливые зодчие, иконописцы, мастера прикладного искусства, Здесь в начале XVI века работал вместе с сыновьями Дионисий Мудрый.
В XV-XVII веках Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинников Белозерья. Значительные материальные средства позволяли вести широкое строительство в самом монастыре. Однако со 2-й половины XVII века начинается упадок духовной и хозяйственной деятельности обители. В 1676 году новый строитель монастыря Исайя наблюдал следующую картину: «На церквах и каменных палатах (казенной, сушиленной и поваренной) все кровли сгнили, и после пожара 1666 года в монастыре кельи и около монастыря ограда до сих пор не построены, а остальное строение (кельи, службы и мельницы) все обвалилось и сгнило. В монастырской казне денег и в житницах хлеба нет, братия и служки в монастыре и по селам питаются овсяным хлебом, занятым в долг… ржаной хлеб до 8 августа еще не сеян по бедности монастыря». В дальнейшем оскудение монастыря продолжалось, и в 1798 году он был упразднен. В нем была открыта приходская церковь.Ферапонтов монастырь и места, его окружавшие, привлекали путешественников своей красотой еще в XV веке: «Есть же монастырь на месте том зело красен», — писал Пахомий Логофет в житии Кирилла Белозерского. «Весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест», — отмечал в середине XVI века инок Ферапонтова монастыря Матфей в житии Ферапонта. В XIX веке обитель снова привлекает внимание образованных людей своего времени. Делясь впечатлениями о поездке в 1847 году в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, профессор Московского университета С.П. Шевырев пишет: «Места прекрасные, благословенные! На всяком шагу природа дарит нам здесь свои возвышенные впечатления, освященные памятью мужей, угодивших Богу и засеявших всю эту землю семенами духовного просвещения». Замечательный духовный писатель и путешественник А.Н. Муравьев, побывавший в Ферапонтовом монастыре в 1853 году, отмечает: «Так величава ее (обители) наружность и так живописно положение, что нельзя пожалеть о ее запустении, потому что место сие, как будто нарочно создано для монастыря преимущественно перед многими другими». В 1854 году в «Вестнике Императорского русского географического общества» появилась статья за подписью архимандрита Макария «Описание ферапонтовской волости», составленная уроженцем этих мест иеромонахом Сергеем Мармарисовым. Это первое подробное описание округи, прилегающей к монастырю, самого монастыря, обычаев и языка окрестных жителей. «Вид Ферапонтова монастыря, со всех сторон открытый и очень красивый, возбуждает в благочестивых путешественниках тихий восторг и умиление», — замечает Макарий. В 1898 году сначала в журнале «Странник», а затем отдельной книгой в 1899 году выходит известная работа И.И. Бриллиантова о Ферапонтовом монастыре, в которой он писал: «Ферапонтов монастырь с его окрестностями принадлежит к числу наиболее живописных мест нашего Севера». Побывавший в Белозерье в 1900 году граф П. Шереметев также посвятил ему несколько страниц в своей книге.В декабре 1903 года по определению Синода монастырь был восстановлен как женский. Возникла необходимость в быстром приспособлении старых зданий для нужд нового монастыря. Перестройка могла исказить их облик, поэтому по просьбе архиепископа Новгородского Гурия Императорская археологическая комиссия направила в 1904-1905 годах архитекторов П.П. Покрышкина и К.К. Романова для определения художественно-архитектурных достоинств зданий монастыря. С этого времени начинаются планомерные исследования его памятников, а позже и их реставрация. В 1912 году члены Общества защиты и сохранения памятников старины организовали Комитет по восстановлению Ферапонтова монастыря под руководством князя А.В. Оболенского, потомка архиепископа Ростовского Иоасафа. Комитет направлял всю проектную и реставрационную работу, проводившуюся в монастыре. В 1913-1915 годах по проектам П.П. Покрышкина, К.К. Романова, А.Г. Вальтера и под наблюдением последнего было проведено укрепление фундаментов, восстановление сводов, позакомарных покрытий, ремонт кровель. Работы осуществлялись на пожертвования любителей старины, субсидии Синода и Государственной Думы, а также на средства, полученные от всероссийского церковного сбора «на восстановления древнего собора Ферапонтова Белозерского монастыря», проведенного 27 мая 1912 года. После революции процесс восстановления памятников замедлился, и работы по реставрации проводились лишь от случая к случаю, как это было, например, в 1922-1925 годах (архитекторы В.В. Данилов и А.П. Удаленков).В 1975 году ансамбль памятников Ферапонтова монастыря получил статус филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника под названием «Музей фресок Дионисия». Реставрационные работы, проводимые в музее с 1974 года объединением «Реставрация» (главный архитектор проекта Г.И. Анисимова), предполагают завершение реставрации древнего ансамбля, музеефикацию всех зданий, восстановление дренажной системы, благоустройство территории.В архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря входят шесть сохранившихся построек XV-XVII веков, составляющих два комплекса: основной и при Святых воротах. Основной комплекс составляют стоящие в ряд и объединенные папертями церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1531 годы), колокольня (около 1690 года), собор Рождества Богородицы (1490 год). К южной стене собора примыкает церковь Мартиниана (1641 год). Второй комплекс составляют Святые ворота с пристройками и церковью Богоявления с приделом преподобного Ферапонта над ними (1650 год), а также Казенная палата (первая половина XVI века).Не искаженный последующими перестройками облик зданий придает особую архитектурную значимость памятникам монастыря. Вместе с тем нужно учитывать, что ансамбль складывался постепенно, и очень важно проследить по документам процесс его становления. Имеющиеся в распоряжении исследователей источники вполне позволяют это сделать. В конце XIX века И.И. Бриллиантову были доступны только девять источников, семь из которых хранились в самом монастыре. В настоящее время круг их значительно расширился. Известно 20 описей XVII-XIX веков, значительное количество приходно-расходных книг и других документов. Из них мы узнаем о постоянно проводившихся в монастыре ремонтно-строительных работах: побелке стен, перекрытии и покраске кровель и глав, пробивке новых окон, разборке старых и возведении новых построек.Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы — второе по времени возникновения каменное сооружение Белозерья и самое первое в монастыре (1490 год). Собор представляет из себя крестовокупольный, трехапсидный храм на высоком подклете с барабаном и четырехскатной кровлей. Кровля скрывает закомары, двойной ряд кокошников и основание барабана над приделом Николая Чудотворца в южной апсиде. Первоначально собор не имел паперти, к его входам вели деревянные лестницы. Вероятно, одновременно с его строительством или чуть позже у северо-восточного угла собора была поставлена невысокая часозвонница, вошедшая затем в состав окружившей собор с трех сторон паперти, сооруженной в середине XVI века. Судя по профилю цокольной части паперти и филенкам, украшающим ее боковые стенки, она создана одновременно с трапезной палатой в 1530-е годы. Паперть, вначале открытая, позже была покрыта щипцовой кровлей с «тесом в зубец», затем переделанной в односкатную. На паперть с западной стороны вела «з земли лестница каменная», которая сохранялась до 1794-1797 года. Появившаяся в начале XVIII века в юго-западном углу паперти «рубленная в брус» ризница позже была перестроена в каменную. В 1914 году ее соединили дверью с западной папертью.Первоначально соборные кресты и главы были «опояаны белым железом». Около 1692 года над основным барабаном собора устанавливается новый, существующий и доныне крест — «железный четвероконечный… даяние преосвященного Гавриила архиепископа Вологодского и Белозерского при строителе монахе Корнилии Аки-нине». В первой половине XVIII века белая жесть на главе меняется на «деревянную чешую». Между 1747 и 1763 годами покрытие главы придела Николая Чудотворца тоже становится лемеховым. В 1794-1797 годах над собором появляется четырехскатная кровля и изменяется форма главы. Вероятно, в это же время растесываются окна барабана, четверика, прорубается окно в западной стене над порталом. «Прибавка в олтари вновь окна большого» была произведена в 1777 году (восстановлено в 1987 году). В 1915 году прежний облик окон в барабане и четверике восстанавливается. Таким образом, в соборе сохранилось только три подлинных оконных проема; один в жертвеннике и два в церкви Николая Чудотворца. Срубленные в конце XVIII века при устройстве четырехскатной кровли завершения закомар и кокошников восстановили в 1915 и 1923 годах. Поднятая в 1915 году для удобства проведения работ, четырехскатная кровля собора перекрывается медью, а пространство между кровлей и закомарами закладывается в 1925 году кирпичом.В 1913-1914 годах были укреплены фундаменты собора и его столбов, а деревянное перекрытие подклета полностью заменено на железобетонное. При проведении этих работ были разобраны и уже не восстановлены престолы собора и придела, выполненные из кирпича, пол с солеёй, выложенный из ромбовидных кирпичных плиток красного и черного цветов по бревенчатому накату. В это же время появились бетонные своды в подклети паперти и бетонные стенки с окнами, поддерживающие вновь устроенную кровлю паперти над портальной росписью. Железная обвязка, стягивающая собор на уровне терракотового орнамента, и железные струны, прикрепляющие паперть к собору, появились, видимо, в 1794-1797 годах, а железные связи-стяжки в сводах и арках собора заменили первоначальные дубовые в 1738 году, о чем свидетельствует граффити, сохранившееся на северной стене алтаря; «1738 года сентября в день поновлена бысть сия соборная церковь стенное письмо и связана связи железными радением и рачением игумена Павла и добродеющих в пречестную церковь сию».В соборе, однако, сохранились и первоначальные деревянные конструкции; внутристенные балки, полки ниш жертвенника, перекрытие с росписью над входом в него, тябла иконостаса XVI века, двустворчатые дубовые двери во всех трех дверных проемах. В описи 1775 года отмечается, что у западной «средней двери щиты обиты белым железом… спереди с каменной стороны против средних дверей двери же столярной работы раскрашены красками, сверху до половины забрано слюдою». Эти наружные двери, ветхость которых отмечалась еще в 1747 году, позже сняли, а на их место повесили другие «створные двери», по высоте не соответствующие дверному проему, вследствие чего часть росписи тимпана оказалась ими закрытой. Затем они были обиты железом и неоднократно на протяжении XIX-XX веков красились зеленой краской. В таком виде двери существуют и поныне. В XVIII веке еще стояли в соборе «кругом церкви и олтари лавки дощаные», но они до настоящего времени не сохранились. С 1639 по 1915 год в соборе висело большое двухъярусное медное посеребренное паникадило с двуглавым орлом — вклад в монастырь царя Михаила Федоровича. (Хранится в фондах КБИАХМ).Внутри и снаружи в соборе Рождества Богородицы сохранились росписи, единственные на территории России не только по своим художественным достоинствам, но и по редкой сохранности левкасного и красочного слоев. Это также единственная уцелевшая стенопись Дионисия Мудрого, воплотившего в ней, вероятно, самые значительные достижения восточно-европейской монументальной живописи. В стенописи собора площадью около 800 квадратных метров насчитывается более 300 композиций разной степени сохранности. На откосе северного входа сохранилась надпись, содержащая дату росписей и имена ее авторов: «+ В ЛЕТО 7010 МЕСЯЦА АВГУСТА ВЪ 6 НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НАЧАТА БЫСТЬ ПОТ… А ЦЕРКОВЬ + А КОНЧАНА НА 2 ЛЕТО МЕСЯЦА СЕНТЯВРЕА ВЪ 8 НА РОЖДЕСТВО ПРЕ-СВЯТЫА ВЛАДЫЧИЦА НАШЫА БОГОРОДИЦА МАРИА. ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ // ИВАНЕ ВАСИЛИЕВИЧЕ ВСЕА РУСИ ПРИ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ВАСИЛИЕ ИВАНОВИЧЕ ВСЕА РУСИ И ПРИ АРХ … ХОНЕ + А ПИСЦИ ДЕОНИСИЕ ИКОННИК СЪ СВОИМИ ЧАДЫ О ВЛАДЫКО ХРИСТЕ ВСЕ ЦАРЮ ИЗБАВИ И ГОСПОДИ МУК ВЕЧНЫХ». Впервые надпись полностью опубликовал И.И. Бриллиантов в 1898 году, когда от цифры, обозначающей год, сохранилась только начальная буква «з». Однако, еще в 1692 году надпись хорошо читалась: «… а в соборной церкви и приделе подписано стенным письмом в прошлом 7010 году».Неотъемлемой частью живописного ансамбля собора является его иконостас, основная часть которого была выполнена Дионисием с сыновьями. Первоначально, видимо, двухъярусный, он в XVI-XIX веках неоднократно поновлялся, перестраивался, дополнялся, расширялся, заполняя восточную часть собора, поднимался кверху, переходил на северную и южные стены, заслоняя при этом росписи. Последние две его перестройки относятся к 1753 и 1853 годам. В начале XX века в иконостасе было четыре чина — местный, пядничный, деисусный и пророческий. В 1918 году иконы в связи с их реставрацией были вынесены из собора по распоряжению А.И. Анисимова в игуменский корпус, а в 1919 году перемещены в надвратные церкви, откуда шесть из них в 1933 году поступили в Государственную Третьяковскую галерею, а в 1958 году еще шесть — в Государственный Русский музей. Остальные иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Иконостасная рама, как не представляющая историко-художественной ценности и закрывавшая стенопись, была удалена из собора в 1930 году.
Вторая каменная постройка Ферапонтова монастыря, сооруженная северо-западнее собора в 1530-1531 годах, — теплая церковь Благовещения с трапезной палатой. К ее северной стороне примыкала столовая палата, а к южной — паперть с крыльцом. Сохранилась храмоздательная доска церкви: «ЛЕТА 7038-ГО ПОЧАТА БЫСТЬ СИА ЦЕРКОВЬ ДЕЛАТИ В ИМЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦИ ЧЕСТНАГО ЕА БЛАГОВЕЩЕНИА С ТРАПЕЗИ // ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ВАСИЛИЕ ИВАНОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ, ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ РОСТОВСКОМ КИРИЛЕ, ПРИ ИГУ // МЕНЕ ФЕРАПОНТОВСКОМЪ ФЕРАПОНТЕ + А СЪВЕРШЕНА БЫСТЬ ПРИ СЫНЕ ЕГО ПРИ ВЕЛИ // КОМЪ КНЯЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЕВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ. А СВЯЩЕННА ЖЕ БЫСТЬ ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ КИРИЛЕ ПРИ ТОМ ЖЕ // ИГУМЕНЕ ФЕРАПОНТЕ + ЛЕТА 7040-ГО НОЯБРЯ 21 ДНЯ НА ПРАЗНИК ПРЕЧИСТЫЕ БОГОРОДИЦИ ЧЕСТНАГО ЕА ВВЕДЕНИА».Церковь Благовещения принадлежит к редкой разновидности зданий, являющихся одновременно и звонницей. Это стройный одноглавый храм кубической формы, разделенный на три яруса. Высокий нижний — перекрытое крестовым сводом подцерковье, служившее зимним теплым погребом. Сама церковь занимает второй ярус. Это квадратное в плане бесстолпное помещение с сомкнутым сводом и распалубками по углам, с четырьмя окнами, расположенными попарно на южной и восточной стенах. Дверной проем в западной стене соединяет церковь с трапезной палатой, внутристенная лестница в северо-западном углу ведет на верхний ярус здания — звонницу. Звонница состоит из двух вытянутых вдоль западной и северной сторон помещений, занятых некогда книгохранилищем с тайником, и пяти камер, соединенных узкими проходами с барабаном. В проемах арок звонницы висели колокола, а барабан служил резонатором.Трапезная — обширная, квадратная в плане, одностблпная палата с четырьмя крестовыми сводами, имеющими на стенах двойные распалубки. Из девяти окон трапезной два (в северо-западном углу) сохранились со времени постройки, а остальные семь вновь восстановлены в 1989-1990 годах. Интерьер трапезной — самый ранний из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере в постройках подобного типа. Подклет трапезной (также с крестовыми сводами, но без распалубок) использовался как «хлебня» и теплый погреб. Наружный вид трапезной и церкви Благовещения прост: стены, расчлененные лопатками, прорезаны нишами окон, три из которых (одно на восточной стене и два угловых на северной и западной) сохранили подлинные наличники в виде тонких валиков с арочками и бусинами. Между ярусами проходит тяга несложного профиля. Примыкавшая к трапезной столовая палата с цилиндрическим сводом и двумя окнами использовалась для хранения хлеба, медной, оловянной, деревянной посуды, скатертей. «И с той полаты два входа вниз с лесницами каменными, один под церковь в зимний погреб, другой под ту полату в хлебодар». На каменное крыльцо паперти вели с трех сторон лестницы, а с крыльца — одна на паперть. «Над папертью и над крыльцом и лестницами своды каменные», — сообщается в книге записей расходов за 1851-1878 годы.Первоначально крыша на церкви Благовещения была деревянная («на церкви… кровля делана каморами, крыта тесом», «на трапези и на паперти и над крыльцом кровли крыты тесом просто»). Глава и крест были обиты или «опояны» белым железом, но уже с 1747 года упоминается о главе, обитой осиновой чешуей. В 1794-1797 годах паперть и трапеза связываются железными связями, покрытие церкви изменено на четырехскатное, а глава барабана приобретает сложную барочную форму, и на ней устанавливается новый металлический крест, существующий и по сей день. Кроме того, было сломано крыльцо, а вместо него возведены каменные переходы между папертями собора и трапезной, заложены окна барабана и проемы для колоколов под закомарами. Уже после закрытия монастыря в связи с устройством в 1851-1853 годах в трапезной палате приходской церкви взамен тесной церкви Благовещения был произведен целый комплекс строительных работ: разломана столовая палата, выломан кирпичный пол и вместо него настелен в церкви деревянный, разломаны старые и построены две новые печи, в своде алтаря пробито отверстие для выведения дымовой трубы, разобран кирпичный свод в трапезной, и вместо «оного» устроен деревянный потолок, пробиты две двери в восточной стене трапезной, а в северной стене — два новых окна, изменены откосы в окнах, заложены двери, ведущие в столовую палату. С началом реставрации позднейшие искажения начали постепенно ликвидироваться. В 1915 году по проекту П.П. Покрышкина и под руководством А.Г. Вальтера было частично восстановлено позакомарное покрытие церкви Благовещения, раскрыты оконные проемы барабана, проемы звонницы, воссозданы своды трапезной. В 1980-х годах был возобновлен средний ярус кокошников, восстановлены все окна.Некоторое представление мы имеем и о внутреннем убранстве трапезной. В описи 1715 года отмечалось, что «кругом всей трапезы лавки каменные, на каменных лавках — лавки деревянные с опушкою». В описании 1747 года к ним прибавились «четыре стола дощаные, у тех столов три скамьи с решетками». Четыре из названных скамей дошли до нас. В 1850 году в церкви Благовещения еще находились «очень старинные иконы в таком же иконостасе». После ремонтных работ 1850-х годов, когда трапезная была превращена в церковь, а сама церковь Благовещения стала алтарем при ней, на восточной стороне трапезной был смонтирован новый двухъярусный иконостас, по высоте соответствующий подшитому потолку трапезной. Работали над ним в 1852-1854 годах белозерский купец 2-й гильдии иконописец Александр Акинин и вологодский мещанин Николай Милавин.Вероятно, в середине XVII века соборная церковь была соединена с трапезной каменными переходами («а от соборной церкви к трапезе переходы «каменные»). Между 1680 и 1692 годами над переходами строится «вновь колокольня новая каменная», на которой были «поставлены часы боевые» со «старые деревянные часовни». Колокольня, сохранившая до настоящего времени свой первоначальный вид, принадлежит к редкому типу подобных построек — трехъярусная, почти квадратная в плане, завершенная четырехгранным шатром с луковичной главкой на круглой шейке и крестом. Нижний этаж колокольни со всех сторон прорезан арками: западная и восточная ведут к внутренним лестницам на паперти трапезной и собора, а северная и южная служат воротами на монастырский двор. Вероятно, в конце XVIII века к южной арке было пристроено крыльцо с колонками. Второй этаж колокольни глухой, лишь на его южном фасаде, над крыльцом, устроены два небольших окошка. Верхний этаж, имеющий по две арки на каждой стороне, является ярусом звона. Шатер содержит на каждой грани оконца-слухи. Главка колокольни первоначально была «обита чешуею деревянной, крест деревянной опоян белым железом». В 1766 году главки и кресты заменили новыми. К началу XX века, как свидетельствуют документы, шатер колокольни уже покрыт зубчатым тесом, главка — новым белым железом, а вместо восьмиконечного деревянного креста, упоминавшегося в 1850 году, поставлен позолоченный, однотипный с крестами церкви Мартиниана и надвратных церквей.В ходе реставрационных работ 1913-1914 годов под колокольней были сделаны деревянные ворота, подведены арки и сделана переходная площадка из бетона, восстановлена южная стена лестницы, ведущей к звону, подведен каменный фундамент под колокольню и переходы, заново выполнены с использованием железобетона лестницы на паперти церкви Благовещения и собора, выведены рядом с ними стенки из кирпича. До строительства в конце XVII века новой, в монастыре имелась старая колокольня, возвышавшаяся, видимо, над северо-западным углом паперти собора. По сведениям 1664 года, на ней находилось восемь колоколов: два больших («очасный» и «прибойный») и шесть средних и малых. В 1680 году к ним прибавилось еще пять колоколов: один «прибойный» и четыре средних и малых. Вероятно, со старой колокольни перевесили на новую «средних и малых и перечасных восемь колоколов». В 1692 году к ним «вновь литы два колокола перечасные из монастырской остаточной меди», а в 1775 году к ним добавляется одиннадцатый колокол. Однако в 1898 году И. И. Бриллиантов отмечал в пролетах колокольни только десять колоколов, а по сведениям 1905 года, в монастыре находилось уже всего три колокола; большой, средний и малый. Местонахождение их в настоящее время неизвестно.Интересна судьба монастырских часов. До середины XVII века они находились в деревянной часовенке, возвышавшейся над переходами. Со строительством новой колокольни они были перемещены в нее, а около 1715 года вновь возвращены в часовню, которая к тому времени оказалась уже несколько переделанной. В 1775 году часы опять возвратились на колокольню. К рубежу XIX-XX веков монастырские часы, еще в середине XIX века разносившие звон по окрестным деревням, оказались совершенно испорченными. В настоящее время их восстанавливает мастер-часовщик Ю.П. Платонов из Гатчины.Каменные переходы, соединяющие паперти собора и трапезной палаты, были возведены около середины XVII века, но к концу XVIII века документы сообщают уже об их полуразрушенном состоянии («верхние своды обломались и стены валятся»). При ремонтных работах 1794-1797 годов переходы были сломаны, потому что по ним «ходить было опасно», и «начаты строить вновь». Однако тогда их строительство так и не было завершено, а окончание его следует отнести, по-видимому, к 1836-1838 годам, доказательством чему служит тождество в обработке оконных проемов с возведенными в тот период пристройками и новым алтарем в церкви Мартиниана. Сама церковь Мартиниана примыкает к собору Рождества Богородицы с юга и полностью закрывает его южную стену. Резная надпись на сохранившейся храмоздательной доске сообщает о строительстве ее в 1640-1641 годах. «ЛЕТА 7148 ЗАЧАТА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА МАРТИНИАНА // ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВСЕА РУСИИ // И ПРИ БЛАГОРОДНОМ ЦАРЕВИЧЕ КНЯЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАИЛОВИЧЕ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ // ВАРЛАМЕ РОСТОВСКОМ И ПРИ ИГУМЕНЕ ГЕРАСИМЕ И ПРИ СТРОИТЕЛЕ СТАРЦЕ МИТРО // ФАНЕ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ СИЯ ВО 149 ГОДУ АВГУСТА 1 ДНЯ».Построена была церковь над гробницей преподобного игумена Мартиниана. В 1836-1838 годах к ней были пристроены с запада трапезная, а с востока — новый алтарь. Архитектура храма лаконична и проста; небольшой куб с низким восьмериком над ним, который в свою очередь увенчан открытым внутрь шатром с Тонким граненым барабаном и луковичной главкой. Фасады украшают лишь лопатки и наличники маленьких окон. Первоначально глава и деревянный крест церкви были «опояны белым железом», в 1680 году сообщается, что глава является «каменной», а с 1690-х годов — вновь покрыта белым железом. Вероятно, в 1854 году восьмиконечный деревянный крест церкви одновременно с крестами надвратных церквей и колокольни меняется на дошедший до нашего времени шестиконечный металлический. Шатер, поначалу открытый, с 1763 года упоминается как обитый «деревянной чешуей», а с 1875 года — «зубчатым тесом». На протяжении XIX века он неоднократно, как, впрочем, и другие шатровые покрытия зданий монастыря, красился зеленой краской.Между 1692 и 1715 годами перед западной стеной церкви Мартиниана строится деревянная паперть («з двух сторон забрана тесом в брусе, крыта тесом же»). Между 1763 и 1775 годами ее заменили на кирпичную, а в 1836-1838 годах удлинили на семь аршин. Смета на работы и чертежи была составлена заведующим архитектурной частью по г. Кириллову учителем черчения и рисования Кирилловского уездного училища Иваном Костроминым. Тогда же, в 1836-1838 годах, на месте совсем отвалившегося к концу XVIII века первоначального алтаря со сводами строится новый пятигранный, на южной стене церкви закладывается первоначальный дверной проем и окно над ним, внизу прорубаются такие же, как в новой паперти и алтаре, три окна, а на все окна выковываются новые решетки. Отделявшая паперть от церкви западная ее стена полностью убирается, а настланный «кирпичем мелким в церкви, в олтаре и в паперти» пол заменяется на деревянный.В 1772 году в церкви устраивается «подволока новая тесовая», полностью закрывшая шатер церкви, вероятно, в связи с очередной заменой в 1774 году обветшалого иконостаса на новый золоченый. В 1804 году потолок дополнительно подбивается холстом. В 1837-1838 годах вологодский мещанин Николай Милавин изготовил новый двухъярусный иконостас для церкви Мартиниана, который с небольшими утратами дошел до нашего времени. Наибольший интерес в нем представляют царские врата, сквозные, резные, золоченые с резными фигурками ангелов и Благовещения поверху створок. Первоначальный цвет иконостасной рамы — карминный (ярко-красный). В киотах в фольговых серебряных ризах помещались иконы: справа — «Троеручица», слева — «Казанская».Одновременно или несколько позже создания иконостаса, над ракой преподобного Мартиниана была заменена сень, поставленная в 1776 году на столбах в виде «балдахини деревянной новой столярной гладной резной наборной и личной в пяти лицах работ. На вновь сделанной «балдахине вкруг раки» на семи досках был вырезан 31 образ. Балдахин был позолоченным. «Рака деревянная резная золочена сусальным золотом и в кругах вписаны жития» преподобного Мартиниана вместе с расположенной около нее «решеткой железной с яблоки, все лужено» постоянно упоминается в описях XVII-XVIII веков. В 1646 году она сменила более древнюю раку второй половины XVI века, также резную деревянную. Рака XVII века неоднократно золотилась, на раке имелась икона с изображением преподобного Мартиниана, неоднократно переписывавшаяся в XVII-XIX веках. К XVI веку относятся паволока, левкас и басма, небольшими участками уцелевшие на полях иконы, а прикрывающий ее медный оклад был сделан в 1859 году вязниковским мещанином Иваном Пыпиным. Упоминаемые в 1747 году «над ракой образ Пресвятыя Богородицы Пещерския, по сторонам образы архангелов Михаила и Гавриила, святителя Николая в мантии, образы преподобного Ферапонта и Мартиниана писаны сенным письмом», наряду с самой ракой, являлись остатками первоначального убранства церкви. «Богоматерь Печерская» — часть наружной стенописи собора Рождества Богородицы 1502 года. До 1850 года забеленная, она была записана маслом в 1855-1856 годах (композиция «Погребение Мартиниана»), а затем в 1928 году раскрыта П. Юкиным.Роспись на стенах паперти-трапезной, церкви Мартиниана и ее алтаря возникла в 1855-1856 годах. Выполнил ее живописец Александр Акинин \. Уже в 1868 и 1875 годах она поновлялась устюженским мещанином живописцем Николаем Сулимовым, в 1915 году из-за плохого состояния была забелена, а в 1970-х годах частично раскрыта. Содержание росписи следующее: «при входе по сторонам во весь рост изображены с правой стороны — Мартиниан, с левой — Ферапонт, вверху — Вседержитель. На стенах в 5 больших и 5 малых картинах изображены события из жизни преп. Мартиниана, как они описаны в жизни его. В трапезе на стенах помещено 6 больших изображений из жизни преп. Ферапонта: «Отшествие преп. из Кириллова монастыря», с левой стороны — «Пришествие его на место, где ныне обитель», «Наместник княжеский посещает преподобного», «Преподобный получает пригласительную грамоту от князя», «Отшествие преподобного к князю», с правой — «Прибытие преподобного к князю в Москву» и последнее — «Притча о богатом и Лазаре». На потолках в церкви — «Коронование Божией Матери», а в трапезе — «Преображение Господне». Между живописью выкрашено голубою масляною краскою, а в окнах изображены в виде мраморных досок рамы». Вместе с ракой Мартиниана в описях упоминается также «гроб каменной Иосифа архиепископа Ростовского», ученика преподобного. Эту гробницу и по сей день можно видеть в северо-восточном углу церкви.Главным входом в монастырь служили и продолжают служить каменные Святые ворота с двумя небольшими надвратными храма-ми — церковью Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта. Данные ворота были возведены в 1649-1650 годах на месте разобранных в 1646 году сооружений аналогичного типа. Они дошли до нас почти без искажений. Нижний ярус здания, прорезанный двумя арочными проемами различной величины (эти проемы и являются собственно воротами), разделяется на две части: в северной находятся помещения бывших келий, а в южной — сторожка с папертью над ней. Верхний ярус — помещение церквей. Верх здания увенчан двумя шатрами с маленькими главками на низких восьмериках с кокошниками. Шатры глухие и никак не связаны с внутренним -пространством церквей. Святые ворота как памятник интересны своеобразием архитектуры и почти полной первозданностью. Изменения коснулись лишь пристроек и покрытий. Так, в XVII веке главы и деревянные четырехконечные кресты были «опояны белым железом, а церковь крыта чешуею деревянною». Эти кресты просуществовали до 1854 года и были заменены на существующие шестиконечные металлические, подобные крестам церкви Мартиниана и колокольни. Между 1715 и 1747 годами лемех на кровле заменяется тесом, на смену которому во второй половине XIX века приходит железо. Белое железо на главках в промежуток между 1763 и 1775 годами меняется на лемех, а потом снова появляется около 1850 года. Шатры в 1766 году покрываются лемехом, а потом зубчатым тесом.Произведенные пристройки к Святым воротам следующие: келья — с северной стороны, сторожка с папертью над ней и лестницей — с южной, крыльцо — с западной, наружной стороны. Последнее было деревянным с широкими ступенями, ведущими к обоим пролетам ворот. Построенное в 1775 году, оно просуществовало до 1900-х годов. «Ворота святые каменные, да к ним приделана келья да сторожка каменные ж» упоминаются еще в 1664 году, но о втором этаже кельи сведений нет. Он виден только на иконе, написанной после 1775 года. Второй этаж над сторожкой является папертью надвратных церквей. Западная и южная стены — каменные, а восточная была «забрана тесом в брусье». На крыльцо с рундука вела лестница. В 1915 году по проекту А.Г. Вальтера лестница была сломана, восточная стена сторожки и ее свод ликвидированы. Вместо них была устроена трехмаршевая лестница с бетонированным перекрытием, ведущая на уменьшенную в три раза паперть. С восточной стороны лестница была прикрыта новой кирпичной стенкой со стилизованным порталом.В интерьере надвратных церквей сохранились подлинные архитектурные детали; окна, южный дверной проем, кирпичный пол, уложенный в «шашку». Прямоугольный дверной проем в северной стене появился, видимо, одновременно со вторым этажом кельи. Сохранились деревянные скамьи алтаря и расписные тябла первоначального двухъярусного иконостаса. Новый иконостас, в который вошли как переписанные иконы XVII века, так и написанные вновь, был создан где-то после 1850 года. Нужно также отметить, что до середины XIX века стены надвратных церквей были белыми, обмазанными левкасом высокого качества, Он сохранился большими участками за новым иконостасом. В 1862-1863 годах уже упоминавшийся Александр Акинин снова выполнял в монастыре «разные живописные работы и иконы» и, в частности, выполнил «живопись верхней церкви». Роспись «поправлялась» в 1875 году Николаем Сулимовым.Время появления стенописи Святых ворот («писанная на красках») пока выяснить не удалось. Известно только, что в 1773 году она поновлялась и в таком виде существовала еще в 1850 году. Позже эта стенопись была полностью сбита и заменена существующей, плохо сохранившейся. Примыкающая с юга к паперти надвратных церквей двухэтажная Казенная палата построена в первой половине XVI века. Это самая древняя из сохранившихся на Севере каменных гражданских построек. Она предназначалась для хранения денег, «великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей». Архитектура ее проста и монументальна — массивные стены имеют уступ на уровне пола верхнего этажа, небольшие оконные проемы, расположенные с северной и южной сторон, лишены обрамлений; плоскость западного фасада, обращенного к дороге, прорезают два глубоких оконных проема (нижнее окно освещает первый этаж, верхнее — несохранившиеся полати) и несколько щелевидных окон, освещающих внутристенную каменную лестницу, ведущую на второй этаж. Двухскатная деревянная кровля, ныне покрытая медью, сохранила свою древнюю форму. Изменения почти не коснулись Казенной палаты. Утрачены только две каменные одноэтажные палаты, примыкавшие к ней с востока и имевшие, как и сама Казенная палата, коробовые своды. Они разобраны уже после 1850 года, вероятно, во время продолжения строительства каменной ограды монастыря. Под сводом первого этажа палаты был устроен «мост бревенчат» — полати с дверью, выходящей на внутристенную лестницу. Вверху лестницы, перед входом на второй этаж в стене имелась глубокая ниша-тайник, В западной стене второго этажа, над лестницей — чулан с маленьким окошком и тайником. В ходе реставрации 1914 года в Казенной палате были восстановлены обвалившиеся в конце XIX века своды и устроен новый вход.Кроме сохранившихся памятников, в монастыре на протяжении четырех веков возводилось большое количество деревянных и каменных построек самого разнообразного назначения — жилых и хозяйственных. О местоположении их в настоящее время можно судить лишь по архивным данным и результатам археологических раскопок. Располагались они вдоль всех сторон монастырской ограды: по южной стороне стояли каменные настоятельские и деревянные казначейские кельи, по восточной — деревянные «наместниковы» кельи (построены в 1743 году), а следом за ними — две братские кельи с хлебным амбаром между ними; с северной стороны — две кельи «больнишные» и недалеко от них — баня настоятельская с «отхожей» кельей. Наибольшее количество келий отмечается в описях конца XVII века — 22. К 1775 году многие из них уже пустуют. Среди хозяйственных построек на территории монастыря упоминаются «шваленная да ловецкая» избы, находившиеся у «черных» ворот ограды в северо-восточном углу. Ряд кирпичных построек, возведенных, вероятно, в XVI веке, заменял собой западную часть ограды монастыря. Первая (с севера на юг) — «поваренная полата каменная», затем — «три погреба каменные с сушилами, да полатка каменная ж, в ней писаны лица святых стенным письмом». В последней, как свидетельствует опись 1775 года, «жительство имел святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси». В 1738 году между каменными погребами и Святыми воротами заново были построены четыре игуменские кельи с сенями и чуланами, над которыми чуть позднее возвели второй деревянный этаж. В XIX веке кельи перестраиваются на одноэтажные, а в 1904 году- опять в двухэтажные. В 1968 году этот корпус был вывезен с территории музея для использования под школьный интернат, но при пожаре сгорел.
Вся небольшая территория Ферапонтова монастыря делится на две части: переднюю (парадную), обрамленную фасадами сохранившихся каменных построек, и заднюю, где имелись небольшой огород, широкий луг и кладбище. Последнее занимает всю восточную часть монастыря, начинаясь от алтарей церкви Благовещения, собора и церкви Мартиниана. Насколько древними являются захоронения на кладбище, показывает найденная в 1983 году у трапезной церкви Мартиниана известняковая могильная плита XV-XVI веков над могилой Ивши Ободаева, князя Ивана Ивановича Жирового-Засекина Ярославского. Кирпичная ограда, окружающая монастырь, подобно другим его постройкам, также имеет свою историю. Будучи первоначально деревянной, она неоднократно перестраивалась то после пожара, то из-за ветхости. В середине XVIII века на ее углах появляются «три башни шатровые». Далее в документе сообщается, что «в тои ограде двои ворота проезжие, над одним сушило, где кладется во время монастырского лова сухая рыба». Одни ворота («водяные») находились в северо-западном углу, а вторые — на восточной стороне стены. Опись 1775 года уточняет, что ограда была четырехугольной «с чуланами о две стены», башни на углах — шестигранные, «покрыты шатрами», ворота — «большие створные», а длина всей ограды «по наружной стороне двести тритцать сажен, поперек — шестьдесят две сажени». В 1841-1859 годах крестьяне Ферапонтовской волости соорудили взамен деревянной ограды кирпичную с двумя баш- нями на восточных углах и проезжими воротами с северо-западной стороны. Общая длина новой ограды составила 194 погонных сажени, что несколько уменьшило территорию монастыря, прежде всего с южной стороны. Кирпич на строительство ограды получили путем разборки некоторых древних построек, в частности, одноэтажной пристройки к Казенной палате. Однако просуществовала новая ограда сравнительно недолго. Из-за неглубоко заложенного на глинистых грунтах фундамента уже к концу XIX века она во многих местах дала трещины и развалилась, сохранилась лишь ее южная часть. В 1910-х годах ее заменяют деревянной, а в 1922 году устраивают из штакетника на каменных столбах. В 1981-1985 годах на фундаменте восстанавливается ограда середины XIX века.
М.С. Серебрякова «Памятники архитектуры Ферапонтова монастыря по архивным документам XVII-XX веков»
Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри тесно связаны между собой уже с самого возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл вместе с Кириллом на Белоозеро из Симонова монастыря в 1397 году и поселился с ним на берегу Сиверского озера. Через год он отделился от Кирилла и основал свой монастырь в двадцати километрах к северо-востоку от Кириллова, среди живописной местности, на невысоком холме между Бородавским (теперешним Ферапонтовским) и Паским озерами. Через 10 лет Ферапонт был вызван князем Андреем Дмитриевичем в Можайск для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. Ко времени отъезда Ферапонта монастырь оставался скромной обителью, насчитывавшей около полутора десятков монахов. Интенсивный рост Ферапонтова монастыря начался в середине XV столетия, когда им управлял выдающийся церковный деятель Мартиниан. Мартиниан был человеком просвещенным. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Знаменателен следующий эпизод: в 1489 году новгородский архиепископ Геннадий, которому для борьбы с еретиками потребовались редкие по тому времени церковные книги, послал за ними в Ферапонтов монастырь. В 1489 г. Мартиниан был похоронен в монастыре, а в 1550 г. был причислен к лику Святых и наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря.
Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим нэ знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, связывают начало каменного строительства в монастыре. К середине XVI века монастырь уже имел несколько камен зданий: собор, трапезную, казенную палату. Именно Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия, крупнейшего художника Московской Руси.
С середины 17 века начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства. Характерно в этом отношении показание сосланного сюда (1666 -1676) патриарха Никона: «Жизнь в Ферапонтовом монастыре скудная, вотчинка за ним небольшая и крестьянишки обнищали до конца». Пребывание Никона в Ферапонтовской ссылке, также немало способствовало разорению монастыря. Сосланный сюда после низложения его церковным собором, Никон не хотел считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриарших почестей. Опальный владыка не переставал надеяться на скорое возвращение, а монастырские власти вынуждены были считаться с капризами избалованного властью старца. Для Никона выстроили по его указаниям какие-то особые хоромы — «кельи многие житей с двадцать пять», со «сходами и всходами», на строительство которых истратили 672 рубля, по тем временам сумму немалую. Также среди Бородавского озера соорудили искусственный каменный остров, имевший форму креста. К его столу доставлялись осетры, яблоки, арбузы. С девяти монастырей на его содержание ежегодно взимались всяческие припасы, а позднее – деньги в размере 839 рублей. В 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким, давний враг Никона, предъявил ему многочисленные обвинения, в том числе и в сношениях с посланцами Степана Разина. Никона перевели под усиленный надзор в Кириллов монастырь, где он пробыл еще пять лет, почти до самой смерти.
С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них сломали. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен их обнесли невысокой оградой, частично сохранившейся до наших дней. В начале ХХ века, в связи с 500-летием со времени основания, монастырь вновь ненадолго открыли, но уже как женский. При подготовке к открытию начали новую перестройку, приостановленную вмешательством Императорской археологической комиссии. В 1908-1915 годах в монастыре проводились значительные восстановительные работы, завершенные уже в 1920-е годы. Особое внимание было уделено фрескам Дионисия Рождественского собора, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970-е годы. В советское время в Ферапонтовом монастыре долгое время существовал филиал Кирилловского музея
Из книги: Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. «Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастырь». — Издательство «Теза», Москва, 1994
Община верующих в Ферапонтове возникла более 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским).
Архирейское подворье в Богородице-Рождественском Ферапонтовом монастыре по указу митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия открылось 8 августа 2014 года. В его штате состояли три человека: игумен монастыря — Иоасаф (Вишняков), ещё один иеромонах и иеродиакон. Зимой регулярные богослужения (по воскресным и праздничным дням Литургии, по субботам панихиды, ежедневно молебны) совершаются в надвратной церкви, а на лето музей-заповедник выделяет Мартиниановскую церковь, примыкающую к соборному храму с юга. Как правило, последнее в годичном кругу богослужение, которое совершается в монастыре, выпадает на престольный праздник Рождества Богородицы. Впрочем, раз на раз не приходится: это зависит от погоды.
Возведённый как холодный, Мартиниановский храм сейчас оборудован отопительной системой (электрической, как и весь монастырский ансамбль). Но на полноценный зимний обогрев она не рассчитана, и с приближением заморозков по технологическим условиям её отключают. Температурно-влажностый режим комплекса центральных монастырских храмов предусматривает, что в соборе должно быть обязательно теплее, чем в смежных помещениях и примыкающих пристроенных зданиях. Поэтому фактически свыше полугода — с сентября и, как правило, до Пасхи священники вынуждены служить в маленькой надвратной церкви. Всех желающих помолиться она не вмещает. В селе постоянно зарегистрировано около трёх сотен человек. В праздничный день на Литургии в холодное время года бывает до 25 человек, а тёплое — до сотни.
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии», сентябрь (9), 2019