После смерти святителя Феофана Затворника Вышинского, в его келье нашли: телескоп, скрипку, два ящика с токарными, столярными, переплетными инструментами; палитру для красок и кисти; станок для выпиливания из дерева; фотографический аппарат, токарные станки, верстак; анатомический атлас, шесть атласов географии общей, церковной и библейской; два микроскопа. Иконы, написанные хозяином кельи. Книги…
О книгах — разговор особый. Собрание книг святителя составляло одну из самых богатейших частных библиотек того времени. Помимо духовной литературы, там были научные издания на разных языках, художественная литература — всего более трех тысяч разных книг. На огромную сумму денег.
Вот такой затворник — на скрипке играл и в телескоп смотрел! И библиотеку собирал.
Как бы его могли «захейтить» сегодня! Что неправильный затворник какой-то — на скрипочке играет, книжки собирает, картины пишет (кстати, себя самого написал).
А ведь все эти занятия святого совсем не удивительны. Если человек здоров телесно, у него хороший аппетит. Если человек здоров духовно, это духовное здоровье порождает жадность к познанию Бога и Его законов. Христианину — а христианин и есть человек, вставший на путь выздоровления — свойственно хотеть учиться и во Христе пытаться понять весь мир.
В посланиях апостола Павла встречается интересная мысль. Говоря об иудеях, Павел писал, что их умы ослеплены и на них лежит некое «покрывало», мешающее им понимать правильно ветхозаветные Писания (2Кор.3,14). Как же снять это «покрывало»? Оно снимается Христом, верою в Него — пишет апостол.
Но вера во Христа снимает «покрывало» не только с евреев, и не только в отношении Священного Писания. Христианская вера снимает с глаз всякого человека покров непонимания и равнодушия к окружающему миру. Вся вселенная становится интересной христианину, потому что он прозревает за всякой пылинкой мироздания Божию премудрость, и за каждым жизненным событием — глубину промысла Божьего.
Под взглядом христианина наука обретает полноту смысла, ведь наука изучает Божье творение. Искусство становится подарком верующему — потому что подлинное искусство всегда выражает божественную истину. Любая грань человеческой культуры несет бездну смысла христианину, ибо он знает, откуда что берется, и куда что идет.
Вера Христова открывает путь ко всем тайнам мироздания, верующему человеку становится интересен весь мир, который теперь читается им как своеобразная книга действия Божией силы. Вот откуда эта ненасытность некоторых святых в познании Бога и творения Его.
И мне лично — очень понятен в этом смысле святой Феофан. Насколько по-иному начинает восприниматься мир после обретения веры! Как бы хотелось даже и сейчас сесть за школьную парту, и ушами верующего человека вновь прослушать всю школьную программу: биологию, физику, математику, литературу, историю… Чтобы стать на шаг ближе ко Христу, вникая в составленные Им законы.
И недоумение вызывают христиане, не желающие учиться, что-либо читать, узнавать… Да неужели неинтересно познавать Творца не только в молитве, но и в делах рук Его? Неужели может быть скучно во вселенной, которую сотворили руки Господни? Во вселенной, о которой написано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что же, для Бога это — хорошо весьма, а для нас — скучно?
Потому крещеный человек — счастливейший из людей! Вера во Христа снимает с него покров невежества, глупости, узости. И учит познавать законы Божии, действующие в мире.