Собор Казанской иконы Божией Матери или Казанский собор – православный собор Феодосии, который является ее исторической достопримечательностью.
История Казанского собора тесно связана с Топловским монастырем. В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии, с тем, чтобы эта дача стала именоваться Казанским подворьем Топловского монастыря, и на этом подворье была построена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. 24 февраля 1890 года Священный Синод утвердил за Топловским монастырем это дарение с участком земли в две десятины, с домом, постройками и виноградником для устройства подворья богомольцам церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери и начальной школы для девочек. Горожане Феодосии пожертвовали Казанскому подворью участок земли, прилегающий к нему.
В 1890 году Топловская обитель получила от графа Гейдена драгоценный дар, семейную святыню — икону Казанской Божией Матери. Данный список сделан с Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Петербурге, в Казанском соборе. Она передавалась по наследству в семье графа Гейдена. Икона украшена сребропозолоченной резьбой, вокруг лика Богоматери жемчужный брус с драгоценными камнями. В честь чудесного избавления царской семьи при крушении поезда в Борках граф пожертвовал семейную реликвию Топловскому Параскевиевскому монастырю. 26 июля 1890 года состоялся первый крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери из Топловской обители в Феодосию. В том же году граф Гейден подарил обители ещё одну семейную святыню: крест со святыми мощами Киево-Печерских угодников. В 1891 году на средства этого же мецената игуменья Параскева приобрела на Афоне распятие в полную величину, в подножье которого вложен камень от животворного креста из Иерусалима.
На участке земли, который горожане пожертвовали подворью, 6 августа 1891 года был заложен небольшой храм в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. 22 октября 1891 года церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
В 1907 году на подворье Топловской обители вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор во имя Казанской иконы Божьей Матери. Строительство велось по проекту феодосийского архитектора Г.Л. Кейля в традициях Русско-Византийского стиля. Освящение его состоялось в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.
После революции, в 1919 году, Топловский монастырь, его подворье с храмами и другими постройками было разграблено, пропали православные святыни: икона Казанской Божьей Матери, святой ларец и вся церковная утварь. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.
На протяжении 10 лет, с 1950-1960 гг., по инициативе Симферопольского архиепископа и Крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиреи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.
В 2004 году по инициативе игуменьи Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря, и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию. С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.
В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, вымощена внутренняя территория плиткой и постройка пандуса для инвалидов. В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.
Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон. Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.
http://журналкрым.рф/
Казанский собор вместе с прилегающими к нему постройками был подворьем женского Топловского Параскевиевского Свято-Троицкого монастыря и тесно связан с ним своей историей. Собор был возведен в 1907 году, освящен в 1911 году. Построенный в традициях русско-византийского стиля, собор не обременен множеством архитектурных элементов и кажется лёгким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, три соединенные между собой арки над входом. Купол собора напоминает шлем русского воина, под ним световой барабан с десятью арочными окнами.
В 1919 году был разграблен Топловский монастырь, пострадало и его подворье. Разграбленный храм долгое время пустовал, но в 1943 году был открыт немцами для расквартированных румынских войск. В апреле 1944 года Феодосия была освобождена, но храм не закрыли.
В 1950-60-е годы собор обновили, его внутреннее убранство богато и величественно, стены покрыты художественной росписью. Деятельное участие в обновлении собора принимал Архиепископ Симферопольский и Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), здесь он служил Божественную литургию.
По материалам сайта pravoslavie.ua