Музей Александра Грина в Феодосии, на Галерейной улице, располагается в доме писателя, в котором он проживал и работал с 1924 года по 1929 год.
Мемориально-литературный музей в этом здании действует с середины 1970 года. Первое время развитие новой выставочной площадки курировал Феодосийский краеведческий музей. Проект литературного музея разработан художником-архитектором С. Г. Бродским. Здание примечательно издалека и весьма узнаваемо по фотографиям Феодосии за счет крупного романтического рельефного панно «Бригантина», которым оформлен торец дома.
Постоянная экспозиция музея включает воссозданный кабинет писателя, где внимание уделено бытовым деталям, а также помещения, оформленные в стиле созданного Грином романтического мира: это музейные комнаты «Трюм фрегата», «Клиперная», «Каюта странствий» и другие. Выставка «Грин и современность» размещается в большом зале. Также в музее периодически проводятся временные тематические выставки, встречи с музыкантами, поэтами и художниками.
Образ музея в виде старинного парусного корабля и вся атмосфера внутренних помещений пропитаны творчеством писателя, романтикой морских странствий и способствуют возвращению в радости и мечты детских лет.
Музей Грина в Феодосии — это не обычный академический музей, так как в его основе лежит не биография и жизнь писателя, а мир, созданный в его произведениях, мир его героев. Вся экспозиция музея пропитана духом романтического творчества писателя.
Небольшое одноэтажное здание, бывшее некогда домом для Александра Грина, за исключением лишь одной мемориальной комнаты — кабинета, восстановленного согласно тому виду, который был у него при жизни писателя, получило необычное оформление и превратилось в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и покрыты замысловатыми морскими узлами сизальского каната, а комнаты напоминают трюмы и корабельные каюты и имеют соответствующие звучные названия:
— Карта «Гринландия»;
— Трюм фрегата;
— Каюта странствий;
— Клиперная;
— Ростральная;
— Каюта капитана.
Экспозиция этого дома музея состоит не только из фотографий, гравюр, рукописей, здесь также есть воссозданные части кораблей, модели парусников, старинные морские приборы и карты, маячные фонари, океанские раковины.
На входе в музей Александра Грина за дубовой дверью посетителей встречает «Роза ветров» и рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии, сотворенной и описанной писателем в своих произведениях.
Это один из самых интересных экспонатов музея, созданный в результате внимательного изучения творчества Грина и кропотливых расчетов для достижения максимальной достоверности. Окружение этих островов, морей, заливов на потолке и стенах переносят посетителей в мир приключений — городов со странными названиями, населенными сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками.
Следующая комната музея носит сугубо морское название «Трюм фрегата». В ней преобладает тема морской романтики, собственно, ведущая тема творчества Грина.
Это небольшая комната, стены которой покрыты вантами, сплетенными из сизальского каната, распространяющего горьковато-соленый запах моря, выступающими силуэтами парусников, таких как барк, бригантина, фрегат. Освещение здесь приглушенное, создаваемое корабельными фонарями. «Трюм фрегата» помогает полнее ощутить волнующую поэзию парусного флота.
«Каюта странствий» — комната, посвященная детству и юности Александра Грина. Особенностью ее экспозиции, как и «Автобиографической повести» писателя, является сочетание строгой документальности с романтической возвышенностью: фотографии и книги на полках соседствуют с моделями парусников, старой шарманкой в углу.
При входе в эту комнату первое, что привлекает внимание, это модель клипера — первого парусного судна, появившегося на страницах произведений Александра Грина. Этот факт и обусловил название комнаты, посвященной началу литературного пути писателя.
В потолок «Клиперной» вмонтирован корабельный люк, с которого свисает все тот же сизальский канат с замысловатыми узлами, на окнах — решетчатые ставни, резные знаки зодиака, на одном из подоконников — корабельный фонарь.
Следом за «Клиперной» идет «Ростральная», названная в честь находящейся здесь ростры — носовой части парусного корабля, выполненной почти в натуральную величину. Создается ощущение, что корабль как бы вплывает в комнату. С бушприта свисает корабельный фонарь, а за ним — знаменитые алые паруса. Модель корабля с алыми парусами привлекает внимание почти всех посетителей, ведь это произведение, благодаря которому большинство из них познакомилось с творчеством Александра Грина.
Это одна из наиболее атмосферных комнат дома-музея в Феодосии, воссоздающая уголок капитанской каюты: старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, подзорная труба, карта-лоция, барометр, на полке — книги и звездный глобус. Все здесь, включая капитанскую фуражку на одном из стульев, создает ощущение, что капитан вышел и скоро вернётся.
Именно в этой комнате была написан роман «Бегущая по волнам» — произведение, в котором таинственная и влекущая тема моря звучит с особенной силой, что связано с переездом Грина на побережье — в Феодосию.