Лаковая миниатюрная живопись – уникальное художественное явление, получившее признание во всем мире. Более 200 лет русские художники-миниатюристы не перестают восхищать своим непревзойденным мастерством, многообразием тем и манер исполнения.
Родиной русских лаков стало село Федоскино. Среди многообразия сюжетов федоскинских мастеров – жанровых сцен, пейзажей, портретов, русских сказок, исторических и современных событий – часто встречаются и цветочные композиции. Взяв за основу реалистический голландский натюрморт, художники превращали его в изысканную миниатюру на объёмном предмете. Глубокий черный фон усиливает звучность красок, создает глубину, концентрирует внимание зрителя на тонко выписанных нарядных букетах, а золотой орнамент, обрамляя миниатюру, подчеркивает форму предмета.
Цветочные натюрморты в исполнении одного из лучших федоскинских миниатюристов – Сергея Петровича Рогатова, отличают особенная декоративность и естественность образов. Врезая в лаковую поверхность ларца небольшие перламутровые пластины, он заставляет простые садовые цветы загораться всеми цветами радуги.
Цветочные композиции мастеров Федоскина оказали влияние на появление орнаментально-декоративного направления в ещё одном центре лаковой миниатюры – Мстёре, старинном художественном промысле Владимирской области, известном с XVI века своими традициями древнерусского иконописания. После революции 1917 года в связи с запретом на религию мстёрские иконописцы вслед за селом Федоскино пробуют писать миниатюру на папье-маше. В 1931 году в Мстёре была организована художественная артель «Пролетарское искусство», впоследствии преобразовавшаяся в фабрику миниатюрной живописи.
Основоположником орнаментальной живописи в мстёрской миниатюре стал бывший иконописец Евгений Васильевич Юрин. Его первые опыты пришлись на начало 1930-х годов. В течение нескольких лет ему удалось создать свой оригинальный стиль росписи под названием «юринского орнамента». Это изящные, виртуозно прописанные твореным золотом композиции из стилизованных цветов, листьев и травок. Они образуют цветную ажурную сетку, напоминающую кружево, из-под которого таинственно просвечивает черный лаковый фон. В своих цветочных построениях художник использовал древнерусские узоры чеканки, резьбы по дереву, народной вышивки, цветочные мотивы платков и ситцев.
Свой вклад в развитие орнаментального направления мстёрской миниатюры второй половины ХХ века внесли талантливые художницы Вера Степановна Корсакова и Рита Алексеевна Култышева. В их работах характерный «плафонный» принцип построения композиции. В центре крышки в овале, круге или ромбе – изображение цветочных букетов, их обрамляет, словно рамой, причудливый золотой узор. Яркие, жизнерадостные цветы напоминают пестрый ковер, сотканный безграничной фантазией мстёрских художников на все времена.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#выставки_damuseum
#коллекция_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии