Федорова Софья Васильевна (16.9.1879, Москва — 3.1.1963, Нейи под Парижем) танцовщица. Отец — ремесленник, медник. Училась на балетном отделении Московского театрального училища, по окончании которого (педагог Н.Домашев) с 1.9.1899 танцовщица Большого театра — значилась как Федорова 2-я. В 1900 с большим успехом исполнила партию Мерседес в «Дон Кихоте» Л.Минкуса, заменив заболевшую Е.Гельцер. В том же году была переведена в разряд вторых танцовщиц. Выступала в основном в балетах А.Горского, который создал для нее: в 1901 миниатюру «Танец Анитры» (на муз.Э.Грига) и новую версию партии Жены хана в «Коньке-Горбунке» Ц.Пуни; в 1902 одну из самых значительных партий Ф. — Эсмеральду в «Дочери Гудулы» А.Симона; в 1903- Старуху в «Золотой рыбке» Л.Минкуса (с добавлением музыки др. комп.); в 1906служанку Селестен («Робер и Бертрам, или Два вора» И.Шмидта Пуни, (с добавлением муз. Ф.Шумана, Ф.Шопена, П.Чайковского); в 1910 — Рабыню (жрицу Молоха) в «Саламбо» А.Арендса: в 1914 — Цыганский танец в «Коньке-Горбунке». Среди партий Ф. также: Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Хита («Дочь фараона» Минкуса), Белая кошечка («Спящая красавица» Чайковского), Лиза («Тщетная предосторожность» П.Гертеля), Гюльнара и Медора («Корсар» А.Адана), Жоржетта («Парижский рынок» Пуни), Принцесса («Волшебное зеркало» А.Корещенко). Ф. исполняла характерные танцы: украинский («КонекГорбунок»), панадерос в «Раймонде» А.Глазунова, лезгинка в опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, вакханалия («Времена года» А.Глазунова), индусский в «Баядерке» Минкуса, чардаш («Коппелия» Л-Делиба), испанский («Аленький цветочек» Ф.Гартмана) и др. Ф. была характерной танцовщицей. От исполнения классических партий она, как правило, отказывалась, не чувствуя себя достаточно подготовленной к ним технически. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в ее творчестве. Вяч.Иванов сказал о Ф.,что «всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание.. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Ее область — темная мистика души». В 1909 она приняла участие в первом балетном Русском сезоне в Париже, танцевала Половецкую девушку в «Половецких плясках» А.Бородина в постановке М.Фокина, с В.Фокиной — «Вакханалию» (муз. Глазунова) и сюиту танцев «Пир» (чардаш на муз. Глазунова в пост. Горского, с М.Мордкчным), имела огромный успех у парижской публики. В 1910- одалиска в «Шехеразаде» Фокина (на муз.Н.Римского-Корсакова), 1913 — Таор в «Клеопатре» А.Аренского (с музыкой др. комп.). В 1913 впервые станцевала Жизель в одноименном балете А.Адана, сделав акцент на натуралистической передаче безумия своей героини. Короткое время спустя врачи нашли у нее серьезное нервное расстройство, предвестник скорого психического заболевания. В 1917 закончился срок контракта Ф. с дирекцией Большого театра, но она еще продолжала изредка появляться на сцене. В 1918 ей было приостановлено содержание, в 1919 она переехала в Петроград к своему мужу — П.Оленину, режиссеру и управляющему оперной труппой Мариинского театра. После смерти мужа в 1922 уехала для лечения за границу. Жила в Париже, где давала уроки и периодически выступала на концертной эстраде. В 1925-26 работала в труппе Анны Павловой, в 1928 по приглашению С.Дягилева выступала с «Русским балетом» и спустя 19 лет в «Половецких плясках» снова очаровала Париж. Это было последнее выступление Ф. Вскоре, в связи с обострением болезни, она была помещена в госпиталь, откуда ее забрал друг — Г.Столповский, и поддерживал до конца ее дней.