В рубрике «Процесс и результат» у нас сегодня Федор Иванович, позирующий со своим французским бульдогом Булькой Илье Репину. И весьма неожиданный итог этой многочасовой работы (последний снимок).
Дело было в начале 1914 года, когда Шаляпин гостил в имении Репина в Куоккале. Об этом узнаем из дневников Корнея Чуковского: «В 12 часов дня приехал Шаляпин с собачкой и китайцем Васильем. Илья Ефимович взял огромный холст — и пишет его в лежачем виде на турецком диване. Смотрит на него Репин, как кошка на сало: умиленно, влюбленно. А он на Репина — как на добренького старикашку, целует его в лоб, гладит по головке, говорит ему баиньки. Через несколько дней зашел к Илье Ефимовичу — попросить, чтобы Вася отвез меня на станцию. Он повел показывать портрет Шаляпина. Очень мажорная, страстная колоссальная вещь. Я так и крикнул:
— Когда Вы успели за три дня это сделать?
— А я всего его написал по памяти: потом с натуры только проверил».
Карл Булла успел сделать несколько снимков этого творческого процесса. А о времени, проведенном в «Пенатах», в своих дневниках вспоминает и сам Шаляпин:
«Как сон, вспоминаю я теперь все мои встречи с замечательнейшими русскими людьми моей эпохи. Вот я с моим бульдожкой сижу на диване у Ильи Ефимовича Репина в Куоккала.
– Барином хочу я вас написать, Федор Иванович, – говорит Репин.
– Зачем? – смущаюсь я.
– Иначе не могу себе вас представить. Вот вы лежите на софе в халате. Жалко, что нет старинной трубки. Не курят их теперь».
Известно, что в декабре того же 1914-го Репин выставлял портрет Шаляпина на передвижной выставке в Москве, но, видимо, остался недоволен картиной, продолжил работу над ней. А спустя 10 лет он сообщает Чуковскому: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд».
Корней Иванович поспешил в Пенаты, чтобы своими глазами увидеть, во что превратился портрет. «Репин вытащил несуразную голую женщину, с освещенным животом и закрытым сверху туловищем. У нее странная рука — и у руки Собачка.
— Ах, да ведь это шаляпинская собачка! — воскликнул я.
— Да, да… это был портрет Шаляпина… Не удавался… Я вертел и так и сяк… И вот сделал женщину. Надо проверить по натуре. Пуп велик.
— Ай, ай! Илья Ефимович! Вы замазали дивный автопортрет на этом холсте!
— Да, долой его — и как вы его увидали!?
Про женщину я не сказал ничего…», — вспоминал Чуковский.
Долгое время считалось, что Репин уничтожил не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. И только в мае 2009 года в Чехии под «Портретом мадам Алисы Ривуар» кисти Ильи Ефимовича, который готовили к лондонскому аукциону, было обнаружено более ранее изображение — портрет Шаляпина. Собственно, от самого Федора Ивановича на полотне ничего не осталось, только его собака Булька и подпись художника: дата с левой стороны: «Ил.Ръпин 1914». К слову, картина «Портрет мадам Алисы Ривуар» за 2,04 млн долларов была приобретена Алиной Айвазовой (экс-супругой Леонида Черновецкого) на одном из европейских аукционов. Редкий случай, когда имя покупателя не скрывалось.
#МосковскиеЗаписки