Федькино. Неизвестная часовня у родника «Бездонный колодец».

«В Теренгульском районе есть место, породившее массу легенд и рассказов. О бездонном колодце, спрятанном в густом лесу. Чудесный родник «Бездонный колодец» расположен в пяти километрах от села Федькино Тереньгульского района, меж обросших мохом берез и лип, знают жители всех окрестных сел. Найти его без провожатого трудно: тропка, ведущая к теренгульскому чуду, почти заросла. Раньше сюда ходили толпами – набрать воды, искупаться на Крещение, просто посидеть у построенной рядом часовенки. А в последнее время паломничество почти прекратилось. Дорогу к колодцу размыло дождями. Проехать по ней сегодня отважится не каждый водитель уазика. 
В нескольких километрах от источника расположена ферма Николая Лямаева. Николай Алексеевич живет отшельником – до ближайшего села Федькино километров пять, до Тереньги – все десять. Кругом лес да поля, заросшие разнотравьем. О бездонном колодце Лямаев может говорить долго. Более полутора веков назад родственники фермера пытались измерить глубину колодца. — Дед и бабушка рассказывали мне, что давным-давно на этом месте цвели яблоневые и грушевые сады, возле которых стояла церковь. Говорят, что именно здесь когда-то людям показалась икона Иоанна Предтечи. Но однажды, прямо во время службы, произошло невероятное: церковь ушла под землю. Верующие выбежать из здания успели, а батюшка – нет. Так и сгинул. На месте церкви начал бить фонтан: сначала вода поднялась на высоту аж в семь аршин (около пяти метров). Когда струя спала, сельчане решили исследовать чудо природы. В источник на связанных вместе трех вожжах общей длиной 60 метров опустили двухпудовую гирю. До дна она так и не достала… Так колодец получил название «бездонный».
Вода в бездонном колодце «строгая» — с норовом. — Вот идешь ты с покоса – разгоряченный, вспотевший. Попил воды из источника — и обязательно двигайся, не сиди. Иначе сильно заболеешь, — утверждает Лямаев. – А из других ручьев – хоть бочку выпей да битый час на траве валяйся — ничего не будет. Однажды мой отец так колхозную лошадь загубил. Поехал в лес за дровами. Пока рубил, лошадь залезла в речку, которая берет начало из источника. Застудилась так, что ноги отказали. Пришлось ее лечить, обмазывать глиной. А с отцом колхозное начальство еще долго разбиралось. Кстати, та самая речка даже называется грозно – Браматка (от слова «брань», «битва»). Вода в ней чистейшая – в иных горных родниках такой не бывает. И, по словам Николая Алексеевича, содержит много серебра. — Чай из нее вкуснейший – можно хоть ведро выпить! – улыбается мужчина. – А еще я раньше каждый год на Крещение в роднике купался. В любую погоду! И хоть бы раз насморк был зимой или какая другая простуда! Родник, который у местных жителей издавна почитался за святой (как-никак в этом месте церковь провалилась!), в советские времена пытались «ликвидировать». Заваливали хворостом, палками, камнями… Вода все равно пробивалась на поверхность. А потом, когда религию «разрешили», теренгульский священник построил здесь часовню. Сейчас в ней стоят три старые иконы с полустертыми ликами. — Я до сих пор помню, как бабушка водила нас, маленьких детей, на колодец и пересказывала историю об ушедшей под землю церкви. Говорила: слышите, как сквозь журчание воды колокола звенят? – вспоминает Николай Алексеевич. – Она была уверена, что сгинувший приход рано или поздно поднимется и батюшка закончит свою службу…
Мы отправились на поиски бездонного колодца с одной целью — измерить его глубину. Однако сделать это оказалось невозможно. Несколько лет назад хозяева расположенного неподалеку оздоровительного лагеря решили родник «облагородить». Заточили его в жестяной бак. Но строптивая вода такого отношения к себе не потерпела: «выпрыгнула» на поверхность в другом месте: ушла под гору. Теперь родник бьет не вверх, а вбок, из железной трубы. Как и прежде, давая начало Браматке. Но место у бездонного колодца так и осталось особенным. Привлекает оно не только людей верующих, но и искателей приключений. По легенде, в лесу рядом с родником жили разбойники – остатки войска Стеньки Разина. Лихие люди ходили промышлять на большую дорогу – грабить проезжих. Поговаривают, что и награбленное золото они спрятали где-то возле колодца, чтобы легче было потом отыскать. Но разбойничий клад по сей день так и остался нетронутым… Кстати, окрестные села названы по именам соратников Разина, которые осели здесь на «постоянное место жительства». Федькино – в честь Федьки, Байдуллино – в честь Байдулки…А еще здесь случаются чудеса. — У меня сильно болела мать, лежала, не вставая, — рассказывает Николай Алексеевич. – И вот пришли к ней на Духов день (праздник после Троицы) подруги. Попили чаю с вареньем, а потом в шутку говорят: «Ну что, Зин, пойдем на бездонный?». А она, между прочим, женщина серьезная, отвечает: «Пойду. Отвези меня, Коля». Ну, делать нечего – поехали. Накануне прошел ливень. А перед колодцем крутой спуск: подняться по грязи здесь просто невозможно. Я подумал: до колодца километр, мама не дойдет. Была-не-была, попытаюсь ее до воды довезти! И, знаете, машина пошла, замечательно, в горку поднялась, как по сухому асфальту — у меня аж глаза округлились… Побыли мы с мамой у колодца минут 40. Вернулась она довольная, просветленная. А через две недели умерла. А еще, по словам Лямаева, однажды в лесу заблудились его знакомые. Машина застряла в грязи, вытащить ее удалось лишь глубокой ночью. Куда ехать – непонятно. Ни огонька, ни звука. И вдруг мужчины видят, что по опушке идет женщина. Окликнули ее – не отвечает. Сели за руль, тронулись с места. Подумали: наверное, местная, может, выведет к селу. А она довела их до бездонного колодца и… пропала. От родника «гулены» добрались до дома – найти отсюда дорогу им не составило труда.»
Статья опубликована на сайте «Достопримечательности Ульяновской области», адрес сайта http://ulobl.ucoz.ru/ 

Село Федькино при рч. Канане.
Храм деревянный, построен прихожанами в 1877 г. Престол в нем во имя Архистратига Божьего Михаила.
Ближайшие села: Тумкино в 4 вер., Молвино в 7 вер. и Назайкино в 8 вер. Расстояние от Симбирска 62 вер., от Сенгилея 48 вер., от Теренгульского волост. правл. 7 вер.
Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?