Федино. Церковь Серафима Саровского.

Краснокирпичная церковь в усадьбе П.Д. Ахлестышева построена в 1912 г. в стиле модерн по проекту архитектора В.В. Суслова. Фасады были украшены белокаменными деталями с майоликой. Керамические иконы в киотах и панно «Спас Нерукотворный» были выполнены художником С.Т. Шелоквым. Храм был закрыт в 1930-х гг. и сильно пострадал. В настоящее время восстанавливается.

Необычная и удивительно красивая церковь сохранилась в Федине, недалеко от Воскресенска, в бывшей усадьбе Ахлестышевых. Усадьба здесь возникла относительно поздно, только в начале XIX века, при Н.А.Беклемишеве. С середины столетия ею владела помещица В.Н.Рахманова, затем — ее дочь, генеральша П.П. Ахлестышева, а с 1911 года — ее сын, камергер П.Д. Ахлестышев. От всего былого великолепия сохранился лишь заброшенный липовый парк с каскадом прудов, да церковь Серафима Саровского, построенная в 1909-1912.
Церковь — один из лучших образцов модерна в его неорусском варианте. Это единственная в Подмосковье постройка Владимира Васильевича Суслова (1857-1921), работавшего в основном в С.-Петербурге и больше известного как выдающийся исследователь русского зодчества, теоретик, реставратор и педагог. В 1883-1887 годах он путешествовал по России, обмеряя, рисуя, фотографируя архитектурные памятники. Эти исследования были продолжены им и в дальнейшем в связи с реставрационными работами (Суслов реставрировал Спасо-Мирожский собор в Пскове, Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Святой Софии в Новгороде и пр.). Будучи специалистом по древнерусскому зодчеству, сам Суслов много проектировал и строил в духе русского и неорусского стилей: Александровский пассаж в Казани (совместно с Н.И. Поздеевым), памятник-усыпальница русским воинам в Сан-Стефано (Турция), церкви под Смоленском, в Луганске и др. В связи с исследовательскими работами, Суслов не раз ездил за границу (во Францию, Италию, Турцию, Германию). Признанный авторитет в искусствоведческих кругах, после революции он становится одним из инициаторов дела охраны памятников. Однако, интерес к древнерусскому культовому зодчеству, как известно, не поощрялся в Советской России, и Суслов был отстранен от преподавания. В 1921 году он умер в Хвалынске.
Памятником этому удивительному человеку можно считать церковь в Федине, где сплелись традиции русского зодчества с последними достижениями архитектурной мысли и строительной техники. Увы, судьба единственной в Подмосковье постройки выдающегося реставратора, по иронии судьбы, довольно плачевна. Постепенно разрушавшаяся и ветшавшая церковь Серафима Саровского, была наконец передана Церкви. Можно было ожидать перемен к лучшему, но… началась перестройка памятника, которую иначе, как варварской не назовешь. Из нового кирпича возводятся уродующие здание пристройки (хотя еще даже не восстановлен купол), рядом с главным входом вырыт котлован, что будет на его месте через несколько лет — неизвестно. Трудно поверить, но так сложилась судьба храма, построенного человеком, всю свою жизнь положившим на восстановление памятников древнерусского зодчества, их исследование и тщательную реставрацию. Остается надеяться, что раньше или позже храм Серафима Саровского обретет свои благородные формы и былое стремление ввысь…

Церковь во имя преподобного Серафима Саровского выстроена в усадьбе гофмейстера императорского двора П.Д. Ахлестышева в 1912 г. Автор проекта — академик архитектуры В.В. Суслов. Он же с помощью К.П. Калачева руководил строительством.
Церковь построена в неорусском стиле, сложена из кирпича, своды и конструкции кровель — железобетонные. Была богато украшена поливными изразцами, полихромной майоликой, покрыта глазурованной черепицей, побелена и выглядела чрезвычайно живописно. Бесстолпный храм со ступенчатой пирамидальной композицией был поставлен на высоком подклете. Устремленные вверх криволинейные щипцы в основании шатра, над средней апсидой и западным крыльцом когда-то венчались миниатюрными главками. Отделать до конца и освятить церковь не успели из-за начавшейся революции.
Храм был закрыт. В 1997 г. церковь передана верующим в сильно разрушенном состоянии. Сохранились часть отделки, замечательные иконы патрональных святых и майолика над крыльцом «Спас Нерукотворный». В настоящее время храм восстанавливается. В нем имеется частица мощей преподобного Серафима Саровского.
По материалам: http://www.vosvera.ru/index.php/2009-12-19-08-06-09/95-2009-12-23-16-44-03.html; http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=285
Усадьба основана в начале XIX в. Н.А. Беклемишевым. В середине столетия ею владела помещица В.Н. Рахманова, в 1890 году ее дочь генеральша П.П. Ахлестышева, в 1910-х гг. ее сын П.Д. Ахлестышев. Архитектура этого небольшого, компактного сооружения насыщена пластикой форм и чрезвычайно живописна. Мощные ярусы храма, завершенные щипцами заостренной формы, облегчают и устремляют ввысь его основной объем, перекрытый крутым четырехскатным шатром с главкой. Шатер и кровли щипцов были покрыты глазурованной черепицей, от которой мало что сохранилось. Вход в храм осуществляется через эффектное крыльцо с аркадой на четырех круглых столбах по боковой лестнице. Гладкие плоскости стен оживляют яркие красочные пятна майолики холодных тонов: рельефный орнамент заполняет тимпаны фигурных наличников, образует нарядный фриз. Декоративный ансамбль дополняют керамические иконы патрональных святых в киотах и майоликовая композиция «Спас Нерукотворный» в тимпане крыльца, исполненные художником С.Т. Шелковым.
http://prorossiu.ru/?page_id=1599

В 1912 г. в усадьбе П.Д. Ахлестышева в с. Федино была возведена церковь преп. Серафима Саровского. Сохранилась дневниковая запись владельца усадьбы, объясняющая причину, побудившую Павла Дмитриевича создать храм: «Мысль о строительстве церкви возникла в 1905–1906 г.г. Вследствие смуты того времени я находился в самых тяжелых имущественных условиях, из которых вышел самым неожиданным образом, и, как я глубоко верую, благодаря предстательству Преподобного Серафима. Я тогда же решил для прославления Его памяти построить храм». Кроме этого, Павел Дмитриевич планировал в нижнем этаже, под храмом, устроить семейную усыпальницу. Руководил строительством автор проекта, известный ученый, реставратор, архитектор В.В. Суслов, помогал ему К.П. Калачев.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?