В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.
Прежде всего, Фавор притягивает паломников как место Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками. В Евангелиях место это названо только «горой высокой» (Мф. 17:1, Мк. 9:2), поэтому в первые христианские века в качестве альтернативных вариантов указывались горы Фавор и Хермон. Но уже в 348 г. свт. Кирилл Иерусалимский освятил именно Фавор как место Преображения. Предание приписывает строительство здесь первого храма равноап. Константину и Елене. В VI–VII вв. на вершине горы находились церкви, посвященные Преображению и пророкам Моисею и Илие. В 1099 г. Танкред, князь Галилеи, построил здесь укрепленный монастырь для монахов Бенедиктинского ордена. Греки основали рядом с латинским свой небольшой монастырь. Малик-Адил, брат Салах ад-Дина, разорил оба монастыря, а на месте латинских укреплений построил мощную крепость. В XIII в. христиане были изгнаны с Фавора. Францисканцы смогли вернуться сюда в XVII в., а православные монахи — лишь в середине XIX в.
Православный монастырь недалеко от высшей точки Фавора был возобновлен во второй половине XIX в. насельником лавры Саввы Освященного о. Иринархом, уроженцем Молдавии. Главный храм монастыря во имя Преображения Господня освящен патриархом Иерусалимским в 1862 г., уже после кончины его строителя архим. Иринарха (†1859). Участок монастырской земли на вершине горы примыкает к латинскому участку. Монастырь обнесен высокой оградой. Над воротами главного входа в 1911 г. попечением русской благотворительницы Ольги Кокиной построена колокольня. В 2008 г. построена церковь во имя Святой Троицы. В настоящее время монастырь поддерживается усилиями греческого архим. Илариона и сестричества румынских монахинь.
Храм Преображения Господня на Фавореоснован на месте одной из древних византийских базилик. Значительная доля средств на его строительство была собрана в России. Освящен в 1862 г. патриархом Иерусалимским Кириллом. Справа от алтаря установлена мемориальная плита о. Иринарху (†1859) с текстом на греческом, арабском и русском языках, сама могила старца находится за внешней стеной храма. Храм Преображения расписан в начале 2000-х годов прекрасными фресками греческого мастера Константина Дзумакиса. За образец росписей взяты фрески Мануила Панселина (XIV в.).
Храм над пещерой Мелхиседека, царя Салимского, построен на Фаворе в соответствии с одной из средневековых традиций, указывавших эту гору как место встречи Мелхиседеком Авраама. Мелхиседек, будучи священником Бога Всевышнего, вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, как об этом повествует 14 глава Книги Бытия. Рядом с храмом видны остатки башни, входившей в систему укреплений времени айюбидов. Восстановление православного монастыря на Фаворе началось именно с этого храма, ставшего первым пристанищем для архим. Иринарха.
Воробьев П.В., иером. Нектарий (Соколов) «Святыни и древности Святой Земли. Путеводитель по Израилю и Палестине». — СПБ. 2017