Во второй части публикаций о Казанской церкви в бывшем имении графов Чернышевых в Яропольце мы более подробно остановимся на пышном оформлении фасадов храма.
Северный фасад, являющийся как бы парадным фасадом церкви, обращенный к дороге и главному усадебному дому, делится на два симметричных объема массивным четырехколонным портиком, обрамляющим центральный вход в общий для обоих объемов притвор. На антаблемент портика водружен белокаменный фронтон, в тимпане которого расположен центральный элемент композиции северного фасада — прекрасно сохранившееся лепное Всевидящее Око. Кульминацию сего сюжета нагнетают ритмичные дентикулы, бегущие вдоль фронтонных свесов и под карнизом.
Множество всевозможных рассуждений ходит вокруг этой выразительнейшей и на первый взгляд загадочной детали фасада. Символизм Ока на фасаде Казанского храма непременно спешат связать с принадлежностью графа Чернышева к масонской ложи Девяти Муз. Однако данная символико-аллегорическая композиция является изображением слов Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе и, хоть и не часто, но встречается как в православной архитектуре, так и в иконописи.
Второй по насыщенности элемент северного фасада — это плоский пристенный портик, находящийся в центре храмового и усыпального объемов между двумя полуколоннами. Чрезвычайно насыщенная и одновременно строгая композиция портика состоит из массивного нависающего карниза, поддерживаемого пятью мутулами, фриза с пятью треглифами под ним и архитрава с пятью гуттами. В метопах фриза помещены 4 венка, видимо, с намеком на славную военную службу графа. Над карнизом возведен аттик с лепной балюстрадой, над которым расположен полукруглый оконный проем, архивольт которого украшен огромным замковым камнем с венком. Поддерживают портик две тосканские полуколонны.
Северный фасад гармонично заполнен оконными проемами различных форм, пропорций и размеров, что, в принципе, не свойственно ордерной архитектуре. Полуциркульные вертикальные окна первого света, овальные проемы со сложной раскладкой второго света, полуциркульные окна-фрамуги над плоскими портиками, строенные круглые люкарны подкупольного пространства — уникальное и одновременно логичное буйство форм.
Особенно прекрасны массивные ионические капители тосканских колонн и полуколонн, которые зодчий расставил вдоль северного фасада и в портике центрального входа в притвор. Интересно пространственное решение волют, отличное от традиционных ионических волют, представляющее собой скрученные листья акканта.
Дополнительные входные группы, расположенные в апсидах обоих объемах, сохранили в себе старинные деревянные филенчатые двери, установленные, вероятнее всего, в конце XIX века, и прекрасные ажурные кованные навесы.
Отдельно стоит обратить внимание на декоративные резные элементы кирпичной колокольни, вырезанные из белого камня. Это и килевидные архивольты оконных проемов, сборные карнизы и капители.
#Храмы@utrachennoe #Усадебные_храмы@utrachennoe #Ярополец@utrachennoe #Московская_область@utrachennoe