Фарфор Гжели XIX века – самобытное художественное явление, совместившее в себе европейские черты и русскую традицию. Большой популярностью пользовалась скульптура, которая выпускалась почти без исключения на всех гжельских заводах. В большинстве случаев гжельские предприятия воспроизводили скульптуру и композиции, которые создавались на заводах Ф.Я. Гарднера и А.Г. Попова. Так, после Отечественной войны 1812 года наиболее популярна была русская тема: уличные торговцы, изображения крестьян за повседневной работой.
Нередко встречаются аллегорические сюжеты, исполненные по европейским образцам. Такова, к примеру, чернильница «Аллегория Азии», композиционно повторяющая модель И.И. Кендлера, но лишённая присущей мейсенской фарфоровой скульптуре лёгкости и изящества. Скульптура «Аллегория Зимы», также выполненная по немецкому образцу на заводе братьев Гулиных, представляет собой фигуру бородатого мужчины, греющего руки над жаровней. В нескладной наивной скульптуре с трудом угадывается немецкий оригинал.
Гжельская скульптура XIX века очень узнаваема: обобщённо трактованные фигуры часто непропорциональны, роспись груба и слегка небрежна. И всё же эта скульптура притягивает к себе внимание своей искренностью и бесхитростным характером.
Редким и уникальным образцом в коллекции музея является скульптура «Наполеон, сидящий верхом на стуле» завода Сипягина, датируемая 1820-ми годами. Фигура французского императора трактована в реалистичной манере. Выбор сюжета неслучаен, поскольку в те годы владельцем завода был герой Отечественной войны 1812 года – генерал-адъютант Николай Мартемьянович Сипягин.