Фаина Раневская о сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» Алексея Толстого

После выхода в 1936 году первого издания сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» Алексея Толстого (это оно на первом снимке) актриса Фаина Раневская писала подруге:
«Толстой-третий написал сказку „Золотой ключик“. Прочти ее, он там ославил множество народу под видом сказочных героев. Я бы сама не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой Буратино — это Горький, Мальвина — жена Блока Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это — Мейерхольд».
Этот вопрос подробно изучил литературовед Мирон Петровский в монографии «Книги нашего детства». Ему удалось убедительно доказать, что Пьеро и Мальвина действительно наделены чертами Александра Блока и его жены Любови Менделеевой (супруги — на втором снимке), а Карабас-Барабас, владелец кукольного театра, — памфлетное изображение Всеволода Мейер­хольда, одного из основателей режиссерского театра с его отношением к актеру как к марионетке.
Но Буратино, неунывающий авантюрист, добросердечный, легкомыс­ленный и наивный, совсем не похож на Горького, как решила Раневская. Литературоведы полагают, что в образе главного героя Толстой зашифровал Николая Гумилева — ребячливого, неутомимого, склонного к авантюрам. Алексей Толстой дружил с Николаем Степановичем в 1908–1911 годы. О Гумилеве Алексей Николаевич оставил такие воспоминания: «…длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком. В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость. Только рот был совсем мальчишеский, с нежной и ласковой улыбкой».
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?