Никольский собор в Евпатории является одним из наиболее значительных осуществленных произведений архитектора А.О. Бернардацци. Величественный православный храм во имя святого Николая был заложен 11 июля 1893 г. в память об освобождении Евпатории от англо-турецких войск во время Крымской войны. Собор строился по 1899 годы и выполнен в «византийском стиле». Это один из наиболее обширных по своим размерам храмов, вместимостью 2000 человек. В храме устраивалось три придела – св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского и ап. Иакова Зеведеева. Обширное внутреннее пространство перекрывает огромный купол, опирающийся на многогранное основание. Грани освещаются благодаря окнам эркеров, перекрытых полукуполами. Главный вход в храм выделен продолговатым двухэтажным тамбуром, увенчанным колокольней и небольшим куполом. Гармоничное сочетание купольных перекрытий и иерархическое соподчинение объемов придают собору необыкновенную цельность и композиционную завершенность.
По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.
Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой.
Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX вв. эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX вв. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.
Уже в 1774 году в Гезлёве (старое название Евпатории) существовал небольшой храм Святителя Николая, построенный греками, проживающими в городе. Церковь во имя Святителя Николая была построена анатолийскими и другими греками еще в конце XVIII в. В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Суворов посещал церковь Святителя Николая в Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В 2004 году рядом с собором Св. Николая установлен памятник Александру Васильевичу Суворову на стилизованном редуте.
В 1805 году была построена новая церковь Св. Николая, но она сильно пострадал во время оккупации Евпатории в годы Крымской войны 1853-1856 г.г., обветшала и невольно проигрывала в глазах жителей перед ханской и другими мечетями города. К началу 90-х годов XIX века православные русские и греки составляли почти половину населения города и возникла необходимость в строительстве нового храма.
Преосвященный Иннокентий писал в отчете Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами. В 1859 году в ответ на доклад Святейшего Синода с ходатайством об открытии епархии Русской Православной Церкви на полуострове Александр II написал: «Быть по сему».
Свято-Николаевский соборный храм в Евпатории был заложен 11 июля 1893 года (ст. ст.) в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск Преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим совместно с настоятелем собора и священником Федором Туровским в присутствии благочинного приходов Евпаторийского уезда протоиерея Иакова Чепурина. Настоятелем собора стал священник Федор Туровский. 16 февраля 1899 года Свято-Николаевский соборный храм был торжественно освящен епископом Вольским Никоном.
Свято-Николаевский собор — удивительный памятник храмового зодчества. Он считается подобием Святой Софии в Константинополе. Огромный купол собора, прорезанный в основании оконными проемами, боковые куполки, примыкающие к основному зданию, придают ему некоторое сходство с храмом, воздвигнутым в столице древней Византии.
Храм — доминанта исторического ядра современного города, определяющая архитектурный силуэт Евпатории со стороны моря. Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци. Свято-Николаевский собор в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 т. Выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека, осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня.
Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега, Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории.
http://sobor-evpatoria.ru/o-sobore
Старая Свято-Николаевская церковь была построена в Евпатории греками в конце ХVIII века. В 1806 году на месте её обветшавшего здания вырос другой храм, но он сильно пострадал во время оккупации в годы Крымской войны. Третий по счёту Свято-Николаевский храм заложили 11 июля 1893 года (по старому стилю) в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск и освятили 16 февраля 1899 года.
Массивный, рассчитанный на 2000 человек собор был спроектирован городским архитектором Одессы, известным зодчим Александром Осиповичем (Иосифовичем) Бернардацци. Это восьмиугольный, перекрытый монолитным псевдовизантийским куполом диаметром 18 метров храм с тремя престолами: центральным — во имя святителя Николая Чудотворца, справа от него — престолом во имя благоверного князя Александра Невского и левым малым престолом, посвящёным апостолу Иакову Зеведееву, представлял собой подобие собора Святой Софии в Константинополе. Его купол, своды и стены покрывали росписи, не сохранившиеся до настоящего времени. Интерьер собора украшал роскошный резной иконостас итальянской работы, ныне также утраченный. Перед началом строительства деньги на возведение столь значимого храма собирали 2 года. К сбору денег подключились караимская, еврейская, мусульманская, армянская и греческая общины, а также городская казна. В 1892 году даже император Александр III выделил 36 тыс. рублей (немалая сумма на то время). Но несмотря на солидные пожертвования всего города, денег катастрофически не хватало.
Много сил, энергии и даже личных сбережений вложил в постройку Свято-Никольского собора его настоятель протоиерей Иаков Чепурин. Отец Иаков умер, не дожив до освящения храма всего несколько месяцев, и был похоронен у его стен. Могила протоиерея сохранилась, как и благодарная память о нём. 16 мая 1916 года собор посетил император Николай II с семьёй, присутствовавшие при торжественном молебне с провозглашением многолетия царскому дому и русскому воинству. Тогда никто не предполагал, что Свято-Николаевский собор станет последним православным храмом Крыма, а Евпатория — последним городом Таврической губернии, которые увидит последний российский император.
При советской власти Никольский собор неоднократно закрывался и открывался вновь. В храме были и художественная мастерская, и складское помещение для пшеницы. За советский период он утратил весь свой декор и чуть было не погиб: во время Великой Отечественной войны был получен приказ взорвать собор, но приказ выполнить не успели. Оккупировавшие Евпаторию немецкие войска и румынские пособники разрешили проводить евпаторийцам в нём богослужения.
В 1990 году в Воронеже было заказано и отлито для Свято-Никольского храма 14 колоколов. 22 мая 1993 года горожане установили на фасаде Свято-Никольского собора памятную доску в честь 100-летия со дня его основания. 16 февраля 1999 года здесь торжественно открыли ещё одну доску, приуроченную к 100-летию освящения собора. Сегодня по-прежнему величественный и внушительный по размерам православный собор Святителя Николая Мирликийского доминирует над исторической частью Евпатории.
Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство «ООО Торговый Дом Медный Всадник», 2017
В период с 1963 по 1966 гг. евпаториец, известный советский художник-баталист, член Союза художников СССР Юрий Васильевич Волков выполнил в технике энкаустика росписи для Свято-Николаевского собора: пять фигур святых в простенках между окнами на барабане купола и три фигуры — на центральном клиросе. Работать приходилось на большой высоте. Это был очень тяжёлый и кропотливый труд. Примечательно, что нуждаясь материально, Волков не взял за эту работу деньги, а попросил у настоятеля собора выдать ему три списанные парчовые ризы священника и шёлковую скатерть. Эти красивые ткани были ему нужны: он уже начал работу над исторической картиной «Приезд русского посла А. Ладыженского в Бахчисарай в 1614 году». Юрий Васильевич считал, что всякий художник обязан отдать Господу долг — за дар, коим его наделил Всевышний. Росписи Ю. В. Волкова в Никольском соборе сохранились до сих пор. Три его работы и сегодня можно видеть над центральным клиросом.
Из источника: artpoisk.info/article/hudozhik_operedivsshiy_svoe_vremya_ili_neponyatnyy_geniy_yuriya_volkova