В Архангело завершилась десятилетняя реставрация часовни Макария Унженского на роднике Гаревик близ деревни Забивкина. По легенде, маленькая часовенка приплыла по реке Онеге во время весеннего паводка откуда-то с верховьев. Звучит это удивительно, особенно для современного горожанина, однако, раньше жители онежских деревень нередко наблюдали проплывающие по весне бани, амбары и другие небольшие хозяйственные постройки.
Сегодня можно услышать рассказы пожилых людей, которые знали очевидцев появления часовни в Забивкине. Местные мужики выловили её сруб из воды и установили на берегу в своей деревне, перекрыв простой односкатной кровлей (с которой она и простояла до недавнего времени). Однако, усердия, видимо, не проявили – оставили находку слишком низко, на затопляемом ежегодно месте, перебирать же и поднимать в гору не посчитали необходимым. И каждую весну своевольная часовенка пыталась продолжить своё путешествие, так что, как рассказывают, её, в конце концов, стали привязывать тросом к дереву!
По утверждению местных жителей, часовня посвящена Макарию Унженскому – в Забивкине она стояла недалеко от источника, носящего имя этого святого, основателя Макарьево-Унженского монастыря. Житие этого монаха-отшельника рассказывает, что он побывал на Русском Севере, в Каргопольской земле. Однако в формулярных ведомостях Архангельского прихода XIX в. утверждается, что часовня была построена в 1810 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в более поздних источниках упоминается посвящение в честь преподобного Макария.
Евгения Михайловна Нестерова (1941 г.р.) – одна из активных общественников села Архангело, близ которого и расположена ныне практически опустевшая Забивкина. Будучи родом из этой деревни, Евгения Михайловна, рассказывает немало интересного из истории как самой часовенки, так и её хранителей. Например, известно, что ещё до 1980-х годов она была местом собраний староверов-скрытников. Последнюю же хранительницу Макарьевской часовни, Анастасию Дмитриевну, постигла загадочная судьба: однажды она ушла в лес по грибы-ягоды, да так и не воротилась. Впоследствии искавшие её обнаружили кузовок, но ни тела, ни каких-либо иных останков не нашли. Поговаривают, что было совершено убийство – ведь Анастасия Дмитриевна хранила не только часовню, но и все сбережения общины.
После исчезновения последней хранительницы часовня постепенно приходила в упадок. Жители деревни, в основном бывшие, построили новую часовню – там и собирались на молитву. И, возможно, Макарьевская часовенка таким удивительным, можно сказать, чудесным образом попавшая в деревню Забивкина, и исчезла бы с лица земли, заросшая крапивой и ярким кипреем, если бы ею не заинтересовался отец Андрей из города Каргополя, приезжающий служить молебен у новой часовни и святого источника. Неравнодушный к старине, он попросил осмотреть часовню плотника-реставратора Александра Матюхина.
Александр вместе с ежегодно приезжающими в Архангело активистами известной московской добровольческой организации «Реставрос» и занялся в январе 2013 года обмерами часовни. Как рассказывает сам реставратор, остов Макарьевской часовни раньше не привлекал его внимания – издалека казалось, что это малоинтересная поздняя постройка конца XIX столетия.
При ближайшем рассмотрении, Александр увидел яркие признаки народной архитектуры XVIII века, когда плотники ещё работали в традициях, передаваемых из поколения в поколение. Среди таких в первую очередь можно назвать «ушастые» косяки – особое устройство оконного обрамления с замками-ушками (нередко напоминающими архаичные конские головки), закрепляющими в верхней части тесаные брусья друг с другом. Кроме того, Александр сделал вывод по обнаруженным врубкам, что часовня имела обходную с трёх сторон (север-запад-юг) галерею с высоким крыльцом. В свою очередь, это говорит о том, что, скорее всего, сруб перекрывался клинчатым завершением.
Александр обратился к приёму аналогии в реставрации и нашёл подобную часовню в деревне Авдотьино (на фотографии справа) соседнего Плесецкого района – она как раз имеет обходную галерею и соответствующее клинчатое завершение. На основании сделанных наблюдений реставратора был создан проект реставрации. Часовню разобрали и перевезли для хранения в село Архангело, где базируется плотницкая артель Александра Матюхина. В том же 2013 году была начата рубка подклета – около семи венцов, которые были утрачены. Были срублены крыльцо и основание для галереи, а также настелен тёсаный пол из плах по технологии XVIII столетия. Таким образом, работы проходили с перерывами в течение трёх лет при участии исключительно добровольцев под руководством Александра.
Зимой 2016-2017 года проводились работы по максимальному сохранению родных брёвен часовни. Их немного (приблизительно 5-8 венцов) и они требовали тщательной вычинки – так называется метод по выборке негодного материала из старого бревна и замена его новыми «пломбами». Завершающий этап работ по срубу начался 4 сентября 2017 года с приездом добровольцев из Москвы под командованием Михаила Мещерякова. Первым делом была разобрана временная крыша (уже не первая), затем приступили к рубке верхней части сруба часовни. Среднюю (интерьерную) часть собирали в апреле-мае силами артели Архангело и добровольцев из уже вычиненных старых брёвен с дорубкой новых брёвен на места утраченных. Работы над верхней частью включали доведение сруба до потолка, изготовление и установку потолка «в разбежку» из плах и рубку самцово — слежной конструкции полиц и клина. Восемнадцатого октября 2017 года работа была завершена перекрытием свежесрубленной крыши очередной временной кровлей.
Весной 2018 года силами добровольцев изготовили ложёный тёс и берестяные маты для крыши часовни.В октябре 2018 года мастера плотницкой артели «Архангело» расчистили место и залили фундамент под перенос Макарьевской часовни обратно на святой источник вблизи родной деревни Забивкина.В 2019 году в мастерской «Вереницы» в Москве была изготовлена главка для часовни. В 2020 году были возобновлены работы по элементам часовни: настрогали и продорожили лиственничный тёс, вырезали подзоры, настрогали доску на причелины и гребешки, брусья на два недостающие столба крыльца и на стамики крыши. Так же был подготовлен к установке оконный косяк: в замен одного элемента изготовлен брус, а два вычинены.В октябре 2020 года сборка сруба на новом месте была завершена. Этому предшествовала долгая подгонка элементов гульбища, перевозка потолка и верха сруба и спуск брёвен и плах в овраг. Затем были уложены брёвна под потолком, установлен потолок и собрана крыша. Так же был собран окончательно, подогнан и установлен крест. Часовня снова закрыта временной кровлей под баннер.
В июле 2021 работы на часовне в Забивкиной продвинулись. Удалось достелить ложёный тёс, при этом шесть тесин не хватало, их изготовили из необработанной доски. Сразу же выдолбили отверстия под стамики в князевой слеге и тёсе. Доделаны тесины на стыке передней и боковых полиц, их также пришлось изготавливать по месту из необработанной доски. Ну и установили причелины и полотенца с подгонкой по месту и дорезкой резьбы на стыках элементов.
Зимой 2020-2021 были сделаны рамы, ставни и дверь, изготовлена ковка, причём старый кованый замок был отреставрирован. Были изготовлены недостающие прутья и кольца оконных решёток, фурнитура на ставни и дверь, а также кованые гвозди.
7 августа Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает преподобного Макария Унженского. На Каргополье святого почитают как своего местного северного подвижника, даже несмотря на то, что он жил в Нижегородских пределах. Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. Каждый год в Забивкино в день памяти преподобного Макария приезжают паломники из Каргополя и окрестных деревень.
В лето 2022 реставрация завершилась и часовню в день памяти преподобного освятили. По благословению владыки Александра, епископа Плесецкого и Каргопольского, освящение совершил благочинный Каргопольского округа протоиерей Андрей Усачев.
https://verenitsa.ru/post_12382