Храм Судилище у главных ворот Пещерный храм, так называемое «судилище», вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов. С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части — резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке — горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями. Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине. К западу от него в полуквадратное углубление — место престола. Алтарь отделялся от наоса алтарной преградой, вырубленной в скале. В настоящее время сохранилось ее основание. В средней части алтарной преграды — порог «царских врат», по бокам пазы для установки частей деревянного иконостаса, упиравшегося в потолок. В древности апсида была расписана фресковой живописью. Из-под копоти выступает ографление нимба и силуэт поясного изображения Предтечи от Деисуса. Рядом с алтарной преградой в полу вырублены могила и база опорного обломанного столба. Южная и юго-восточная части комплекса проходят вдоль обрыва плато. Рядом со скругленной стеной юго-западной части вырублена скамья. В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной балкончик. Восточная часть южной половины комплекса представляет собой три смежных помещения. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во второе помещение. Здесь также вырублен дверной проем в сторону обрыва. На пороге его видны подрубки для установки еще одного навесного балкона (там же). С площадки последнего вниз шла деревянная лестница. В полу данной пещеры имеются две вырубные гробницы, а на стенах пазы для установки деревянных конструкций. Третье помещение является часовней подпрямоугольной формы, размерами 3 х 2,5 м. В нее ведут две ступеньки. Вдоль длинных сторон расположены скамьи. В восточной части — апсида со скальным порогом, который, вероятно, являлся основанием деревянной алтарной преграды. Престол примыкал к стене. К югу от него вырублена ниша жертвенника. Н.Репников считал, что первоначально на месте современного «Судилища» был трехапсидный храм, появившийся после гибели оборонительных сооружений. Позднее он был расширен к северу за линию колонн, которые возникли при этом из толщи скалы. В южной половине боковой апсиды была пробита дверь. Нам ситуация представляется несколько иначе.
Первоначально комплекс состоял из двух отдельных культовых сооружений: церкви и часовни. Церковь, судя по очертаниям современного «Судилища», имела конхиальную форму (трилистника), а не три апсиды, как считал Н. Репников. То есть по форме она была близка большому храму над подъемной дорогой и храму «Трех всадников». В северной части была устроена крещальня, отгороженная от остального пространства церкви стеной алтарной преграды. Наличие баптистерия объясняет, почему алтарная преграда была вынесена к западу, а не проходила по западному краю закругления апсиды, как это было в большинстве других церквей. Ближайшая аналогия такому расположению — «церковь с баптистерием» на Тепе-кермене, где алтарная часть также была вынесена внутрь наоса. Близко данное архитектурное решение и к «храму с крещальней» в Инкермане, хотя там апсида выполнена в другой традиции. Граница первоначальной церкви, по нашему мнению, проходила по линии: южная граница северного входа — западная часть резервуара для воды — западная часть первого помещения комплекса часовни. Второе культовое помещение представляло собой часовню, вход в которую вел по упоминавшейся лестнице от подножия плато. Там в основании скалы вырублен ряд усыпальниц. При расширении первоначального храма его соединили с часовней. Создание первоначальной церкви несомненно связано с зарождением на Эски-кермене городской жизни и, вероятно, это событие стоит в одном ряду с реконструкцией базилики в XI в. Форма апсиды часовни похожа на форму апсид церквей у подъемной дороги. Этот фактор, а также наличие под часовней усыпальниц позволяют поставить их в один ряд, хотя, на наш взгляд, указанная часовня возникла несколько позже. По крайне мере логичным выглядит развитие церковно-погребального комплекса у главных ворот — от подъемной дороги к восточным обрывам плато. Таким образом, сооружение первоначального храма и часовни вероятнее всего относится к XI-XII вв. Расширение церкви и создание одного комплекса с часовней, надо думать, произошло не ранее конца XII-XIII вв.
А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев. Информация с сайта http://luant.index.msk.ru/eski/