Еськи. Церковь Богоявления Господня.

Церковь Богоявления (с. Еськи)
В архитектуре кирпичного здания с традиционной объемно-пространственной композицией, несколько архаичной для своего времени, использованы приемы и элементы барокко и классицизма. Церковь расположена в центре села на обширной площади. Её строительство было начато в 80-е гг. XVIII в., к 1801 г. завершено возведение храма, к 1819 г. — трапезной. В первой четверти XIX в. выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е гг. ее соединили с трапезной крытым переходом.
Трехсветный, четырехстолпный четверик храма завершен массивным световым пятиглавием. Угловые барабаны цилиндрические, центральный — восьмигранный. С востока к четверику примыкает пониженная трехчастная апсида, с запада — квадратная в плане четырехстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Фасады четверика разделены поярусными лопатками на три прясла, центральное завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика образуют на уровне межъярусного карниза выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершает антаблемент. Оконные проемы различной конфигурации украшены наличниками с ушами, замковыми камнями в виде трилистника, треугольными сандриками, фигурными фронтонами и фартуками. Дополняют декоративное убранство рустованные лопатки в первом и втором ярусах четверика, алтарной части и трапезной. Большой интерес представляют кованые металлические двустворчатые двери, украшенные стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера.
Высокая колокольня со шпилем состоит из трех квадратных убывающих объемов. Фасады первого яруса украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, второго яруса — портиками ионического ордера, третьего — трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Полуярус обработан рустом и прорезан полуциркульными окнами.
В интерьере храма восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками несут световые барабаны, угловые с куполами, центральный с сомкнутым сводом. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В толще западной стены четверика храма размещались хоры, на которые вела внутристенная лестница (арочный проем хоров заложен при выполнении живописи). В храме сохранились великолепные масляные росписи 1843-47 гг., выполненные в академической манере. Сюжетные композиции чередуются с пышными орнаментами, фризами, архитектурными деталями в технике гризайль.
По материалам: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Отв. ред. Г.К. Смирнов, Т. 2. М., 2006 г. С. 431-440.

Село расположено практически на месте, где река Осень впадает в Мологу. До постройки каменной церкви в селе находились два деревянных храма начала XVIII века (церкви Никольская и Воскресенская). Построенная на средства прихожан, каменная пятипрестольная церковь в стиле, переходном от барокко к классицизму, имеет Никольский и Предтеченский тёплые приделы в трапезной и Казанский и Петропавловский холодные приделы. Храм расположен в центре села, освящён в 1810 г., колокольня и трапезная возведены в 1818-1830-е гг. В стенах холодного храма еще сохранились уникальные клеевые росписи 1843-1847 гг., сочетающие стилистику классицизма и элементы барокко, как и непосредственно архитектура церкви.
В 2008 г. было совершено несколько поездок, в том числе с экспертами ЮНЕСКО и Лондонского общества охраны памятников. Уровень настенной живописи, по мнению и российских и зарубежных экспертов, соответствует памятникам мирового значения. Практически сразу притягивает взгляд на западной стене храма многофигурная композиция «Изгнание торгующих из храма» (по гравюрам с неаполитанских росписей Л. Джордано и Дж. Ланфранко).
https://www.liveinternet.ru/users/5273508/post337568765/#

В 1801 г. в Еськах была открыта богатая каменная Богоявленская церковь с колокольней и уникальной клеевой росписью на стенах. По мнению российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи церкви в Еськах соответствует памятникам мирового значения. На колокольне висели большие колокола, которые были отлиты на деньги, собранные жителями Есек. Церковь была обнесена кирпичной оградой и обсажена березовыми аллеями. После революции в 1934 г. церковь была закрыта. Сегодня вместо березовых аллей вокруг церкви высоченные заросли борщевика.
«В сотне метров слева я увидел большую церковь — или маленький собор? — с огромным, нависающим куполом, высокой барочной колокольней и портиком с колоннами в античном стиле. Вокруг — лишь леса, поля, кустарник. И все та же тишина. Словно некий русский Рэндольф Херст (американский медиамагнат, ведущий газетный издатель первой половины ХХ в.) купил в Риме большую древнюю церковь и по непонятному капризу привез её сюда, в пустынную глушь. Если бы в Западной Европе хоть одна церковь такого размера и красоты оказалась в столь ужасном состоянии, разразилась бы буря возмущения; в России же эти гибнущие сокровища исчисляются сотнями, если не тысячами. Протеста в обществе это не вызывает…». Так писал британско-австрийский журналист Робин Стаммер в декабре 2007 г. в своей статье, посвящённой затерянным и забытым храмам в сельской глубинке центральной части России.
Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись. Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, — это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми г.г., является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства. Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую. Местные жители рассказали, что церковь строилась около 40 лет: вместо цемента при строительстве использовался яичный белок, и долгие годы понадобились, чтобы достать его в необходимом количестве. Белок привозили также из окрестных селений.
В настоящее время церковь закрыта, и это практически всё, что сейчас делается для её спасения. На стене висит табличка, в которой перечислены названия фондов и небезразличных к судьбе уникальной церкви людей, где так и написано: «Церковь спасали: …». В храме можно увидеть исчезающие шедевры настенной живописи, искусно выполненные орнаменты, а также колонны, своды и ниши. Если подойти вплотную к любому из решётчатых окон, в светлое время суток это можно увидеть.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=17977

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?