Деревянные предшественники каменного Ершовского храма существовали в середине XV в., поскольку уже тогда Ершово упоминается селом. Одна из деревянных церквей, судя по надписи на антиминсе, построена была вотчинником Сергеем Васильевичем Салтыковым около 1742 г., но этот храм простоял недолго. 23 апреля 1761 г. он сгорел, после чего службы отправлялись в построенной на ее месте в октябре 1761 г. часовне, в которой имелся антиминс, выданный в 1740 г.
Новый деревянный храм был построен к 16 мая 1770 г., как сообщают клировые ведомости, тщанием прихожан, а освящен скорее в 1771 г. В этой церкви хранился и антиминс от старого храма, который многих ввел в заблуждение относительно постройки прежнего деревянного храма. В клировых ведомостях за 1823 г. о церкви говорится, что она пришла в ветхость.
Замысел нового, уже каменного храма появляется в 1822 г. Об этом говорит запись в дневнике Василия Дмитриевича Олсуфьева: «У меня был архитектор Григорьев, и я толковал с ним о церкви, которую мы намерены строить в Ершове». Заботу о постройке церкви, по всей видимости, взял на себя именно Василий Олсуфьев. Но называть Василия Олсуфьева единственным строителем ершовской церкви, как это обычно делается, не вполне справедливо. Дело в том, что после смерти его отца, Дмитрия Олсуфьева, Ершово переходит к его матери Дарье Александровне и находится в ее владении 20 лет вплоть до смерти в 1828 г. Именно поэтому вся официальная храмоздательная переписка с архиепископом Филаретом ведется именно ей. Так, 12 февраля 1823 г. она направляет прошение к правящему архиерею о постройке нового каменного храма. Храмоздательная грамота дана была архиепископом Филаретом в Санкт Петербурге 28 мая того же года.
Но Олсуфьевы не являлись богатым семейством и, получая благословение, они еще не имели достаточных средств для осуществления постройки церкви. Поэтому в июле 1823 г. Д. А. Олсуфьева просит архиепископа употребить для постройки церковные средства: «оное построение по смете знающих архитекторов может простираться до семидесяти тысяч рублей, которая сумма против дохода моего очень значительна, то я предполагаю, что назначенная вновь каменной церкви неиначе может быть построена как в течение семи лет. При старой же здешней церкви имеется наличных кошельковых и кружечных денег до двух тысяч рублей».
В сентябре 1823 г. последовало разрешение использовать для строительства церковные средства. Но еще до получения этого благословения, 30 июля, Дарья Александровна испрашивает разрешение на получение из консистории специальной книги для записи средств, собранных от доброхотных дателей и получает таковую сроком на год 28 сентября 1823 г. А в следующем году, 16 октября 1824 г., она просит продлить разрешение на сбор средств: «…но как сбор денег очень мал, а храм сооружается по архитектуре довольно значительной и требует великих издержек сумм по сему … прошу повелеть еще продолжать сбор доброхотных даяний другому того ж села кр-ну Ивану Прокофьеву».
Последовала резолюция исследовать, сколько денег собрано и куда употреблены. Оказалось, что 529 рублей 61 копейка, которые и в церковный приход записаны, и по том отданы по пяти билетам … для хранения в московский воспитательный дом, но только не на имя церкви, а на имя неизвестного». Далее, 18 ноября, следует резолюция с разрешением выдать новую книгу, но переписать билеты на церковь. Согласно справке 1827 г. по новой книге кр. Иваном Никитиным собрано 1502 р. 60 к. Согласно источнику 1832 г., становится известно, что под строительство церкви была использована усадебная церковнослужительская земля.
Недостаток средств являлся основной причиной того, что подготовка к строительства затянулась. Началом же постройки следует считать 1826 год. Именно тогда, 21 мая 1826 г., саженях в 20-ти от старого деревянного, наместником Саввино-Сторожевского монастыря иеромонахом Мефодием была осуществлена закладка нового каменного храма.
Мать Василия Дмитриевича не дожила до окончания строительства. Она умерла 21 февраля 1828 г. и была погребена в склепе под алтарем еще недостроенного храма. Окончание работ и освящение церкви состоялись уже при полноправном владельце Ершова Василии Дмитриевиче Олсуфьеве. Советские исследователи 1930-х гг. говорят о том, что храм строился как «мавзолей» для матери Олсуфьева. Это утверждение безосновательно, поскольку в постройке храма активно участвовала сама Дарья Александровна.
Храм построен по проекту выдающегося архитектора того времени Афанасия Григорьевича Григорьева (1782-1868). Талантливый выходец из крепостных учился у знаменитого Доменико Жилярди. Среди проектов А. Григорьева — усадьбы Суханово и Конный двор в Кузьминках, Опекунский совет на Солянке, усадьба Усачева на Земляном Валу. Григорьев также завершил постройку храма Большого Вознесения у Никитских Ворот по проекту Осипа Бове, где венчался А.Пушкин. Храм в Ершово, увенчанный колокольней, стал одним из лучших творений мастера и является образцом московского ампира.
Освящение Троицкой церкви состоялось 15 сентября 1829 г. Его возглавил архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Гермоген. Ему сослужили наместник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Мефодий, бывший наместник иеромонах Марк, протопоп Успенского собора Василий Протопопов, священник Звенигородского Вознесенского храма Кирилл, благочинный села Луцына, ершовский приходской священник и три диакона.
Последний священник отслужил Божественную литургию в Троицком храме в 1932 г. Храм закрыли. Имущество растащили по домам.
28 января 1935 г. Мособлисполком принял Постановление: «Принимая во внимание, что церкви Ершовская и Покровская не функционируют с 1931-1932 гг. и здания их необходимо использовать под клуб и школу… разрешить звенигородскому РИКу церкви Ершовскую и Покровскую закрыть. Имущество церквей реализовать, как госфондовское имущество на основании существующих законов».
Храм постройки 1820-х годов был взорван немцами. Это произошло в декабре 1941 г. В память о погибших по окончании войны на его месте был установлен мемориал. Храм стал братской могилой для своих прихожан и защитников Родины.
По материалам: https://hram-ershovo.ru/history/