Ереван (Аван). Неизвестный собор.

Храм находится в северной части древнего селения Аван, в середине ХХ века поглощенного разросшимся Ереваном и ставшего одним из районов армянской столицы. Район этот располагается к северо-востоку от центра города.Раскопки на территории храма показали, что первая церковь на этом месте была построена еще до возведения собора, развалины которого дошли до нашего времени. История возведения последнего собора связана с расколом армянского христианства на сторонников Определения Веры, принятого на Халкедонском соборе 451 г. и его противников. Сам по себе этот раскол не был чем-то исключительно присущим армянскому христианству, однако в Армении в изначально теологическую дискуссию между противными сторонами привходящие, в сущности, политические и национальные соображения были привнесены в большей степени, нежели это было в других областях, окормлявшихся Вселенской церковью. Во второй половине VI века Армения оказалась ареной военно-политического противостояния между Византией и Персией. В этой борьбе адепты решений Халкедонского собора держали сторону Византии, а их противники естественным образом были вынуждены выступать на персидской стороне. И у тех, и у других была церковная организация, которая у первых находилась в иерархическом подчинении Константинопольскому патриархату. После раздела Армении по договору между василевсом Маврикием и шахиншахом Хосровом II Парвизом, для окормления христиан отошедшей к Византии марзпанской Армении при содействии Маврикия был создан православный католикосат, во главе которого стал Ованнес Багаранци (Иоанн Багаранский (591-610)), рукоположенный в католикосы в 591 г. Он стал первым и единственным православным католикосом Армении. Центр католикасата находился в Аване. Православный католикосат должен был противостоять влиянию монофизитского католикосата в Двине. Вот как описывает эту коллизию армянский историк католикос Ованнес Драсханакертци (840(?) – 925): «После этого некто Иован из гюха Багаран в гаваре Ког был посажен по приказанию императора Маврикия католикосом греческой стороны с местопребыванием в кахакагюхе Аван, где сам же Иован построил великолепную святую церковь, вокруг которой раскинулись владения его резиденции. Меж тем великий патриарх Абраам пребывал, согласно вышесказанному, в персидском уделе, в городе Двине, ибо река Азат служила границей между обоими уделами. И хотя Иован был мужем правдивым и справедливым и добродетельной жизни, однако, будучи противопрестольным [патриархом], он расколол твердое единство патриаршего престола, и посему немало раздоров претерпели обе стороны» («История Армении», гл. 11, стр. 82). Строителсьтво собора продолжалось несколько лет, начавшись, по разным источникам, между 588 и 595 г. и закончившись между 598 и 602 г. В 602 г. военные действия между Византией и Персией возобновились, положив начало длительной войне (602-629). Часть населения с византийской стороны под натиском наступавших персидских отрядов бежала вглубь страны. Католикос Ованнес Багаранци нашел убежище в городе Карине (Эрзерум). Дальнейшие события Драсханакертци описывает так: «Меж тем войска Маврикия, взбунтовавшись против него и убив его во дворце, поставили вместо него Фоку. Фока с многочисленным войском прибыл в Басен, чтобы покорить Армению. Тогда некий Ашот достиг по приказанию Хосрова Армении и, устремившись на него, разгромил греческое войско, так что не было числа убитым на поле [битвы]; он же, начав сражение против города Карин, овладел им. Спустя каких-нибудь два года он переправил жителей города в Ахмадан. И так как старый католикос Иован скрывался там (в Карине), то, будучи захвачен вместе с ними, и он был угнан в полон, умер там, и [тело его], перевезенное в гюх Аван, было погребено рядом с церковью, которую он сам и построил. Он правил патриаршим престолом двадцать шесть лет». Карин был захвачен в 608 г. Пленников угнали в Хамадан (Ахмадан у Драсханакертци) в 610 г. Смерть католикоса воспоследовала в 610 или 611 г. Обнаруженная эпиграфика храма представлена двуязычной армяно-греческой криптографической надписью Католикоса-халкидонита Езра I (630-641), надписью 1219 г. «атабака армян и грузин» Иване из рода Захарянов, надписью 1285 г. груз. принца Давида; надписью 1287 г. атабака Хутлубуга. Эта эпиграфика указывает на то, что основное население Авана вплоть до конца XIII в. по-прежнему исповедовало православие. До нашего времени храм дошел в сильно руинированном состоянии. Точная дата обрушения неизвестна. Можно предположить, что он явилось следствием мощного землетрясения 1679 г. Стены собора сохранились по всему периметру, ниже всего с восточного фасада, несколько выше с остальных сторон. В ХХ в. собор частично реставрировался в 1940-41 гг. (под руководством Н. Токарского), 1956-1966 гг, 1968 г. В 1978 г. при раскопках были обнаружены развалины патриаршего дворца и частично отреставрирован южный фасад собора.По своим архитектурным особенностям храм относится к типу тетраконхов. Внешние контуры стен представляют в плане прямоугольник с длиной сторон 15,6х18,55 м. В этот прямоугольник вписан широкий купольный квадрат с относительно узкими экседрами, проходы между которыми ведут в круглые угловые помещения, завершенные куполами. В архитектуре Аванского собора можно отметить влияния и квадрифолия Эчмиадзина и построенной за полвека до него Святой Софии в Константинополе – своебразный синтез национального и вселенского, отразивший, по-видимомому, православную ориентацию заказчика. Как пишет искусствовед А. Казарян, «как и в Св. Софии, в интерьере Авана доминирует широкий купольный квадрат с парусной основой перехода, предполагающего завершение кольцевым карнизом и устройство окон в основании купола или в низком барабане». Очевидно, добавляет он, и сходство в интерьерах обоих храмов, открывающихся на восток из трех экседр. В период преимущественно бизиликального строительства возведение крестовокупольного собора, композиционно отличного от купольных храмов предыдущего столетия, положило начало новой волне художественных исканий, в своем развитии приведших к созданию таких церквей, как Сурб-Рипсимэ в Эчмиадзине и Мцхетский Джвари. Историк армянской архитектуры Т.Тораманян предполагал, что собор мог быть пятикупольным, однако в силу руинированного его состояния, не позволил себе пойти дальше предположения. А. Казарян рассматривает пятикупольную композицию храма, как окончательно доказанную, утверждая при этом, что Аванский собор явился одним из первых пятикупольных храмов в мире и первым известным собором, в котором малые купола располагались по углам, а не по осям основного объема, как в церквах Апостолов в Константинополе и Иоанна в Эфесе. Начиная с Аванского собора архитектурный тип храмов-тетраконхов получил интенсивное развитие во всех странах Закавказья, достигнув своего расцвета в VII веке.Источники:1. Ованнес Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1984 г. Глава 11, стр. 82-83.2. Казарян А. Ю. Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2007.3. Храм Авана на сайте Армнет.ру.4. Статьи из Православной энциклопедии:Аван (фотография на сайте — ошибка, снят Мцхетский Джвари; название ‘Аван’ по-армянски также дано с ошибками).Армяне-халкидониты

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?