Эрасси Михаил Спиридонович «Русская деревня», (1840-е — начало 1850-х)

Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Эрасси Михаил Спиридонович. «Русская деревня», (1840-е — начало 1850-х). Михаил Эрасси считается одним из самых типичных представителей русского пейзажа середины ХIХ века. Он происходил из нежинских греков и приходился двоюродным племянником А.Г. Венецианову. С начала 1840-х до 1847 года он учился в школе своего дяди, расположенной в Сафонкове – небольшой деревне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1847 по 1852 год Эрасси состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Петербурге в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьева. Художник также был пенсионером Общества поощрения художеств.

В 1853 — 1856 годах в качестве пенсионера Академии художеств обучался в Женеве в мастерской швейцарского пейзажиста А. Калама. В 1857 году был удостоен звания академика, в 1862-м — профессора пейзажной живописи. В 1864 году Эрасси жил в Ницце, в 1872-м в Берлине, откуда намеревался вернуться в Малороссию, но остался в Европе. С 1871 по 1895 год он был членом Объединения берлинских художников.

Судя по сюжету, художник мог написать картину до отъезда за границу – либо в период обучения у А.Г. Венецианова, либо в Академии художеств, во время своих посещений окрестностей Выборга. Следовательно, произведение можно отнести к 1840-м — первой половине 1850-х годов. Серия выборгских пейзажей явилась для Эрасси дальнейшим усвоением профессиональных навыков в работе на натуре, с которыми он познакомился в школе Венецианова. Таковы: «Вид близ Выборга» (не позднее 1850, Русский музей). «Пейзаж со жнецами» (1840-е — начало 1850-х, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). Художник выработал характерную черту своего живописного почерка – стремление к достоверной, почти натуралистической передаче природной формы. В 1852 году за пейзаж «Вид окрестностей Выборга» Эрасси был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.

«Русская деревня» родственна перечисленным полотнам художника и по сюжету, и по художественному решению. Изображены несколько деревенских домов. Возле одного из них сидит старик в окружении трех маленьких детей. Молодая крестьянка, кормилица семьи, возвращается с работы с граблями на плече. Эрасси передает атмосферу тихого сельского вечера. Передний план картины погружен в тень, дальний освещен лучами заходящего солнца. Колорит картины построен на сочетании золотистых и коричневых тонов. Произведение отличается от других работ Эрасси – оно выполнено эскизно, пастозными, фактурными мазками. Очевидно, картина являлась одной из его натурных штудий в ученический период.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?