Епифань. Собор Николая Чудотворца.

Большой комплекс, состоящий из фрагмента старого собора (XVIII в.) с почти шатровой колокольней и соединенного с ним колоннадой нового собора (1850 г.) — величественного образца классицизма.

В приходе: часть г. Епифани, Алешина слобода, Вереникина слобода, Рождественская слобода, д. Грязновка, д. Крутая, д. Красный Осетрик, д. Полунино, д. Рогозинка, д. Табол, д. Фомино. Приход образован ранее 1685 г. Каменная церковь построена в 1810-1850-е гг. Пять престолов: главный — во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в приделах — во имя Архистратига Михаила и мч. Иоанна Воина, в трапезной приделы — во имя прор. Илии и в честь иконы Божьей Матери «Троеручица».
Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 280; ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 2

В число древних памятников архитектуры входит Никольский собор, который расположен в поселке Епифань Кимовского района. Согласно историческим летописям, сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, обитель была разобрана, а на ее месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В результате был возведен величественный и по своей красоте не уступающий столичным храмам Свято-Никольский собор.Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию. Колокольня обители в это время была превращена в водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался без внимания. Только в июле 1999 года губернатором Тульской области было принято решение о необходимости проведения реставрационных работ Никольского собора.Несмотря на то, что восстановление уникального храма до настоящего времени не закончено и ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в Никольском соборе, начиная с мая и до середины осени, проводятся богослужения.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolskiy-sobor.html

Николаевская соборная церковь. Приход этой церкви состоит из городской части и деревень: Рогозинки, Фомина, Алешиной слободы, Вереникиной слободы, Рождественской слободы, Крутого, Грязновки, Полунина, Красного Осетрика и Табола. Городских прихожан числится 801 м. п. и 754 ж. п., деревенских 1737 м. п. и 1719 ж. п. По времени своего первоначального возникновения приход этой церкви один из древних. В письменных актах встречается указания на Николаевскую церковь во второй половине XVII ст. (1685 г.), но есть основания относить и основание этой церкви и возникновение при ней прихода к более раннему времени. Возникновение первоначального храма, во имя св. Николая, в г. Епифани в народном предании тесно связывается с иконою св. Николая Чудотворца, доселе хранящеюся в соборной Епифанской церкви. Эта икона, по устным рассказам, оставлена была Литвою на месте нынешней соборной церкви и одна ли не в первое время возникновения городя Епифани. Это предание гласит: „когда вся земля Русская горела войною и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну Литва, и в рядах ея больших обозов скрытою в повозке везена была икона св. и Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва остановилась для отдыха в Епифани, где ждал ее Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоит соборная церковь и небольшая часовня. После, отдыха литвяне хотели было поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою Чудотворца Николая стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною: на место волов впрягли было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанныя в землю. Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец, к везшим повозку присоединились другие литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону, надумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли”.
Из поверки этого предания историей оказывается, во 1-х, что Литвою, оставившею икону Николая Чудотворца в Епифани в 1380 г. предводительствовал король ея Ягелло, который хотя сам не был еще крещен в это время, но терпел в своем ополчении христиан и даже покровительствовал им: во 2-х, что в начале сентября 1380 г. он шел от Одоева в Епифань, по указанию проводника Епифана Киреева, сносившегося с ним от лица князя Олега; в самый же день Куликовской битвы 8-го сент. был уже в самой Епифани, отстоящей от Куликова поля в 30 в., и здесь, услыхав о победе русских над Мамаем, поспешно бежал, так что наши легкие отряды не могли его настигнут. Таким образом предание об оставлении иконы литовцами в Епифани не стоит в противоречии и с фактами истории, и, видимо, событие это случи лось именно в 1380 году. Для хранения этой иконы построена была первоначально часовня, а потом церковь во имя Богоявления Господня.
Когда построена была Николаевская церковь, не имеется сведений; из письменных документов 1885 г. видно, что она существовала уже в это время, как соборная. Каменная или деревянная была эта церковь до 1728 г., определить трудно. В 1736 г., в царствование Анны Иоанновны, соборная церковь начата строиться каменным зданием и окончена в 1738 г. Она существовала до 1810 г., с приделами во имя прор. Илии и св. мчк. Иоанна Воина. Придельная церковь, во имя Иоанна Воина, построена была особняком над оградными воротами в 1766 г. каменным зданием. В этот период своего существования соборная церковь служила центром, около которого развивалась городская жизнь во всех своих важнейших функциях. Церковь обнесена была высокою каменною оградою с амбразурами и бойницами, на подобие Тульского кремля. Судя по амбразурам, можно думать, что ограда эта была построена с тою целью, чтобы иметь защиту г. Епифани от врагов, и ее правильно нужно назвать не оградою, но военною крепостью, построенною, по распоряжению правительства, во времена укрепления города для защиты его от набега татар. Внутри этой ограды было столько разных торговых лавок и помещений, что в ней производилась вся Епифанская торговля, как в обыкновенные дни, так и во время николаевской ярмарки. Кроме лавок, в церковной ограде помещалось духовное училище, открытое в 1805 г. и переведенное в Венев в 1837 г. Здесь же было Епифанское духовное правление, закрытое в 1851 г., а с 1763 г. по 1774 г. здесь помещалась городская ратуша.
В 1810 г. началась постройка ныне существующей соборной церкви, по желанию главным образом ц. старосты, купца П.М. Логвинова. В 1814 г. трапезная церковь была устроена с двумя приделами, во имя Божией Матери Троеручицы и во имя пр. Божия Илии. В 1850 г. была окончена совершенно и настоящая холодная церковь. *) Из предметов храма заслуживают внимания: 1) риза и епитрахиль старинной парчи, пожертвованная Императрицею Анною Иоанновной в 1740 г. и 2) колокол в 114 пуд. и 14 ф. с надписью: «Повелением Ея Императорского Величества, Всемилостивейшей Государыни Анны Иоанновны вылит сей колокол в Москве, на подаяние от Ея Императорского Величества Двора, к церкви Николая Чудотворца, что в Епифани, 1740 г. апреля 17-го дня, чрез отправление сенатского секретаря Семена Молчанова”.
Причт состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание храма получаются % с церковного капитала, хранящегося в билетах, сумма которого составляет 6245 р. 45 к. В пользу причта получаются проценты с 7654 р. 15 к. (с 1892 г. в дер. Алешиной слободе открыта ц.-приходская школа.
*) Подробнее историю этой церкви см. въ очерке свящ. М. Сахарова въ Тульск. Епарх. Вед. 1873 №№ 13, 21 и 1874 № 10.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. г. Епифань, стр. 280

Деревянную крепость Епифань основал во второй половине ХVI века племянник Ивана Грозного — Иван Мстиславский. Наша страна тогда нуждалась в мощном опорном пункте на оборонительной линии против набегов крымских татар. В крепости имелись высокая сторожевая башня, терема, несколько посадских храмов. В осадном гарнизоне несли службу 700 человек — пушкари, пищальники, стрельцы, воротники, казаки. В 1777 году Епифань стала уездным городом, а через год получила свой герб: «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляныя, показуя, что окружности сего города, между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Название некогда уездного города, а ныне посёлка в Кимовском районе — Епифани — имеет греческие корни: в переводе оно означает «явление» и, в принципе, подразумевает явление Бога при Крещении Иисуса. А возникновение самого Никольского собора связывают с явлением иконы Святителя Николая Чудотворца.
Существует легенда, которую упомянул в своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895) исследователь П.И. Малицкий… Интересно, что события, описанные в легенде, теоретически могли происходить здесь в Епифани: в 1380 году литовские войска под предводительством короля Ягайло шли в сторону Куликова поля вместе со своим проводником по имени Епифан Киреев. Похоже, что к 8 сентября, дню Куликовской битвы, они оказались как раз на территории современной Епифани, но услышав о разгроме Мамая, удалились восвояси, бросив святой образ Св. Николая Чудотворца, привезённый ими в повозке. Для хранения оставленной «литвой» иконы местные жители возвели часовню. Писцовые книги конца ХVI века сообщают: «Сотня Степана Лихарева вниз по Дону, под Епифановым болотом слободка Семеновская Коробьина, а в слободе церковь Николы Чудотворца поставление и строение в церкви, образы и свечи, книги попа Обрамия Иванова». Как поясняет Сергей Васильевич Кусакин в своей книге «Храмы Куликова поля» (Тула, Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2014), это значит, что храм построили и содержали казаки-прихожане, а также сам церковный причт. На территории храма стоял дом священника и несколько келий для нищих. К началу ХVIII века Никольский собор стал не только духовным, но и торговым центром уезда — вплотную к храму прилегала площадь, где ежегодно устраивалась большая ярмарка. В силу её размаха на ней регулярно вспыхивали конфликты, переходившие «в драки и смертные убийства». Поэтому царским указом «от городскому комиссару» выделили в помощь подкрепление — «рядовых солдат для караула». Также в начале ХVIII века Епифань неожиданно стала ключевым пунктом в грандиозных планах Петра I по строительству канала, который должен был соединить Дон и Оку и упростить подвоз «потребностей из Москвы… к городу Воронежу» — там молодой царь начал возводить флот. Именно в Епифани разместили штаб, откуда прибывший из столицы князь Матвей Гагарин должен был контролировать все работы. Благосостояние епифанцев стало стремительно расти, и они начали активно жертвовать на «храмовое строение». В 1736 году при воеводе Василии Мельгунове соборная Никольская церковь «начала строиться каменным зданием и совершенно была выстроена в 1738 г.»
М.И. Сахаров в своём исследовании «Епифанская соборная Николаевская церковь» (Тула, 1873) приводит такое описание: «Пять глав грановитых, прикрытых зеленой ярью; на них кресты осьмиконечные, позлащенные». Сам храм делился на холодный и тёплый, общая длина его составляла «не менее 12-ти сажен, а ширина — не менее 7-ми сажен». Церковь была обнесена четырёхметровой каменной оградой с зубцами, похожими на те, что украшают стену тульского кремля. Некоторые исследователи утверждали даже, что по ней могли передвигаться воины, а из угловых башен можно было вести огонь. Более того, говорили, что на единственной сохранившейся до наших дней башне ещё в конце 30-х годов прошлого века находилась старинная пушка. Хотя реальных свидетельств «крепостного» характера соборной ограды всё-таки нет. Внутри ограды размещалось множество торговых лавок, а также духовное училище (в 1837 году его перевели в Венёв), городское духовное правление и городская ратуша. На колокольне было девять колоколов. О них известно, что например, самый большой весил 262 пуда, то есть более 4 тонн, и на нём имелась надпись: «На призывание к славосилию божественному, и во славу граду сему вылить сей колокол в Москве к епифанской Николаевской церкви…» Второй колокол именовали «полиелейным», его отлили «на подаяние Ея Императорского Величества двора». Третий колокол назывался вседневным или сороковым (он весил 40 пудов).
Первый каменный храм простоял до 1810 года, когда из-за ветхости его разобрали (штукатурка «отмокла и обвалилась», а трапезная «в обширности» была столь мала, что зимой в ней «бывала великая теснота и жар, от чего даже тухли свечи»). Оставили нетронутой только часть колокольни и начали строить новый храм. Причём начали с зимней церкви. По имеющимся данным, её архитектором был Тимофей Тимофеевич Тимофеев, получивший за свой труд мизерный гонорар — за все работы в общей сложности 25 рублей. Построили трапезную, а также два придела: во имя пророка Божьего Илии и в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». На возведение же самого Никольского собора ушло сорок лет. В марте 1815 года утвердили план и фасад. Несмотря на пожертвования, средств не хватало, и на возведение здания решили пустить кирпич от разобранной ограды. Также городские власти распорядились отдать оброчную статью доходов от всех торговых лавок на сооружение храма. В итоге, к 1885 году строительство было закончено. Современники тогда отмечали, что весной собор уже «был оштукатурен снаружи и покрыт листовым железом». На главе уже сияли золотом «яблоко с крестом». Колонны четырех порталов, большой барабан и фонарик были украшены лепным узорочьем «по приличным местам». На фризах, под четырьмя фронтонами, были поставлены барельефные изображения из священной жизни Иисуса Христа, а для установки над порталами «уже сформированы и отлиты лепные священные исторические фигуры вышиною в три с половиной аршина». Внутри храм стоял ещё не отделанный. Только подкупольная часть была «по нижние арки» оштукатурена и расписана «анфресковою живописью». В итоге все работы были завершены только в 1850 году.
После Октябрьской революции Никольский собор закрыли не сразу. У новых властей руки до него дошли только в 1932 году. Представители власти явились в храм и начали по спискам изымать наиболее ценные предметы утвари. Всё, что было сделано из драгоценных и цветных металлов, забрали и отправили в Москву и Тулу. То, что показалось ненужным, отдали на откуп местным жителям. А те тоже не особо церемонились со святынями — иконы пускали на изготовление дверей, подвальных перекрытий и растопку печей. Городское потребительское общество устроило в теперь уже бывшем соборе склад. В галерее между трапезной и колокольней оборудовали теплоэлектростанцию, а саму колокольню превратили в водонапорную башню. Когда началась Великая Отечественная война, жители Епифани стали готовиться к обороне — копали окопы, сооружали противотанковые заграждения. Окна бывшего Никольского собора заложили, превратив их в бойницы. Но фашисты заняли Епифань без боя; оккупация длилась немногим больше месяца, и, отступая, враги взорвали электростанцию в галерее трапезной. В результате серьёзно пострадала западная стена собора. Вообще, немцы взорвали практически все старинные каменные постройки этого городка и почти половину деревянных. В документах, которые были озвучены на Нюрнбергском процессе, Епифань была названа в числе городов, превращённых фашистами «в развалины». После освобождения Епифани по указу вышестоящего начальства местные власти попытались обезглавить храм. Нашёлся смельчак, который залез на купол и привязал к кресту трос. Другой его конец прицепили к двум тракторам ЧТЗ, стоявшим в начале Садовой улицы. Однако все старания оказались напрасными. Трактора буксовали. Трос не выдержал и оборвался. Крест, лишь немного наклонившись, стоял на своём месте. В 40-50-е гг. ХХ века было уничтожено большинство лепных деталей на фризах и капителях колонн, украшавших фасады храма. После войны бывший собор так и стоял заброшенным, но всё равно оставался местной достопримечательностью. Многие туристы улавливали в нём сходство с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.
Оживать храм начал лишь в конце 1980-х годов, после того, как однажды в нём решено было устроить вечер камерной музыки. Инициатором этого мероприятия выступил тогдашний директор Епифанского спиртового завода «Донской» Валерий Крылов. Под старинными сводами зазвучали произведения Гайдна, Баха, Вивальди… Поскольку акустика превзошла все ожидания музыкантов, такие концерты стали проходить регулярно. Тогда в администрации посёлка решили открыть счёт для сбора средств на восстановление храма. И стали поступать пожертвования… В результате, в 1995 году стало возможным покрыть листовым железом соборный купол. При этом посильную помощь оказал также настоятель Свято-Успенского мужского монастыря Новомосковска — архимандрит Лавр. А позже Тульский губернатор объвил сбор средств на реставрацию храма, и произошло чудо — уже в 2000 году начался ремонт. Восстановили стены и своды, лестничные входы, покрыли оцинкованным железом крышу. Поставили временный иконостас, после чего архимандрит Лавр освяти престол. В праздничные дни в соборе стали проводиться службы. В 2003 году в соборе установили новый четырёхъярусный иконостас, соответствующий всем церковным требованиям. Он стал даром руководства и коллектива Тульского УФСБ в память о сотрудниках управления, погибших в Чечне при выполнении служебных обязанностей. На внутренней стене храма установили памятную доску с фамилиями героев. В 2004 году собор обрёл «голос». Начальник управления ФСБ по Тульской области генерал-майор Владимир Петрович Лебедев сумел найти благотворителей, на пожертвования которых рядом с храмом построили звонницу с шестью колоколами. После крестного хода архиепископ Тульский и Белёвский Алексий освятил звонницу и колокола. Одна из самых торжественных служб в Никольском соборе совершается 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликии в итальянский город Бари. На архиерейскую службу и крестный ход в Епифань всегда приезжает митрополит Тульский и Белёвский.
Сейчас Никольский собор включён в программу министерства культуры, по которой ведомство каждый год выделяет деньги на его восстановление. В 2008 году сняли и привели в порядок крест. Его высота составляет 250 см. Железный каркас в виде полого восьмиконечного креста обёрнут медной полой толщиной 1-1,5 мм, покрытой золотом «чрез огонь». В яблоке-шаре диаметром 93 см реставраторы насчитали 68 пулевых отверстий. На его золочение ушло 40 граммов сусального золота. Летом 2009 года крест вернулся на своё место. Раньше убранство Никольского храма было поистине великолепным. Но, к сожалению, всё оно погибло в революционном угаре. Сейчас усилиями прихожан и благотворителей храм постепенно снова преображается. Многие иконы собор получает в дар. Одна из главных святынь храма — икона «Троеручица». В соборе даже раньше существовал придел в честь этого образа. Кроме того, в Никольском соборе хранится старинная икона Иоанна Крестителя, датированная ХVIII веком. Есть здесь замечательное собрание вышитых бисером икон. И, конечно, обращает на себя внимание старинный образ Святителя Николая Чудотворца в изящном окладе: он словно напоминает молящимся о чуде обретения подобного образа в далёком 1380 году.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №302, 2018 г.

Никольский собор — прекрасный памятник классицизма, и хотя Епифань — это всё-таки настоящая провинция, язык не повернётся назвать этот классицизм «провинциальным». Действительно, великолепием и размерами храм затмевает иные соборы губернских городов и размахом приближается к столичным постройкам! Характерной особенностью епифанского Никольского собора является его многочастность. Когда в начале ХIХ века разбирали старый собор 1738 года, то сохранили колокольню. Это сооружение первой половины ХVIII века «играет на контрастах» с храмом, оно на добрую сотню лет моложе. А соединяет основную часть собора и колокольню широкая трапезная с тёплым храмом; в её галерее ныне помещена выставка, повествующая об исории соборного комплекса Епифани. Собор безусловно, является кульминационным акцентом всей композиции. Мощные колонные портики на четыре стороны света, могучая световая ротонда… Такие храмы стали в своё время архитектурным отражением эпохи. В них порой можно найти черты палладианства, которым в это время русские (и западные, работавшие в России) архитекторы активно увлекались. Тип сооружения — «симметричный храм с портиками и высокой ротондой с фонариком» обыгрывался во множестве построек, от Исаакиевского собора Санкт-Петербурга до московской церкви Мартина Исповедника. И всё же, при всем многообразии вариаций, Никольский собор безусловно западает в память благодаря большой самобытности, яркому архитектурному «лицу» и высококлассным формам. Не зря писал о нём известный архитектор, исследователь русского зодчества и достопамятностей Тульской земли, В. Н. Уклеин: «Дело не в схеме, а в индивидуальном творческом подходе, превратившем абстрактную систему в оригинальное, высоко художественное произведение. Отказавшись от скучного ритмичного размещения окон светового барабана, зодчий объединил оконные проёмы в выразительные группы… Обращённые на четыре стороны, как и портики основного объёма, оконные группы подчёркивают центричность общей композиции и главные оси здания. Лёгкие ионические колонки между оконными проёмами контрастируют мощным коринфским колоннам нижележащих портиков… Все архитектурно взаимно увязанно, подкупающе свежо и привлекательно».
В основе композиционной схемы Никольского собора — строгая центричность. Основной объём имеет практически идентичные фасады на все стороны (в «жертву» этому единообразию даже была принесена обязательная по церковным канонам апсида). Световой барабан с ажурным фонариком — очень высокий и светлый. Верхний (ротонда) и нижний (четверик со скруглёнными углами) ярусы взаимно увязаны перекликающимися архитектурными мотивами и деталями декора. Храм очень просторный, а главное — очень высокий. Ротонда и фонарик собора световые, полностью раскрытые во внутренний объём, что делает естественное освещение Никольского собора исключительно богатым. Четыре могучих столпа, подпирающие высокие своды, не утяжеляют конструкцию. Неизвестному архитектору удалось настолько верно рассчитать гармоничную «золотую середину» в пропорции «высота свода — ширина арки», что эти массивные столпы зрительно словно расступаются к стенам, сливаясь с ними, освобождая пространство под грандиозным куполом. Галерея-паперть с тёплым храмом и переходом на колокольню, напротив развита по горизонтали. Построена она также по проекту Т. Т. Тимофеева в 1810 году; оформлена трапезная достаточно скромно. Фактически, единственное её украшение — плоские четырёхколонные портики, также колоннами украшены галереи, соединяющие тёплый храм с колокольней на западе и основным массивом собора на востоке. Здесь присутствует основной принцип — богатое естественное освещение и много свободного пространства. В тёплом храме восстановлен иконостас.
О том, как выглядел Никольский храм в ХVIII столетии, можно составить приблизительное предположение по сохранившейся колокольне — она, по крайней мере её нижняя часть, дошла до наших дней от «старого» собора. Это постройка 1730-х годов, при этом сильно архаизирующая. Декоративное убранство соответствует концу ХVII века — впрочем, для провинции такое «запаздывание стиля» было скорее правилом, нежели исключением. Бытует мнение, что каменная ограда Никольского собора «по совместительству» служила крепостной стеной, но это уже явное преувеличение — единственная сохранившаяся башня «не тянет» на крепостную ни по размерам, ни по форме, ни по возрасту (башня — ровесница колокольни, а крепости в ХVIII веке давно строили по бастионному типу). Скорее всего, это была чисто декоративная «стилизованная» ограда, условно символизировавшая бывший когда-то на этом месте острог.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №302, 2018 г.

Церковь Никольская с колокольней и башней ограды XVIII в. расположена на Красной площади поселка Епифань Кимовского района в юго-восточной части Тульской области. В 1736 г. было начато строительство нового каменного пятиглавого Никольского собора, вместо пришедшего в ветхость более раннего деревянного храма. Строительство его было закончено в 1738 г.
В одном из первых упоминаний о каменной ограде вокруг пятиглавого Никольского собора, относящихся к 1763 г., содержатся сведения от утверждении епифанской ратуши, которая была размещена в пристройке к колокольне и ограде. Таким образом, можно сказать, что примыкающие одноэтажные с подклетом южная и северная пристройки к колокольне, появились во второй половине XVIII в. На генеральном плане Епифани 1779 г. справа и слева от надвратной отдельно стоящей колокольни уже существуют примыкающие с юга и севера объемы.
Колокольня выстроена в стилистических формах конца 30-х г.г. XVIII в. По архитектурным формам и декоративному убранству, она принадлежит XVII в., но регулярный характер размещения декора указывает на то, что памятник относится к XVIII в.
После революции, в 1920-е г.г. в паперти была размещена электростанция. В 1932 г. собор закрыли. В трапезной находилась местная электростанция, работавшая до войны. Весной 1937 г. колокольня храма была превращена в водонапорную башню. В 1941 г. храм пострадал довольно сильно, электростанция была взорвана, трапезная обрушилась.
До нашего времени колокольня дошла в крайне аварийном состоянии — отслаивалась лицевая поверхность кирпичной кладки, разрушены своды, южная пристройка представляла собой груду кирпича, северная превратилась в руины. Удерживали колокольню от обрушения металлические конструкции водонапорной башни 1937 года.
В 2007-2016 г.г. были проведены работы по сохранению объекта. Завершены все работы по восстановлению кирпичной башни, кирпичного ограждения, крытой паперти храма и северной пристройки колокольни.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?