Спасо- Преображенский храм (мужской монастырь), г. Енисейск. Имеет престолы: Преображения Господня – освящён архиерейским чином 11 мая 2002 года, Нерукотворенного Образа Спасителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Усекновения главы Иоанна Крестителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Пророка Илии- освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года.
Источник: сайт Енисейской епархии http://eniseiskoe.narod.ru/xram_enblag.htm
Возведен собор на месте сгоревшей деревянной соборной церкви. Строительство каменного собора начато в 1731 году, освещены теплые церкви в 1750 году. Последним построен южный Ильинский придел в 1808 году. В конце XVIII-XIX вв. появились западные пристройки — палатки. После ликвидации монастыря в 1930 годах в соборе долгое время размещался склад. Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря в Енисейске — типичное произведение культовой архитектуры Сибири середины XVIII в., сохраняющее архаичные черты русского зодчества XVII в. и формы «уральского барокко», своеобразно освоенные местными мастерами. Это одно из ранних сооружений времени становления енисейской школы.
Собор размещается в центре восточной (передней) половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром ансамбля. (Монастырский ансамбль состоит из: Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды) Спасский Собор продольной трехчастной структуры храм с глубокой полукруглой абсидой, широтно скомпонованной трапезной и трехярусной колокольней, размещенных на одной оси.
Трапезную фланкируют два повышенных придела. Нарушающий осевую симметрию крайний южный придел т западные палатки построены позже. Храм — «восьмерик на четверике» перекрыт восьмилотковым куполом с высоким световым барабаном, одноглавый. Диагональные стены восьмерика опираются на тромпы. Двухсветные приделы перекрыты сомкнутыми сводами.
Двухстолпная трапезная перекрыта коробовыми сводами. Центральная часть собора отличается несколько грубоватыми, разнообразных форм, крупными деталями. Боковые приделы декорированы значительно скромнее. Восьмерик и главная алтарная абсида завершены профилированными карнизами на крупных кубических консолях, очень характерных для уральской и сибирской школы. Такой же карниз — под ярусом звона колокольни. Четверик храма завершается арктурным поясом и карнизом. Ребра колокольни и восьмерика подчеркнуты узкими переломленными пилястрами.
Широкие лотки с ритмичным членением: глубокими горизонтальными рядами оформляют часть главных объемов. Световой барабан храма оформлен по ребрам полуколоннами, а глухой барабан колокольни — узкими волютами. Завершает колокольню высокий шпиль. Арочные окна храма и алтаря обрамлены мелкопрофилированными разнообразными завитками и фронтончиками на тонких полуколоннах. Над окнами восьмерика — наличники с встречными завитками.
Прямоугольные окна приделов обрамляют простые ленточные наличники. Несколько перегружен декором западный портал: полуколонны, капители которых, волюты и фриз украшены мелкими треугольниками, зубчиками, как и элементы наличников храма. Уступы перспективных арок оформлены разнообразными наборами из балясин и бусин. Интерьер собора строг и несколько суров. Эффектен значительный контраст пространства холодного храма и довольно низких теплых приделов.
Своды укреплены стальными растяжками. Большая часть поверхностей стен и сводов обнажена до кирпича, но в алтаре и на своде восьмерика сохранилась часть поздних, начала XX века росписей маслом. Фундамент бутовый. Стены и своды кирпичные. Кирпич различных типоразмеров, в сводах и стенах колокольни, где размещена лестница встречаются кирпичи до 32 х 17 х 9 см. Длина собора по центральной оси 37 м. Высота храма до барабана 16 м, колокольни до шпиля 24 м. Площадь 750 м2, объем 4400 м3.
В интерьерах здания, за исключением фрагментов масляной живописи в алтаре холодного храма, элементов прежнего убранства не сохранилось.Перестройки и утраты:Памятник не перестраивался. После пожара 1869 года произведены ремонтные работы по восстановлению лавок и крыш.
Сведения о реставрации:В 1976-1978 годы институтом «Спецпроектреставрация» в г.Москва выполнен проект реставрации. В настоящее время ведутся реставрационные работы.
Главное сооружение ансамбля Спасо-Преображенского монастыря, размещается в его центре. Благодаря хорошей сохранности и размещению на высокой точке рельефа собор сохраняет роль основной центральной доминанты городской панорамы города Енисейска. Одно из первых каменных сооружений Восточной Сибири, главное здание единственного сохранившегося в Красноярском крае монастырского комплекса. Сибирская ветвь русского барокко. Памятник архитектуры XVIII века.
Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска
Предание рассказывает, что ещё в 1592 г. в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 г. монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима.
Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х г.г. здесь началось каменное строительство. Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х г.г. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.
Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».
Возрождение монастыря началось в 1990 г. До 2009 г. богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). К настоящему времени, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители — во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.
Информация с сайта монастыря, http://preobragenski.cerkov.ru/
Иконостас Спасского собора
Спасский иконостас известен по описям церковного имущества начиная с 1765 г. Для его идентификации и реконструкции в собрании ЕКМ существует фотография центральной части иконостаса, исполненная не ранее 1922 г., когда из храма были изъяты серебряные оклады местных икон. В настоящее время иконы иконостаса и его резной декор рассредоточены в двух верхних приделах Петра и Павла и Иннокентия Иркутского (бывший придел Александра Невского), а также в нижнем теплом Успенском приделе Успенского собора г. Енисейска. Часть скульптурного декора перемещена в церковную кладовую. Царские врата и шесть ангелов, располагавшихся вблизи царских врат, утрачены. Сохранившаяся пара ангелов (по сторонам балдахина) принадлежала, вероятно, пророческому ярусу иконостаса. В иконостасе придела Петра и Павла использована нижняя и верхняя часть Спасского иконостаса (два «апартамента» в терминологии описей XVIII в.).
Формирование комплекса Спасского иконостаса не выходит за пределы 1756-1765 гг. Его орнаментальная резьба (сквозная у царских врат, накладная — вокруг икон на тумбах и в верхних ставах) строится на основе лиственного побега с завитками с элементами плетения. Кроме того, присутствует глухая резьба на архитектурных деталях — карнизах, капителях и консолях. Наиболее объемной выглядит орнаментальная резьба, использованная в оформлении виноградными кистями столбцов у балдахина над царскими вратами. Но столбцы декорированы набором накладных резных элементов, исполненных в невысоком рельефе. Чистота и точность рисунка орнаментов, богатый репертуар видов резьбы, сложных очертаний рамы икон, дополненные большим количеством скульптурных изображений, сосредоточенных вдоль главной оси, позволяют отметить высокий уровень резного оформления в иконостасе, созданном енисейскими мастерами.
В Спасском иконостасе вертикальная динамика заявлена большим числом ярусов (их 7), и уравновешена равным числом осей. Доминанта пластического начала обозначена концентрацией скульптуры и резьбы вдоль центральной оси. Здесь чередуются резные консоли и увитые виноградом столбцы с фигурами ангелов, которые замещают архитектурные членения. Одновременно фигуры ангелов, расположенные на облаках, обогащают тектонику иконостаса изобразительностью. Высота и объемность фигур ангелов уменьшается от нижнего яруса к верхнему, что соответствует законам линейной перспективы, и наделяет структуру иконостаса свойствами иллюзорного увеличения высоты. Лики ангелов и херувимов, обращенные на зрителя, а также жесты рук и движение ног привратных ангелов, обозначают развитие композиции от зеркала иконостаса в пространство храма. На центральной оси резьбой имитируется металл в орнаменте царских врат, ткань и корона в изображении балдахина, облака под поясным изображением Саваофа и у фланкирующих главную ось ангелов. Орнаментика в Спасском иконостасе изобразительна.
В двух следующие парах ярусов на плавной оси располагались живописные изображения, обрамленные резными ангелами, а венчала центральную ось скульптурная композиция Распятия с предстоящими. Пластическое и изобразительное начала в композиции Спасского иконостаса сочетанием, но не имеют самодовлеющего характера, поскольку в целом господствует орнаментальное решение. Иконы в ярусах, кроме местного и верхнего, имеют форму на основе овала или квадрифолия. Резные рамы вторят очертаниям досок. Херувимы у праздничных икон и в двух верхних фризах cтpoгo фронтальны и фиксируют вертикальные оси прясел. Изображения Саваофа и Христа в Распятии фронтальны, симметричны и привязаны к оси иконостаса. Фигуры ангелов образуют зеркально-симметричные пары. Преобладание орнамента над изображением, заявленное в композиции резных царских врат, действует и в масштабе всего иконостаса.
Орнамент царских врат симметричен относительно вертикальной оси, он более густой и плотный в нижней и верхней части. Обычная для врат планка на оси по стыку створ отсутствует. В средней части врат орнамент более крупный и прозрачный, в его рисунке отсутствуют переплетения и многослойность. Овальные иконы Благовещения и Евангелистов малы по размерам, что подчеркивает значительность массы орнамента и его масштабность. Рокайльные щитки у левого и правого краев композиции, покрытые по поверхности сетчатым трельяжным орнаментом, и небольшие цветочные гирлянды под щитками показывают один из источников стиля врат-рококо. Другая стилистика свойственна верхней и нижней зоне орнаментики. Фантастические цветы и бутоны в многослойном густом плетении можно найти в числе декоративных мотивов искусства первой половины и середины XVIII в.
Гибкость силуэтного рисунка орнаментов, заостренные окончания акантовых листьев, жесткость моделировки лицевой поверхности врат желобками и выемками, а также золочение, делают деревянные резные врата своего рода имитацией врат металлических. Сюжетные живописные композиции, а также резные потир и звезда, вкраплены в ковровый рисунок орнамента как его составные колористические и пластические элементы. Общая идея — врата райского сада — сопровождена скульптурными образами ангелов, они расположены на облаках по сторонам врат как небесные стражи. Дважды повторенное на оси изображение короны, облачные подножия ангелов и балдахин с открытым занавесом обозначают идею врат царствия небесного.
Точных аналогов для Спасских врат выявить не удалось, однако по ковровому характеру измельченной резьбы ц малому масштабу овальных икон обнаруживается сходство с царскими вратами Успенского собора в Смоленске. Успенский иконостас в Смоленске датирован 1730-1740-ми гг. Он был исполнен украинскими резчиками во главе с С.М. Трусицким в стиле украинского барокко.
На пономарских дверях располагались изображения архидиаконов Стефана и Лаврентия, украшенные внизу поволоченной резьбой. Архидиаконы ныне входящие в состав Успенского иконостаса (197х57 и 193х54 см), вероятно, принадлежали Спасскому иконостасу. В отличие от других икон Успенского иконостаса они написаны темперой, а не маслом и имеют стилистические отличия от прочих икон конца 18 в. Размер проемов пономарских дверей и резные рамы на архивольтах сохранены в Петропавловском иконостасе, написанные маслом образа архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, перенесены из Успенского иконостаса. Архидиаконы представлены в рост, в повороте в главной оси иконостаса. Они облачены в стихари. Стефан держит в правой руке кадило, а левая рука прижата к груди. Лик и взгляд Стефана обращены вправо вверх. Лаврентий держит в правой руке Евангелие, левой рукой он указывает на книгу. Орарь спускается с левого плеча архидиакона, его нижний конец переброшен через сгиб левой руки. Лик и взгляд Лаврентия обращены на зрителя. В полукруглом навершии представлен поясной образ Христа Вседержителя среди облаков. Масштаб изображений архидиаконов такой же, как у полуфигур апостольского чина. Благодаря сопоставлению с малыми поясными изображениями Христа в верхней части композиции фигуры архидиаконов выглядят крупнее и значительнее тех, что представлены в верхних ярусах иконостаса. В составе местного ряда Спасского иконостаса по описям местные иконы имели прямоугольные очертания, их оформляли тонкие профилированные рамы.
Центральным образом на вратах являлось Благовещение. Справа от размещенного в центре аналоя стоит архангел Гавриил, слева — коленопреклоненная Богоматерь. В отличие от единообразных для всех прочих икон нимбов, лик Богоматери обрамлен лучистым сиянием.
Из четырех тумбовых икон сохранилась одна (вместе с тумбой) на тему «И будет одно стадо и один пастырь». Она располагалась под образом Спаса Нерукотворного. Утрачены иконы: «Илия пророк в пустыне», «Бегство в Египет и Жертвоприношение Исаака». Тумбовые образа под боковыми иконами местного ряда соответствовали изначально расположенным там образам пророка Илии (слева) и Троицы Ветхозаветной (справа). Икона Троицы была заменена в 1815 г., Илии — до 1813 г.
Икона на тему «И будет одно стадо и один пастырь» перенесена из Спасского иконостаса вместе с орнаментальной рамой, тумбовой панелью и фланкирующими консолями. Помещена справа от царских врат иконостаса придела Петра и Павла Успенской церкви, под образом Спаса Нерукотворного. Икона имеет овальную форму, криволинейные очертания. Справа изображен Христос, защищающий длинным, пастушеским посохом (с крюком на конце) стадо овец и пастушка от нападения пары волков. Наличие левкаса и темперы под масляной записью в паспорте не отмечено.
Иконы праздников в нижнем ставе иконостаса
Из шести праздничных икон нижнего яруса Спасского иконостаса в иконостасе придела Петра и Павла Успенской церкви представлены 4, причем икона Успения расположена на своем месте, над местным образом Богоматери, слева от оси. Утрачены иконы Богоявления и Преображения. В их рамах размещены иконы пророка Соломона и евангелиста Мрака. Херувимы, располагавшиеся на рамах икон на концах вертикальной оси, утрачены. При установке нижнего яруса иконостаса на новом месте его ширина была уменьшена на уровне икон с праздниками. При этом боковые иконы были сняты и перемещены на следующие к центру оси, а освобожденные урезанные места замещены образами из апостольского и пророческого ряда. С правой стороны иконостаса изъята икона Преображения, с левой стороны — образ Богоявления.
Доски икон имеют четырехлепестковую форму. Композиции построены с учетом формы досок. В Успении и Вознесении в верхний лепесток доски вписана фигура Христа, обрамленная облаками, в Троице — крона дерева. Группы апостолов в Успении и Вознесении, а также силуэты ангелов и их крыльев в Троице соотнесены с боковыми выступами досок. Композиционные и масштабные соответствия присутствуют в трех из четырех сохранившихся иконах нижнего ряда праздников. Применены одно- двух- и трехъярусные композиции. Для Троицы, очевидно, выбран прототип из иного иконографического источника, нежели для остальных икон.
Семь праздничных икон из 6-го яруса Спасского иконостаса. Ярус (четвертый апартамент) сохранился полностью, вместе с резным оформлением, с постаментами для резной композиции «Распятие с предстоящими». Расположение икон, за исключением центрального образа Воскресения Христова и крайнего слева образа Рождества Богоматери не соответствует порядку, указанному в описях. Следуя порядку евангельских сюжетов, необходимо поменять местами образа Благовещения и Рождества Христова, расположенные по сторонам центральной иконы.
Поскольку иконы располагались в верхней части иконостаса, более узкой по сравнению с нижними ярусами, они размещены вплотную друг к другу. Число осей (их семь) сохранено, но ширина чина составляет около 4,5 аршина, что соответствует интервалу между внутренними краями пономарских дверей. В отличие от праздничных икон первого апартамента, форма которых приближена к доскам апостольского и пророческо — праотеческого чина, верхние иконы имеют удлиненную форму и простые по профилю обрамления без орнаментальной резьбы. Высота икон всего на вершок меньше, чем у праздничных икон нижнего ряда. Выступы в верхних частях досок единообразно использованы для размещения наименований представленных сюжетов. Названия написаны на развернутых белых свитках.
Несмотря на то, что иконы располагались на значительной высоте, они написаны без учета угловой точки зрения. На центральной иконе представлено Воскресение Христово в иконографии восстания от гроба. Композиция статическая, архаическая для своего времени. Центральная икона чина выделяется четырехлепестковой формой и размерами доски, а также масштабом и фронтальностью фигуры Христа.
Образ Рождества Богоматери замыкает ряд слева, ее особенности выявляют наличие стремления к композиционной цельности всего яруса. Образ Введения Богоматери во храм — вторая икона верхнего праздничного ряда. Образ Благовещения. Образ Рождества Христова. Композиция построена на диагоналях, сходящихся на лике Христа. В отличие от других икон ряда, надпись нанесена не на свитке, а на развевающейся ленте, масштаб фигур измельчен. Образ Сретения. Необычный поворот Богоматери связывает композицию Сретения с располагавшейся слева от нее композицией Рождества Христова. Воздвижение креста. В центре композиции расположен трехступенный постамент, на котором стоят два архиерея, поддерживающие древко креста без косой перекладины внизу, с надписью ИНЦИ на малой верхней перекладине. В глубине по сторонам постамента стоят два диакона со свечами. Диакон справа держит в левой руке ларец. Диакон, помещенный слева заглядывает в книгу которую держит в руках стоящий рядом священник с непокрытой головой. На первом плане слева и справа кресту предстоят царица со свечой в правой руке, и царь со скипетром в левой руке. Постамент под крестом многолепестковый в плане. По фонy обозначены колонны и арка, стена с двумя зарешеченными прямоугольными окнами.
Каждая из шести боковых икон верхнего праздничного ряда имеет композицию, ориентированную на главную ось и соотнесенную с формой доски. За счет масштаба увеличенная фигура Христа на центральной иконе смотрится приближенной к зрителю. Боковые композиции по преимуществу решены как фризовые. Среди них одноплановая (Благовещение), дугообразно выступающие (Введение Богоматери во храм. Рождество Христово) или западающие (Сретение, Воздвижение креста). По масштабу фигуры и оформлению надписи из ряда выпадает икона Рождества Христова. Асимметричная дугообразная композиция и увеличенный масштаб фигуры святой Анны в иконе Рождества Богоматери не имеет замыкающего аналога на правой стороне ряда.
Сравнение с четырьмя сохранившимися иконами нижнего праздничного ряда Спасского иконостаса показывает, что в композиции верхнего ряда учтена вытянутая форма их досок и место иx расположения. Горизонтальные оси композиций смещены в нижнюю треть икон, тогда как в нижнем ряду композиции отцентрованы по осям досок. Три из четырех нижних композиций многофигурные, тогда как вверху отдано предпочтение кратким редакциям иконографии. Внизу помещались три непереходящих праздника (Успение, Богоявление и Преображение), и три переходящих праздника (Вход Господень в Иерусалим, Троица и Вознесение). Отсутствие резного или накладного декора на рамах праздничных икон верхнего ряда отличает их от прочих, как и форма досок, и сомкнутое расположение. Аналогом для досок праздничных икон верхнего яруса являются образа, венчающие пристолпные иконостасы в Успенском соборе г. Смоленска.
Из чина 12 пророков и праотцев сохранились только единоличные изображения пяти пророков, а именно; Иеремия, Соломон, Даниил, Илия и Иезекиилъ (1 с левой и 4 с правой стороны иконостаса), а также центральная икона чина — Богоматерь Знамение. Из 12 икон апостольского чина сохранились 10: шесть икон с левой половины иконостаса и четыре иконы с правой его стороны. Очевидно, два юных апостола располагались у внешних краев чина. На фотографии ЕКМ видны ближайшие к Саваофу апостолы Петр (с ключами) и Павел (с мечом). Утраченным следует считать апостола Павла.
Три доски апостольского чина были обрезаны по форме тумбовых рам и размещены в нижней части Успенского иконостаса. Два из них принадлежали левой стороне иконостаса, и один — правой стороне. Одна доска подрезана по левой стороне и по периметру для подгонки под формат рамы от праздничной иконы. Несомненно, апостольский чин занимал два ряда в иконостасе. В центре нижнего ряда апостолов помещался резной образ Саваофа, во второй части образ Христа Вседержителя.
Архитектура, скульптура и орнаментальная резьба Спасского иконостаса
Иконостас плоский, собран из щитов по числу ярусов и прясел. В щитах вырезаны проемы по форме икон. Верхний ярус образован цельным горизонтальным щитом, его верхний край оформлен фестонами. Верхний ярус венчает скульптурная композиция Распятия с предстоящими. Швы между щитами закрыты карнизами и столбцами. Над интервалами между иконами первого и второго апартаментов карнизы образуют выступы (консоли). По сторонам центральной оси на консолях первого и второго апартамента располагались фигуры ангелов. Фигуры ангелов (архангелов) по сторонам царских врат расположены на консолях, обрамляющих тумбы.
Выбор сложной формы досок для икон всех ярусов иконостаса, кроме местного, разнообразие рисунка их рам, следующих очертаниям икон, орнаментальное заполнение зеркала иконостаса, даже при наличии значительного количества резной скульптуры, свидетельствует о доминанте орнаментального подхода В композиции Спасского иконостаса. И построенные на основе овала усложненные формы большинства икон, и преобладание сквозной лиственно-цветочной орнаментики в декоре иконостаса близки стилистике рококо. Однако, осевая симметрия декора и форм досок, единообразие и четкие очертания живописных элементов, минимальное присутствие собственно рокаильных элементов декора (раковины, гирлянды, трельяжные сетки) не позволяют говорить о чистоте стиля. Упрощенная архитектура иконостаса, отсутствие ризалитов и колонн, не развитые профилировки карнизов, как и плоский характер резного декора, свидетельствуют против определения стиля иконостаса как памятника барокко. Вместе с тем. выступающие из плоскости иконостаса вдоль главной прясла фигуры ангелов и Саваофа, венчающая иконостас резная композиция Распятия, стремление воспроизвести в скульптуре виноградные кисти, драпировки и облака, волютный рисунок консолей между тумбами являются цитатами, позаимствованными из репертуара барокко. Трактованная орнаментально, лишенная свойственной барокко, скульптура Спасского иконостаса не более чем реминисценция по отношению к этому стилю. Таким образом, иконостас эклектичен, что не снижает его значения в ряду сибирских памятников своего времени — 1760-х годов. Для сравнения можно рассмотреть главный иконостас Знаменской церкви.
Одним из образцовых иконостасов середины XVIII в работы столичных мастеров является знаменский иконостас Андреевской церкви в Киеве (1747-1762). Проект Ф.Б. Растрелли был реализован коллективом петербургских резчиков, позолотчиков и живописцев. В резьбе иконостаса повторены мотивы лепного декора интерьера и экстерьера, что позволило создать целостный ансамбль. Не смотря на то, что В целом памятник xaрактеризуется как ансамбль стиля барокко, в составе его резного декора присутствует значительное число мотивов, характерных для рококо (раковины, цветочные гирлянды). Многочисленные херувимы, являясь частью декора, не изображаются фронтально и симметрично. Резной декор рам выстроен по двум основным вариантам. В первом случае, если икона имеет правильную форму (прямоугольник, круг, арка), рама усложняет ее силуэт. Сквозная накладная резьба по фону вокруг икон в образцовом иконостасе не применяется. Особую организационную и структурирующую роль в Андреевском иконостасе выполняет позолоченный декор.
Оба сибирских иконостаса применяют использованный в Андреевском иконостасе прием объединения в одном апартаменте тумбовых, местных и праздничных икон. Однако отсутствие осмысленного архитектурного решения, как и увеличение числа равных по ширине и высоте ярусов в сибирских иконостасах, размывает эту идею. Для двух сибирских иконостасов 1760-х гг. (Спасского и Знаменского) характерна подмена сложных рам-картушей простыми по профилю рамами и своею рода боязнь пустого пространства вокруг икон, стремление заполнить интервалы накладным прорезным орнаментом. Такой ковровый подход к оформлению иконостаса в Енисейске распространяется и на его часть – царские врата. В Иркутске же композиция царских врат сложнее, чем общее решение иконостаса. В этом отношении Спасский иконостас представляется более цельным произведением. Однако, это отнюдь не памятник барокко.
Цветовое решение иконостаса
Согласно описи 1813 г., иконостас «крашеный на глади ярью с прибавлением белит, а резьба крыта листовым пологом в нижнем ставу на резных столбцах виноградные кисти по серебру крыты баканом, а в тумбах приличные места крыты ярью». На царских вратах «резьба вся вызолочена». В том же первом ставу над царскими вратами резной балдахин, сверху вызолочен, снизу по серебру покрыт ярью». «Во втором ставу иконостаса над царскими вратами образ Господа Саваофа на резных серебряных облаках».
Красным цветом окрашена гладь Андреевского иконостаса в Киеве и ряда близких по времени иркутских иконостасов. Согласно описи 1868 г. плоскость иконостаса окрашена белой краской. Имеется уточнение, что накладная резьба позолочена по гульфарбе. Ярь на посеребренной завесе балдахина не указана, отмечена позолота на короне, которую поддерживают над балдахином ангелы.
Реставрационные пробы 1983 г. на образе Саваофа позволили установить, что первоначально нижний ярус облаков был посеребрен. Он находится под пятью слоями записей. Верхний ярус облаков был голубым. На зеленом и красном облачениях два слоя записи. На ликс – три слоя записи. Резные ангелы, согласно описи 1868 г., позолочены.
Орнаментальная резьба Спасского иконостаса
Царские врата
Сень. Резная надвратная сень Спасского иконостаса сохранилась с незначительными утратами. Сень имеет вид конического балдахина, увенчанного шаром. Балдахин декорирован тремя полосами глухого орнамента и ламбрикеном с кистями. Симметрично распахнутая завеса под балдахином имеет перехваты, от которых вертикально спускались утраченные края драпировки. Существуют многочисленные примеры использования балдахина в декоре иконостасов середины и второй половины ХУШ в. Сень над царскими вратами Троицкого собора Гледенского монастыря в Великом Устюге (1770-e — 1780-e) исполнена в виде объемного трехлепесткового в плане балдахина. Драпировки с кистями закреплены по периметру основания балдахина, под ламбрикеном. Живописный образ Саваофа на облаках с 8-ю херувимами в основании помещен в тени балдахина. Иконостас с тремя объемными полукруглыми в плане балдахинами и завесами, а также с симметричными плоскорельефными драпировками над царскими вратами был сооружен около 1786 г. в церкви Иоана Богослова в с. Стебачево Тейковского района Ивановской области.
Плоскорельефные балдахины с завесами как завершение створ царских врат характерны для иконостасов Русского Севера середины 18 в., в частности, так оформлены врата 1752 г. из Воскресенской церкви села Пермогорье Красноборского р-она Архангельской области. Сень Спасского иконостаса размещена в зоне нижнего ряда праздничных икон. Плоскорельефный балдахин обрамлен фигурами двух ангелов, поддерживающих над ним корону. По фону на уровне капителей нижнего апартамента расположены две накладные розетки. В комплекс сени входят прорезные орнаменты, заполняющие углы по внутреннему контуру драпировок.
Столбцы, капители. В главном Спасском иконостасе придела Иоана Предтечи колонны или столбы не обозначены. Описью 1868 г. в Спасском иконостасе отмечено 8 колонн, под которыми следует подразумевать отличные от пилястр столбцы. Поскольку по сторонам царских врат колонны отсутствовали, их замещали архангелы (ангелы) с трубами, в нижнем ярусе по сторонам пономарских дверей могли размещаться 4 «колонны». Еще две пары следует отнести к двум выше расположенным ярусам.
Столбцы по сторонам балдахина имитируют объемную резьбу, хотя по сути представляют набop из трех видов резных накладок (виноградных кистей, листьев и лозы), закрепленных на трехгранной основе. Столбец увенчан полукруглой в сечении капителью с двумя рядами листьев и рядом валиков, наподобие волют. Листья обращены заостренными концами вниз. Данный вид капители был повторен до 24-х раз. Сохранились 17 (или 19?) капителей. Две капители с двумя рядами аканта и диагональными волютами, находящиеся теперь у балдахина Петропавловского придела Успенской церкви, принадлежали иконостасу 1827 г. 6 капителей сохранились в Петропавловском иконостасе и 4 у двух его клиросов; 4 или 6 в верхнем придельном иконостасе и 5 в нижнем придельном иконостасе 1827 г.
В Спасском иконостасе можно определить четыре вида столбцов: увитые виноградом (2), трехгранные с плоским выступом и с резными накладками (6),полукруглые прорезные (4) и трехгранные без резных накладок сохранились фрагментарно. Виноградные кисти в оформлении столбцов упоминаются в структуре иконостаса придела Иоанна Богослова Воскресенской церкви города Енисейска (1760-е гг.). Другие варианты оформления столбцов (витые) упоминаются в Воскресенском приделе Воскресенской церкви, в Богоявленском и Введенском приделах Богоявленского собора, «витые с репьями» — в Покровском приделе Спасского собора, «дорожчатые» — в Ильинском приделе Спасского собора. По сторонам главной оси вертикальное членение иконостаса составлялось чередованием: консоль, архангел, столбец с виноградом, ангел, еще один прорезной столбец. На границах боковых прясел, исходя из числа капителей, чередование следующее: консоль, столбец с объемной накладкой, столбец с плоской накладкой.
Консоли. Восемь консолей фланкируют тумбы под местными иконами. В верхней части выпуклая поверхность консоли моделирована желобками. В нижней части по вогнутой поверхности консоль декорирована лиственным орнаментом. На боковых сторонах вырезаны дугообразные лепестки, основание и вершина оформлены в виде валют. Консоль Спасского иконостаса является пластически, ритмически и масштабно осмысленным элементом стилистики барокко. Ее достоинства особенно явственны ввиду соседства с измельченной орнаментикой тумб, плинтуса и карниза.
Карнизы, плинтус, постамент. Иконостас имел четыре карниза. Тремя из них завершались апартаменты (кроме верхнего праздничного ряда), четвертый помещен над тумбами. Карнизы первого и второго апартаментов не пересекают центральное прясло иконостаса, они оформляют консоли под столбцами и подставками для скульптуры. Тумбовый карниз в отличие от плинтуса и других карнизов, декорирован не трилистниками, а тонкой волнистой полосой лиственного орнамента. Два карниза имели рисунок трилистника с изогнутой осью центрального лепестка. На плинтусе и верхнем карнизе оси лепестков вертикальные. Резной плинтус проходит через основание царских врат, консолей и тумб. Он имеет вид перевернутого карниза. Исходя из того, что плинтус выведен на царские врата, следует предполагать, что он оформлял и основания диаконских дверей, относительно которых опись 1868 г. фиксирует присутствие резьбы в их нижней части. Постамент в основании иконостаса равен по высоте плинтусу. Нижняя линия царских врат и пономарских дверей была поднята над солеёй на высоту постамента. При установке иконостаса в Петропавловском приделе Успенской церкви постамент был утрачен.
Фризы. Три фриза Спасского иконостаса очерчены тонкими полосами орнамента в виде волнистой двойной ленты. Такой орнамент известен в обрамлениях икон с конца 17 века. Этот орнамент присутствует на боковых краях створ царских врат енисейского Спасского иконостаса, а также в оформлении царских врат из церкви с. Ошевенского Каргопольского района Архангельской области (1786) и врат Никольского иконостаса в Знаменском соборе Иркутска (вторая половина ХVIII в.). В состав фриза входят накладные орнаменты в виде лиственных побегов, симметричных относительно осей прясел. В отличие от плоских орнаментов на пряслах профиль орнамента на фризах выпуклый относительно горизонтальной оси. На выступах над капителями фризы декорированы накладными розетками. Оба вида орнаментов имеют широкое распространение в декоре иконостасов XVIII в. В состав фризов Спасского иконостаса входят херувимы, которые размещены на осях прясел над иконами.
Венчающая часть иконостаса. Верхний край яруса с семью праздничными иконами имеет зубчатые очертания, вершины зубцов находятся над осями икон. Рисунок зубцов усложнен: четыре малых зубца имеют вид трилистников, зубцы под постаментами для фигур Богоматери и Иоанна Богослова оформлены валютами. Зубец под постаментом Распятия частично утрачен, его следует реконструировать по аналогии с основаниями двух других постаментов: лировидная форма с валютами в основании и у вершины. На вершинах двух крайних зубцов крепились концы дугообразно изогнутого металлического прута с 16-ю звездами и двумя херувимами над фигурами предстоящих. Профилированная рама яруса очерчивает все зубцы, на боковых сторонах рама оформлена в виде плетенки. По фону вниз панель декорирована накладным лиственным орнаментом из шести пятилистников с вертикальной осью и лиственного побега. Вверху между иконами по фону помещены розетки. В зубцах под фигурами предстоящих орнамент лиственный. На оси центральной иконы вверху размещена пальметта, над ней в зубце можно предполагать лист, на оси внизу — розетку. По нижнему краю ярус очерчен карнизом. К основанию силуэт панели расширяется, варианты продолжения пленного орнамента и оформления венчающего карниза пока не найдены.
Панели. Накладной прорезной орнамент вокруг тумбовых и праздничных икон, а также вокруг икон апостолов, пророков и праотцев повторяет в укрупненном и упрощенном варианте мотивы резьбы царских врат. Единство приема закрепляет за орнаментом функцию сквозной связки между ярусами, обеспечивает определенную цельность зеркалу иконостаса. У прототипа орнаментика в пряслах могла быть сквозной, как на царских вратах. В Спасском иконостасе иконы имеют форму квадрифолия.
Розетки. В иконостасе присутствуют розетки пяти видов. Крупные шестилепестковые двухслойные розетки с округлой сердцевиной и округлыми веерными лепестками во внутреннем слое помещались во фризе на консолях. Наружные лепестки этих розеток изогнуты, имеют вид трилистников с заостренными концами. Более мелкие однослойные остролистные розетки расположены на осях обрамлений икон апостольского чина. На рамах икон пророческого чина крепились розетки с сердцевидными лепестками. Четвертый вид — двухслойные розетки с округлыми лепестками — присутствуют на фоне в центральном прясле. Пятый вид – двухслойная розетка с округлыми лепестками внутри и с крестообразным чередованием четырех остроконечных и четырех валютных лепестков — использован на раме иконы Воскресения Христова и по фону в верхнем ярусе иконостаса.
Рамы икон. Рамы икон апостольского чина овальные, с дугообразными выступами на основных и диагональных осях. Профиль рам полукруглый, с полочками по внутреннему и внешнему краю. На главных осях стыки перекрыты накладными розетками. Перехваты между дугообразными выступами декорированы по поверхности лиственным орнаментом веерного типа, окончания лепестков обращены к внутреннему краю рамы.
Рамы икон пророческого чина четырехлепестковые, с дугообразными вогнутыми вставками на диагональных осях. Профиль рам полукруглый, с полочкой по внутреннему краю. На главных осях стыки перекрыты накладными розетками. Вогнутые участки рам декорированы по поверхности пальметтами и лиственным орнаментом, окончания лепестков обращены к внутреннему краю рамы. Рамы икон нижней части праздничного чина четырехлепестковые, с перехватами на диагональных осях. На диагональных осях рам помещены вставки в виде пальметт, обращенных лепестками наружу. Выпуклые лепестки рам цельные, с валютами на концах. Лепестки рам декорированы по поверхности лиственным побегом, на концах горизонтальной оси вырезаны розетки с 6-ю округлыми лепестками. На концах вертикальной оси оставлены гладкие участки в местах крепления резных херувимов.
Рамы тумбовых икон овальные, горизонтального формата, волнисто-уступчатых очертаний, с выступающими пальметтами на основных осях. Рамы икон верхней части праздничного чина с дугообразными выступами по левой и правой сторонам, с горизонтальным выступом внизу и ступенчатым выступом вверху. Профиль рам полукруглый, с полочкой по внешнему краю. Рамы иконы Воскресения Христова четырехлепестковая, профилированная желобками. С двумя валютами и с пальметтой на верхнем конце оси. Рама на архивольте диаконской двери имеет пятилепестковые очертания,увенчана пальметтой; ее нижние концы отогнуты вовне. Рама полукруглая в сечении, с полочками по внешнему и внутреннему краю. Поверхность рамы декорирована мелким лиственным орнаментом.
Клиросы. Два клироса Спасского храма дополняли ансамбль иконостаса и имели тумбовые иконы аллегорического содержания (причем тумбовые иконы располагались как на лицевой стороне клиросов, так и на обороте). Опись отмечает, что клиросы, тот и другой, по наружности резные. На правом клиросе располагалась икона Иоанна Предтечи с житием (1а 6в х 1а 2,5в), на левом клиросе — образ Богоматери Владимирской (1а 4в х 1а 1в). Клиросные иконы Спасского храма не выявлены. Иконы помещались в киотах и резных рамах, киоты увенчало резное сияние со Святым Духом и два резных херувима. Одна из двух упомянутых в описях резных рам от клиросных икон присутствует в оформлении местного образа Петра и Павла Петропавловского иконостаса Успенской церкви. Другая рама сохранилась во фрагментах. Клиросная рама прямоугольная, волнистых очертаний, с выступающими пальметтами на углах. На осях укороченные лепестки пальметт обращены вовнутрь. Судя по наличию голубя, сияния и двух херувимов над иконами, клиросы должны были иметь фронтоны и не отмеченные в описях венчающие кресты. В качестве варианта для оформления фронтонов можно указать на клиросы, расположенные в Успенском храме.
Скульптора Спасского иконостаса
Херувимы. Четыре херувима обозначены над резным Саваофом. Два херувима присутствовали в оформлении резного Распятия, еще два крепились среди 16-ю металлических звезд на дуге, обрамляющей распятие с предстоящими. В Спасском иконостасе 12 херувимов фланкируют оси шести икон в нижнем праздничном ряду. Еще 11 (очевидно, к моменту составления описи один херувим был утрачен) следует предполагать на осях икон апостольского и пророческо-праотеческого чина, в составе фризов. Общее число херувимов в оформлении Спасского иконостаса равнялось 32.
Резные херувимы широко распространены в декоре иконостасов, обрамлений икон, киотов, клиросов, темниц и кафедр в 18 в. Особенностью херувимов Спасскою иконостаса является их строго фронтальное и симметричное изображение. Херувимы не образуют характерных для развитых барочных иконостасов групп. В боковых пряслах иконостаса они расположены на осях, в центральном прясле они помещены по сторонам главной оси. Равномерное и симметричное расположение, привязка к осям, рамам и фризам свидетельствуют об орнаментальном использовании мотива. Вместе с четырьмя парами резных ангелов херувимы представляют в Спасском иконостасе иерархию небесных сил.
Из десятков херувимов Спасского собора, располагавшихся не только в иконостасе, но и в оформлении клиросов и иконных киотов на алтаре, сохранилось всего 4. Они различны по манере резьбы и размерам. Два херувима, ныне хранящиеся в Успенской церкви, соответствуют тем, что видны на фотографии иконостаса.
Саваоф. Из двух распространенных в декоре иконостасов вариантов изображения Саваофа в Спасском иконостасе использован наиболее популярный: поясное прямоличное изображение Ветхого деньми на облаках, благославляющего на две стороны. Из сопоставления с фотографией Спасского иконостаса видно, что имеются утраты надставных частей в нижнем ярусе облаков. Надставные кисти рук Саваофа, имевшие сколы на момент фотографирования, заменены, очевидно, руками других фигур, при этом утрачено благословляющее перстосложение. Нимб также подобран он не примыкает вплотную к голове Саваофа и не имеет характерной звездчатой проработки. Саваоф с двумя ангелами и двумя херувимами по сторонам присутствует на сени царских врат из Благовещенской церкви г. Каргополя (1692). В Енисейске комплекс практически повторен: два ангела с «рипидами» стоят по сторонам Саваофа, над ним описью отмечены четыре херувима. Композиция имеет непосредственное отношение к комплексу царских врат, но особенно сенью не является.
Ангелы. В составе скульптурного декора Спасского иконостаса присутствуют фигуры восьми ангелов. Они фланкируют центральное прясло, чередуясь со столбцами. В местном ряду по сторонам царских врат высота фигур ангелов (вместе с подножиями в виде облаков) равна высоте местных образов – около 1,5 а. В воздетых руках ангелы держали трубы, утраченные к 1868 г. опись 1868 г. обозначает привратные фигуры как архангелов. Поскольку столбцы с виноградными кистями опираются прямо на нимбы ангелов, их фигуры можно рассматривать как своего рода кариатиды.
В апостольском чине пара ангелов с рипидами в руках вместе с профилированными подставками и нимбами имеет высоту соседних икон – 1а, 1 в. Ангелы фланкируют резной образ Саваофа. Прямо над нимбами ангелов начинались столбцы, доходящие до выступа карниза под пророческим чином. Аналогично располагалась в пророческом чине пара ангелов с зерцалами в руках. Две верхние пары ангелов не имеют облаков под стопами, они установлены прямо на профилированных подставках.
Ангелы по сторонам балдахина расположены наклонно, оси их фигур параллельны очертаниям балдахина. Ангелы поддерживают над балдахином резную корону. Стопами они опираются на облака. Фигуры ангелов показаны в повороте к главной оси иконостаса, лики развернуты анфас. Эти ангелы имеют асимметрично распахнутые крылья.
Ангелы Спасского иконостаса присутствуют в композиции как пластические и архитектурные элементы. Также они являются модульными единицами, относительно которых npocчитывается масштаб изображений на иконах. Фигуры составляют зеркальные пары, что позволяет отметить орнаментальный подход к их построению. Атрибуты, которыми наделены ангелы, это трубы, рипиды, зерцала и корона.
Основное действие с предметом — его воздевание. Таким образом, ангелы поддерживают вертикальную динамику в композиции иконостаса. Вместе с тем, фронтальные постановки фигур, попытка изобразить движение вперед и обращение ликами к зрителю обозначает развитие композиции в пространство перед плоскостью иконостаса. Резные и иконописные изображения ангелов были широко распространены в декоре Приенисейских и Нижнеангарских иконостасов середины и второй половины 18 в.
Распятие с предстоящими. Венчающая иконостас скульптурная композиция в 1983 г. сохранялась на своем месте, над верхним праздничным рядом Спасского иконостаса. Затем фигуры были перемещены в церковную кладовую. Их постаменты имеют вид профилированных карнизов. Постамент под основанием Голгофского креста дополнительно декорирован полосой резного орнамента. Фрагмент резной рамы, оформлявшей фигуру распятого Христа сохранился в декоре Петропавловского иконостаса. Металлическая дуга со звездами и херувимами для обрамления всей композиции – особенность Спасского иконостаса, аналогов которой не выявлено.
Автор: Н.Н. Исаева «Спасский Иконостас», http://naov.ru
16 апреля 2018 г. епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор посетил реставрационные мастерские в г. Красноярске, где начались работы по восстановлению исторического иконостаса главного предела Спасо-Преображенского собора Спасского мужского монастыря г. Енисейска.
Резной позолоченный иконостас с иконами пророка Илии, Казанской Божией Матери, Святой Троицы, с Нерукотворным образом Спасителя в киоте, написанными местными мастерами, был поставлен между 1756 и 1765 гг. Иконостас, в котором было 7 прясел и 7 рядов икон, венчала скульптурная композиция Распятия с предстоящими. В подставе местного ряда, под Нерукотворным образом Спасителя, помещались уникальные иконы: «Христос — защитник пастырей и паствы», «Богоматерь в аллегориях и символах», «Призрение ко всем», «Чин любви к Богу» и другие образа с аллегорическими сюжетами — вклад в 1773 г. енисейского купца П. Цыфелева.
По данным историков, в Сибири всего два таких сохранившихся иконостаса, второй из них находится в одном из храмов г. Иркутска.
В настоящее время в мастерской осуществлена выкладка сохранившихся частей иконостаса, начато изготовление недостающих архитектурных композиций.
18.04.2018. http://енисейскаяепархия.рф/2018/04/18/реставраторы-приступили-к-восстанов/
Строительство каменного собора начато в 1731 году, освящены теплые церкви в 1750 году. После ликвидации монастыря в 30-х годах прошлого века в соборе долгое время размещался склад. Монастырь вновь открыли только в 1991 году.
Собор находится в центре восточной половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром монастырского ансамбля, состоящего из Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды.
Спасский собор – образец творчества уральских мастеров, создателем собора является Акинфий Денисович Стахиев. Спасский собор похож по архитектуре и декорации на Богоявленский собор, и на Воскресенскую церковь. Благодаря своему расположению на высокой точке, он является основной доминантой городской панорамы Енисейска. Тем более, что собор уже отреставрирован на средства краевого бюджета, это памятник архитектуры регионального и федерального значения.
Кстати, в Енисейске, в монастыре провел зиму 1661-1662 гг., отбывая сибирскую ссылку, главный идеолог старообрядчества протопоп Аввакум.
Автор: Константин Юрьевич Шумов «Храмы Енисейска строили мастера из народа», 7 декабря 2016 г., http://www.krsk.kp.ru