Богоявленский собор в Енисейске хорошо известен исследователям сибирского каменного зодчества XVIII века. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в богатой строительной истории этого интереснейшего памятника культовой архитектуры еще много неясного. Так, в исследовательской литературе помимо разночтения в датировках основных строительных этапов здания, сложилось устойчивое мнение о том, что каменный Богоявленский собор в Енисейске строился дважды: впервые в 1709-1712 гг., второй раз — заново после пожара 1732 года.При этом все без исключения исследователи относят сохранившиеся руины здания к «второму» Богоявленскому собору. Вследствие этого в литературе никогда ранее не ставился вопрос о первоначальном архитектурном облике енисейского Богоявленского собора, возведенного в 1709-1712 гг.
Подобная ситуация сложилась потому, что авторы публикаций, высказывая свое мнение, главным образом опирались на документальные источники XIX века, в основном литературного характера, без соотнесения их с документами XVIII столетия, графическими изображениями собора и результатами натурного изучения его остатков. Между тем комплексный анализ литературных и иконографических источников в сопоставлении с данными натурного изучения здания дает возможность уточнить строительную периодизацию памятника и приблизится к его первоначальным архитектурным формам.
Собор Богоявления с северным придельным храмом Сергия Радонежского был заложен в 1709 году на берегу Енисея внутри укреплений енисейского «малого острога» — деревянного восьмибашенного кремля. Здание строилось на средства прихожан соборной церкви Введения и дворян «по московскому списку» Семена и Епифана Надеиных. Строительство здания осуществлялось артелью енисейских каменщиков под руководством московского подмастерья Федота Меркурьевича Чайки и завершилось в 1712 году.
Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века.Материалы же, собранные в 1734-1735 гг. экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени. Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева «Вид города Енисейска», выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И. Махаева.
Собор принадлежал к типу русской трапезной церкви, получившей широкое распространение в ранний период развития сибирского каменного зодчества в первой четверти XVIII века. Обнаруживая тесную общетипологическую взаимосвязь с современными постройками других центров каменного строительства Урала и Сибири — Троицким собором в Верхотурье (1703-1710 гг.), Благовещенской церковью в Тюмени (1700-1704 гг.), Спасской церковью (1706-1710 гг.) и Богоявленским собором в Иркутске (1718-1746 гг.), енисейский Богоявленский собор обладал рядом своеобразных черт. Его пропорциональный строй, весь архитектурный образ были глубоко индивидуальны.
В представительном архитектурном облике здания конструктивный тип «восьмерик на четверике» — основное композиционное достижение русского зодчества конца XVII века сочетался с широтно скомпанованной трапезной, изначально включавшей в себя северный придельный храм Сергия Радонежского. Такое построение трапезной при продольно осевом развитии плана здания, восходит к бесстолпным храмам, получившим широкое распространение в посадском строительстве Москвы во второй половине XVII столетия.
В отличие от пятиглавых композиций храмовых венчаний многих современных Богоявленскому собору уральских и сибирских культовых построек, архитектурная композиция его храмового объема завершалась одноглавием. Как и крещатая расстановка глав храмового пятиглавия Троицкого собора в Верхотурье и Богоявленского собора в Иркутске одноглавие енисейского собора являлось, хотя и относительно редким , но весьма характерным для сибирского каменного зодчества первой половины ХVIII века архитектурным «украинизмом». Присутствие в архитектуре Богоявленского собора украинизирующих черт не случайно — сибирская культура 18 века была насквозь проникнута влияниями Украины, благодаря деятельности тобольских митрополитов, чью кафедру с конца XVII века занимали украинские церковные иерархи.
Важной стилеобразующей чертой архитектуры Богоявленского собора была барочная форма пластически очерченной кровли храмового восьмерика, образцом которой, возможно, была форма кровель Троицкого собора в Тюмени (1708-1715 гг.). Особое значение для раскрытия строительной истории Богоявленского собора и изучения процесса развития его архитектурной композиции имеет рисунок Богоявленского собора, недавно обнаруженный нами в фондах тобольского филиала государственного архива Тюменской области.
Характерным элементом объемной композиции Богоявленского собора, раскрывающим особенности енисейского каменного зодчества последней четверти XVIII века, стала форма барабанов глав храмового пятиглавия. В их пластически очерченных «оплавленных» силуэтах угадывается мотив вертикальных волют — одной из излюбленных форм европейского барокко. О постепенном проникновении в храмовое зодчество Енисейска архитектурных мотивов европеизированного барокко обеих российских столиц говорит прием завершения композиции соборной колокольни высоким шпилем. Благодаря нему здание Богоявленского собора значительно повысило свою главенствующую роль в иерархии храмов Енисейска и его силуэте.
В таком виде Богоявленский собор просуществовал до начала 1930-х годов, после чего была разобрана его храмовая часть и венчание колокольни. К сегодняшнему дню сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя фланкирующими ее палатками XIX века. Изучение кирпичной кладки стен здания полностью подтверждает последовательное изменение архитектурного облика памятника, зафиксированное иконографическими источниками.
Таким образом, комплексное изучение документальных источников в совокупности с натурным исследованием остатков здания позволяет сделать вывод о том, что Богоявленский собор под слоем позднейших наслоений сохранил часть своих первоначальных форм, имеющих отношение к первому строительному периоду 1709-1712 годов. Это обстоятельство дает возможность значительно расширить наши знания о раннем этапе развития каменного зодчества Сибири и особенностях становления его «енисейской школы».
Источник: статья архитектора Шумова К.Ю. «К 300-летию Богоявленского собора в Енисейске. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора в Енисейске» на сайте «История архитектуры Красноярского края»
Приход Градо-Енисейского Богоявленского собора открыт приблизительно в 1690 г., так как имеются сведения, что в этом году построен был деревянный Богоявленский Собор с определением к нему причта: из протоиерея, 2 священников, диакона и 2 дьячков. В 1703 г. этот деревянный собор и 2 других церкви вместе со всеми городскими постройкам сгорели. Исторических сведений о происхождении прихода не имеется.
Три деревни, входящие в состав прихода, находятся на противоположном берегу Енисея, другие же три находятся на том берегу, где расположен и город. Собор находится на берегу Енисея.
Церквей в приходе три: собор и две кладбищенские церкви; все три каменные. Богоявленский собор построен в 1750 г., кладбищенская Абалакская церковь Входо-Иерусалимская выстроена в 1801 г., а другая Крестовоздвиженская в 1794 г. В соборе престолов три: главный – Богоявленский, правый – Введенский и левый – в в честь преподобного Сергия Радонежского. В Крестовоздвиженской кладбищенской церкви престол только один – Воздвижения Креста Господня. Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола – главный Входа Господня во Иерусалим и другой – в честь Всех Святых.
В 1869 г. собор подвергался пожару, но после был ремонтирован; поврежденный пожаром придел в честь св. Николая, который находится над папертью, не поправлен и не отделан до сего времени. Древних икон, крестов, богослужебных книг и других каких-либо предметов церковной утвари не имеется. Церковной летописи при храме нет и не велось. Библиотека при храме есть, в последние годы выписывается журнал «Духовная беседа».
В соборе имеется чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», празднуется 25 января. Из собора бывают крестные ходы: 8 июля – с иконой Божией Матери Казанской крестный ход по городу и в девятую пятницу крестный ход из города в деревню Нижне-Пашенную.
В приходе имеется одна часовня в деревне Нижне-Пашенной; основана она примерно лет 100 тому назад, в 1910 году старое ветхое здание было снесено, а на этом же месте построено новое.
Приход состоит из 65 дворов в городе и 6 деревень. В городе приход находится в разных пунктах, по разным улицам; большая часть прихода расположена по Береговой, Большой и Зеленой улицам, а остальная часть прихода по Спасской и Болотной улицам. Из всех деревень прихода дальше отстоит от города деревня Ожигова – 8 верст; деревня Озерная в 4 верстах; деревни: Нижне-Пашинская и Телкина — в 3-х верстах и деревни: Нифантьева и Епишина в 4-х верстах. Пути сообщения между ними не удобны — особенно затруднения встречаются весной, когда начинается ледоход на реке Енисей.
Церковных школ в приходе нет. В приходе находится министерская школа и городское училище; как школа, так и училище помещаются в хороших зданиях, мебелью и другими школьными принадлежностями богаты. Из приходских учреждений имеется только попечительство. Из гражданских учреждений в приходе имеется — почтовая контора и народная читальня; в последней устраиваются чтения как религиозно нравственные, так и светские и, кроме чтений, еще в этой же читальне устраиваются спектакли с благотворительной целью.
Причт в Богоявленском соборе состоит из пяти человек: протоиерея, священника, диакона и 2-х псаломщиков. Жалования от казны получают: протоиерей — 400 руб., священник – 300 руб., диакон — 200 руб. и два псаломщика – по 200 руб. Доход за 1915 г. был 1900 руб.
Причтовые дома имеются, всего три дома. Один из них недавно отремонтирован и сдается под квартиру. Дом, в котором живет протоиерей, требует капитального ремонта. Квартиры 2-го священника и диакона требуют дополнительного ремонта.
Сенокосной земли имеется 67 дес. 728 кв. сажень. У причта имеется капиталов 12000 руб., из них взято взаимообразно 500 руб., церковных капиталов не имеется.
Населения в приходе 368 душ мужчин и 381 душа женщин. Население преимущественно состоит из коренных сибиряков. В приходе насчитывается православных 749 человек, католиков — 20 человек, лютеран — 18 человек и евреев 30 человек. Прихожане большей частью занимаются торговлей, рыбным промыслом; некоторые из прихожан имеют свои золотые прииски и занимаются золотопромышленностью.
«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.
Это самый первый каменный собор Енисейска и первый храм Енисейской губернии, официальная дата строительства — 1730-1750 годы. На самом деле, известно, что закладка собора произошла еще раньше, в 1709 году. Мастеров в Енисейске тогда не было, пригласили мастера из Тобольска, Федора Меркурьевича Чайку. Он строил храмы в Тобольске и в Москве, и перенес в Сибирь образец московской архитектуры. История строительства не сохранилась, в 1778 году в Енисейске случился пожар, уничтоживший практически весь город и, конечно, архивы. Рисунок Богоявленского собора хранится в Тобольском архиве. В те времена мастера из народа строили по рисунку.
Особенности архитектуры того времени: одноглавие (пятиглавие вернулось позже, при Елизавете), и расположение на одной оси храма, трапезной и колокольни, так называемый «корабль» – все это есть и у Богоявленского собора. Стоит обратить внимание и на декорацию стен, она выполнена фасонными кирпичами различной конфигурации, которые делали на месте.
Бывший кафедральный собор — один из лучших образцов сибирского каменного зодчества, памятник архитектуры регионального и федерального значения. К 400-летию Енисейска храм восстановлен.
Автор: Константин Юрьевич Шумов «Храмы Енисейска строили мастера из народа», 7 декабря 2016 г., http://www.krsk.kp.ru
Настоящим подарком не только для Енисейска, но и для всего края, стал отреставрированный Богоявленский собор. Время его постройки относится к 1708-1712 годам, до наших дней он сохранился лишь частично. К 400-летию его полностью отреставрировали. На второй день праздника прошло освящение собора, в уже в обед в Енисейске был слышен радостный звон колоколов на башне.
10 августа 2019 года митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон освятил Богоявленский собор и провел там Литургию.
https://newslab.ru/photo/914677?ysclid=l6m71fv44s51404395