Монастырь святого Варнавы расположен недалеко от развалин древних городов Аласия и Саламин и является одним из самых популярных святых мест Северного Кипра. Монастырь хорошо заметен издалека. Апостол Варнава, в честь которого построен монастырь, родился в еврейской семье в городе Саламин. Первое его имя было Иосиф, прозвище Варнава, означающее «сын прорицателя», он получил позже.
Апостол Варнава долгие годы был ближайшим другом и сподвижником апостола Павла. Попав на Кипр Павел и Варнава сумели обратить в христианскую веру римского проконсула Сергия Павла, что значительно способствовало быстрому развитию на Кипре христианских общин. Историю жизни и смерти Варнавы окружают легенды. По одной из них, апостол Варнава был арестован в Саламине и казнен по надуманным обвинениям. Оклеветал его некий проходимец по имени Бар-Иосиф, который выдавал себя за восточного мага и прорицателя. Апостола Варнаву забросали камнями, а тело сбросили в море, привязав к ногам груз. Ученики апостола сумели достать тело со дна моря и похоронили его в подземном склепе. Долгое время место захоронения апостола Варнавы не было известно. Спустя четыре века, в 478 году архиепископу Кипра Анфемиосу приснился сон, в котором он спускается в какой-то склеп и видит там мощи апостола Варнавы. Проснувшись, он записал свой сон и начал поиски захоронения. По нескольким ориентирам он обнаружил место и велел там копать, через некоторое время был раскопан вход в склеп. В склепе находились мощи апостола Варнавы с рукописью Евангелия на груди.
Это была сенсационная находка. Император Зенон, которому была передана находка, дал право архиепископу Анфемиосу носить пурпурную императорскую одежду и подписывать документы красными «императорскими» чернилами. Кипрская церковь получила право называться Апостольской, а так же «автокефалию»,т. е. независимость, что давало право решать свои внутренние дела независимо от патриархии. Хотя в дальнейшем Кипрская церковь подвергалась многочисленным нападкам, притязания на автокефалию считались необоснованными. Да и сама чудесная находка, Евангелие от Матфея, после тщательных исследований признано не оригиналом, а всего лишь одной из его ранних копий. Император Зенон не стал отменять своего решения, так как шум о находке был поднят значительный. В 477 году на месте захоронения был выстроен монастырь. Во время арабо-византийских войн он был разрушен и восстановлен только в 1756 году.
Во время строительных работ на месте старого монастыря были найдены обломки старого здания, который были использованы как детали интерьера новой церкви. Самой значительной находкой являлась колонна из зеленого мрамора, находящаяся сейчас справа от алтаря в новой церкви.
Здания монастыря выстроены в традиционном византийском стиле. Фрески на стенах изображают открытие склепа архиепископом Анфемиосом, передачу найденного Евангелия императору Зенону и вручение архиепископу Кипра пурпурной мантии и императорских чернил. В здании монастыря находится музей икон, относящихся к 18-19 векам и являются произведениями местных монахов. У стен монастыря находится небольшая часовня возведенная над склепом.
В монастыре действует исторический музей, где представлены коллекции античной керамики, римских стеклянных изделий и античных ювелирных украшений. Работает ковровая мастерская местных умельцев. Материал с http://www.ilkostur.ru/historical-places-monastery-barnabas_150.html