…В 1792 году рядом с деревянной церковью была заложена каменная двухэтажная церковь во имя Богоявления Господня (в нижнем этаже) и во имя Покрова Божьей Матери (в верхнем этаже). Зачачьевский житель Заборский в своем дневнике утверждает, что каменная церковь в Емецке была заложена в 1789 году, строителем ее был богатый емчанин Василий Иванович Перевозников, и нижнюю церковь святили 15 августа 1803 года при большом стечении народа. Он указывает, что емчане пекли хлебы и рыбники, варили пиво и угощали народ в ограде церкви, много было всяких яств и всех угостили изрядно.
Ночью 1 октября 1808 года Емецк вновь горел. Сгорело все село, сгорела и деревянная церковь, расположенная южнее каменной на расстоянии не более 15 саженей (примерно 30 м) ближе к реке. Место, на котором стоит каменная церковь, и близ ее, особенно за южной стороной, было местом старинного приходского, а может быть, монастырского кладбища, так как от приходской деревянной Богоявленской церкви выше по Емце саженей на 50 (105 м) находился до 1613 года Ивановский женский монастырь. Занимаемое каменной церковью место есть место деревянного острога, построенного в 1613 году. Покровский монастырь находился в полуверсте (560 м) от Ивановского монастыря. Церковь же Иоанна Предтечи была в ряду с Богоявленской в том же или около того места, где сейчас каменная. С 1760 года монастыри не отстроились и, надо полагать, крестьяне, приписанные к монастырю, вошли в состав Емецкого прихода с той разницей в наименовании, какая долгое время существовала между прихожанами; одна половина их именовалась богоявленскими, другая — покровскими. Богоявленская церковь как церковь старая и имевшая перед другими то преимущество, что образовалась не из упраздненных монастырей, стала называться соборною. Это наименование дано было епархиальным начальством и сохранилось в некоторых документах, оставшихся целыми после пожаров. Духовной консисторией каменная церковь именовалась собором, а старшие лица — протоиереями собора. После пожара 1808 года пострадала только что построенная каменная церковь (собор). Сгорели причтовые дома и лавки, дома крестьян, причем дома крестьян были большие, двухэтажные; много погорело мелкого скота. Из становой избы никаких документов спасти не смогли. Там были дела земельные и общинные. Жители переселились в ближайшие деревни. Кощеиха не пострадала, и многие временно стали жить в этой деревне. Крестьяне получили разрешение три года рубить лес беспошлинно. Обгоревшую каменную церковь одной из первых восстановили, начали строить дома на пепелище, исправили береговое деревянное укрепление. За несколько лет возникло новое село, набережная украсилась двумя рядами лавок, дома поставили с трех сторон квадратной площади. В 1823 году на расстоянии 15 саженей (32 м) от церкви была построена трехъярусная колокольня по образцу колокольни Ярославского девичьего монастыря. Строительство колокольни вел В. И. Перевозников, а позднее он соединил церковь с колокольней, в основном на собственные деньги, использовались также церковные деньги и посильные пожертвования прихожан. Колокольня — довольно высокое и красивое сооружение в 28 саженей (59,7 м), одно из самых высоких в ту пору в Архангельской области. Даже было распространено среди жителей: «Посылаю поклон с емецкую колокольню». Это означало — большой поклон. В 1825 году В.И. Перевозников отлил из одних медных пятаков колокол весом в 169 пудов (примерно 1,7 тонны), за что был судим гражданским начальством. Иван Брагин отлил на свои деньги колокол в 50 пудов (800 кг). Крестьянин Иван Михайлович Байкалов устроил в верхней церкви во имя Покрова Божьей Матери новый иконостас, стоивший по тогдашнему счету четыре тысячи рублей, и сверх того завел много разных святых икон. Крестьянин Федор Филимонович Такшеев пожертвовал на значительную сумму белого листового железа, которым были обиты пять глав на церкви с крестами и шатрами; у колокольни шпиль с крестом, главу, купол и все фронтоны обил черным железом и окрасил меденою. Кроме того, он пожертвовал в верхнюю холодную церковь большую в позолоченной раме икону Спасителя, сидящего на престоле, писанную на холсте, завел хорошие хоругви и другие вещи. За все пожертвования в пользу церкви Ф. Ф. Такшеев был награжден серебряной медалью для ношения в петлице. Некоторые из прихожан своими пожертвованиями, небольшими в частности, но значительными в совокупности, много содействовали заведению церковной утвари, ризницы, книг и других принадлежностей храма. В те времена считалось, что ничего замечательного в подношении для общего дела не было… …Емецкому приходу, по сведениям 1872 года, было приписано 27 деревень, начиная от Сухарева до Брусачихи, в которых проживало 805 мужчин и 970 женщин. Сравнение по деревням: какие деревни ликвидировались, какие вновь появлялись, провести невозможно, пожары уничтожили все. Можно лишь сравнить с переписью 1853 года: в приходе было 793 мужчины, 960 женщин. По сведениям за 1899 год по Емецкому приходу, мужчин было 1213, женщин — 1045. Емецкие прихожане все крестьянского сословия, государственные и все православного исповедания. Общим у всех прихожан занятием было земледелие, около 1,5 десятины (1,6 га) на душу пахотной и сенокосной земли, но оно не обеспечивало их полностью, поэтому многие имели особые занятия и промыслы, из которых главный — отхожий промысел, преимущественно в Петербург. Другие занимались выделкой кирпича и глиняной посуды, деланием кадок, ушатов, лоханей, шаек, корзин, коробов; иные занимались рыболовством, птицеводством, карбасничеством, плотничеством, кузнечеством, выделкой кож и другими промыслами. Свои изделия вывозили на базар и ярмарки в Емецк в торговые дни. Общее состояние прихожан можно считать достаточным. Земля родит хорошо при хорошем уходе. Трудолюбивый хозяин здесь всегда небеден… … События конца XVIII — начала XIX века для Емецкого прихода мало известны. Лишь о двух можно рассказать. 8 июля 1898 года была сильная гроза. Молния ударила в Емецкий собор, спалила в церкви колонну около иконы Рождества Христова и разбила кисть руки Казанской Божьей Матери, находящейся на жертвеннике. На колокольне разбила кирпичную колонку, разрушила под большим колоколом и расщепила доски просвета на восточной стороне колокольни. С 1930 года Емецкий приход перестал существовать. С церкви сняли купола, с колокольни — колокола, разобрали примерно две трети колокольни. В помещениях церкви были склады, магазин, на втором этаже размещался кинотеатр «Ударник». Позднее здание собора приспособили под пищекомбинат. Из книги: Т.Минина и Н.Шаров «Емчане»
Каменная церковь, начатая постройкою в 1792 г. и оконченная вчерне в 1808 г., двухэтажная; первоначально в ней было три престола, в нижнем этаже два: главный — Богоявленский, освященный в 21 дек. 1808 г. сийским архимандритом Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освященный 2 июня 1822 г. бывшим благочинным Вас. Павловским, и в верхнем один — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы по тесноте места для придела упразднен в 1855 г. Здание церковное, крытое железом, завершается пятью главами, увенчанными пятью железными вызолоченными крестами массивной величины.
При означенной церкви в 1823 – 28 гг. устроена каменная четырехъярусная колокольня в 28 саж. вышины вместе со шпицем, вначале стоящая отдельно от церковного здания в расстоянии от него в 5 саж., а в 1823 г. соединенная с ним каменною пристройкою, сооруженною на средства покойного крестьянина Василия Ивановича Перевозникова, вследствие чего и сама церковь увеличилась и имеет в настоящем своем виде 12 саж. в длину.
Большой колокол в 169 пудов вылит в 1825 г. на средства того же Перевозчикова, полиелейный в 70 пудов, уцелевший от прежней церкви, в 1769 г. — на средства Ивана Брагина. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою, устроенной в 1856 г.
Утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена, благодаря пожертвованиям прихожан, вполне достаточно. Средствами к ее содержанию служат: проценты с неприкосновенного капитала в 2000 руб., кружечно-кошельковый сбор, достигающий до 150 руб. и арендная плата с 18 деревянных торговых лавок и амбаров, каковой платы в 1893 г. было получено 189 руб. 80 коп.
Часовен в приходе три: две маленькие в с. Емецком, служащие памятниками о двух церквах бывшего женского Иоанна-Предтеченского монастыря, и третья — во имя вмч. Георгия в дер. Шильцове, в 1 версте от приходской церкви, устроенная в 1877 г. вместо прежней, по случаю явления на месте часовни иконы вмч. Георгия в 1583 г. при сийском игумене Питириме. Кроме часовен, в разных местностях прихода находятся 16 крестов в особых крытых зданиях.
Церковно-приходское попечительство открыто 10 февр. 1884 г., церковно-приходская школа 9 янв. 1889 г., помещается в квартире диакона. Законоучителем состоит местный протоиерей безвозмездно, учителем — диакон, получающий 80 руб. в год от общества. Кроме того, в с. Емецке имеется двухклассное училище министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству. Состав причта до 1845 г. был неодинаков, с 1845 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников; с 1854 г. к этому составу прибавлен второй священник, что продолжалось до 1869 г. По высочайше утвержденному положению 16 апр. 1869 г. назначено быть 1 священнику и 1 псаломщику, к коим в 1889 г. прибавлен штатный диакон, без жалования.
Средствами содержания причта служат: 37 десятин пахотной сенокосной земли, дающей в год до 300 руб., жалование священнику — 160 руб. и псаломщику 40 руб., доход за требы до 750 руб. и проценты с причтового капитала в 550 руб. Причтовых домов четыре: из них один устроен в 1856 г., другой перестроен в 1874 г. и 1876 г., третий в 1865 г. и четвертый в 1859 г.
«Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский. г. Архангельск. Типо-литография. Наследн. Д. Горяйнова. 1894 г.
Емецкий приход. Современное местоположение: Емецкое с/п, Холмогорский р-н, Архангельская обл. Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния.
Приход располагался на левом берегу реки Емцы, в 5 верстах от места её впадения в Северную Двину, в 93 верстах от Холмогор. В составе прихода было 25 деревень. Жителей к 1 января 1894 г. насчитывалось — 1003 человека мужского пола и 1143 женского. Приходская церковь в селе Емецком. Емецк, благодаря хорошей почве в окрестностях, пригодной для посевов и сенокоса, удобным путям сбыта предметов местного производства по реке Емце и Двине и центральному положению в пределах Холмогорского уезда, издавна был торговым селом, превосходившим в этом отношении даже уездный город Холмогоры, особенно со времени постепенного упадка Холмогор в церковно- и гражданско- административном отношении. Уже в конце XIII и вначале XIV веков население Емецка было настолько значительно, что емецкие жители осмелились убить сына новгородского посадника Луки, совершавшего с шайкой бродяг разбойные набеги по рекам Двине и Ваге.
Первое достоверное упоминание о селе Емецке как приходе с приходской церковью относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах. На месте мужского монастыря располагалось позже приходское кладбище.
Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: «В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий» (Цит. по: Краткое…, с. 337).
Дальнейшая судьба монастырей, особенно женского, тесно вязана с тяжёлыми обстоятельствами смутного времени. Часть поляков из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, устремилась на север. Когда в Холмогорах стало известно, что они опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него — в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь, как видно из той же записи князя Звенигородского. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.
После пожара крестьяне — прихожане сгоревшей Богоявленской церкви — построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне — три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы.
Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части — Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта — протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами — Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь.
В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два — главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г.В приходе имелась ещё деревянная церковь на приходском клабище во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов. Церковь была построена в 1888 г. и снабжена необходимой утварью на средства местных торговцев — крестьян Вальневых и их матери вдовы Екатерины Вальневой, пожертвовавших 5000 руб. Церковь была освящена 28 августа 1890 г.
В приходе было три часовни. Две из них располагались в с. Емецком и служили памятниками о двух церквях женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Третья часовня — во имя вмч. Георгия — находилась в д. Шильцове, в одной версте от приходской церкви. Эта часовня была построена в 1877 г. вместо прежней, впервые устроенной, по преданию, на месте явления иконы вмч. Георгия в 1583 г., при игумене Сийского монастыря Питириме. В разных местах прихода находились 16 крестов в особых крытых зданиях.
Церковно-приходское попечительство было открыто 10 февраля 1884 г., церковно-приходская школа — 9 января 1889 г. В Емецке имелось также двухклассное училище Министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству.
Жертвователи: Василий Иванович Перевозников пожертвовал средства, на которые в 1823 г. была сооружена пристройка к церкви, ведущая к колокольне, а в 1825 г. отлит большой колокол в 169 пудов. Другой колокол, полиелейный, был отлит в 1769 г. на средства Ивана Брагина. В 1887 году крестьянин прихода Александр Пентелеев пожертвовал 100 руб. в пользу церкви.
Священники: Никита Ильин (упом. в 1513 г.); Иоаким Симонов (1690); Василий в 1710 г.; Михаил в 1711 г.; Василий Спиров в 1730 г.; Михаил Вальнев в 1758-1759 г.г.; Иван Васильев (иеромонах Иона) в 1759 г.; Афанасий Онуфриев; Феодор Галактионов; Афанасий Вальнев до 2.11.1760; Алексий Вальнев до 1773 г.; Лукиан Тущев; протопоп Иоанн Розанов до 1775 г.; Иоанн Коротаев ключарь до 1775 г.; протопоп Алексий Петров; Иоанн Владимиров до 1785 г.; Иоанн Шабунин с 1780 г.; Василий Васильевский до 1785 г.; Иоанн Вальнев до 1805 г.; Стефан Варфоломеев с 1790 г.; Иоанн Сидоровский до 1807 г.; Андрей Тырыданов с 1807 г. (переведён из Холмогорского собора); Гавриил Львов; Алексей Кутейников; Иоанн Терентьев; Василий Павловский до 1817 г.; Иоанн Прялухин до 1837 г.; Иоанн Михайлов с 1838 г.; Иоанн Варфоломеев до 1851 г.; Алексей Ежов 1852-1857 г.г.; Иоанн Сибирцев 1858-1860 г.г.; Павел Мефодиев 1860-6.2.1871; Евгений Кремлев до 1.9.1874Церковный староста: Александр Вальнев 1887-(1890) г.г.
Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 — Архангельск, 1895. — С. 335-342.