В 1560 году князь Димитрий Оболенский заложил Елпатьево властям Троице-Сергиева монастыря. В начале XVII столетия Дмитрий самозванец отдал это село владимирскому воеводе Михаилу Вельяминову. В 1628 году церковь Вознесения Христова существовала не в самом селе Елпатьеве, а в версте от него на погосте на берегу реки Нерли. У церкви был придел великомученицы Параскевы. На погосте церковь существовала до 1711 года. В 1711 году вотчинник села Елпатьева стольник Семён Васильев Готовцев перенёс церковь в село. Новая деревянная церковь имела также два престола в честь Вознесения Господня и святой мученицы Параскевы Пятницы. Богослужение совершалось тут в зимнее время до 1849 года, когда она сгорела и более уже не восстановлялась. В 1814 году новый вотчинник села Елпатьева камергер Павел Петрович Нарышкин на свои средства начал строить каменный храм. Постройка продолжалась 15 лет, новый храм был освящён в 1829 году. Престолов в каменном храме три: в честь Вознесения Господня, святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Параскевы.
Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир: Типо-литография В. Паркова, 1895. Т. 2, С. 236-239.
Село Елпатьево при реке Нерли, впадающей в Волгу, находится в 180 верстах от Владимира и в 52 верстах от уездного города Переславля-Залесского. В начале XVII ст. церковь существовала не в самом селе, а в версте от него на погосте, на берегу реки Нерли. В писцовых книгах 1628-29 гг. значится «на погосте на реке Нерли церковь Вознесение Христово да придел вмц. Параскевы…», которая существовала до 1711 г. В этом году вотчинник села Елпатьева стольник Семен Готовцев перенес церковь в самое село. Новопостроенная деревянная церковь имела два престола: в честь Вознесения Господня и св. вмц. Параскевы Пятницы; на месте же прежней церкви существует небольшая каменная часовня.
В 1814 г. новый вотчинник села Елпатьева камергер Павел Петрович Нарышкин на свои средства начал строить каменный храм; постройка продолжалась 15 лет, новый храм был освящен в 1829 г. Между тем деревянная церковь не была уничтожена, в ней богослужение совершалось в зимнее время до 1849 г., когда она сгорела и более уже не восстановлялась. На месте ее существует также небольшая каменная часовня. Престолов в каменном храме три: в честь Вознесения Господня, св. апост. Петра и Павла и св. вмц. Параскевы, нареченной Пятница.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церкви принадлежит капитал 4000 руб. и каменный двухэтажный дом, в котором помещается народное училище. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной 97 руб., от хлебных сборов 80 руб., процентного капитала 62 руб. и от служб и требоисправлений 1082 руб., а всего до 1322 руб. в год. Дом для священника церковный, у диакона и псаломщика дома собственные. Приход состоит из села Елпатьева и деревень: Лихорева, Мишутина, Ситниц, Евсигнеева и Слепцова, в коих по клировым ведомостям числится 1032 души муж. пола и 1199 жен. В Елпатьеве имеется земская народная школа.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.