Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) г. постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481 г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447 г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551 г. В Москве. В начале XVI века здесь, возможно, был переписан мусин-пушкинский список «Слова о полку Игореве» и сформулирована основная политическая доктрина Московской Руси — «Москва — третий Рим» (старец Филофей). Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря.

Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь — не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери — дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти».
Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.
Преподобный Евфросин, в миру — Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.
Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.
Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.
Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: «Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине».
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».
Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории «Москва — Третий Рим». В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как «броздодержателя святых Божиих престол».
В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
В XIX в. после закрытия более древнего псковского монастыря — Великопустынского — все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.
В начале XX в. третьеклассный монастырь становится второклассным, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия — традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. Старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть, монастырь закрывается и разоряется.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник — пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.
В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался(?), но нашлись люди, которые сделали почти невозможное — сумели пробить государственное финансирование на реставрацию памятника архитектуры. Столпы собора были усилены железобетонными стяжками и собор выстоял.
В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник».
По материалам статьи Натальи Огудиной на сайте © ПРАВОСЛАВИЕ.RU.

Сайт Псковского областного архива:
В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.
Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.
Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая. Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин. Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю. До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно — чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство. Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я — за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь — в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье — 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.
В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем — 17.
Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.
При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая — Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья — Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая — крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса. 11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек. В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа. К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.
В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.
В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.
На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.
23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.
5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где «служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу», президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.
31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку «она служит рассадником напоминаний населению религии», а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.
Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847

Монастырь основан примерно в 1447 году иноком Снетогорского монастыря Евфросином. В 1764 году монастырь упразднён, в 1766 году восстановлен. В 1920-х годах монастырь закрыли. На территории монастыря находились школа, санаторий, турбаза. Здания частично разобраны. В 2000 году монастырь восстановлен как женский.Собор Трех Святителей Великих построен (датируемый) в 1574 году. С юга к храму примыкает Рождество-Богородицкий придел, с севера ризница, с запада паперть и невысокая колокольня с шестигранным ярусом звона. В 1870-е годы устроена кровля на четыре ската, купол грушевидной формы. В 1902 году перестроен Рождественский придел. В 1926 году храм закрыт. Здание церкви использовалось в хозяйственных целях. В 1989 году обрушилась колокольня. В 2000-х годах храм отремонтирован, в подклете под Рождественским приделом устроен придел преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.Домовая церковь во имя Архангела Гавриила и прочих Сил бесплотных устроенная в 1910 году в двухэтажном здании келий, построенном в 1904 году. В 1920-х годах закрыта. Архангельская церковь восстановлена в 2000-х годах.Часовня Спасителя построена у Святых ворот в 1865 году на месте встречи чудотворного образа Спаса в 1766 году. Разрушена в середине 20 века. Восстановлена не ранее 2010 года.Часовня преподобномученицы Елисаветы Феодоровны построена в 2016 году над могилой настоятельницы монастыря игуменьи Елисаветы (Беляевой) (1956-2010).Деревянная церковь Евфросина Псковского (холодная) построена примерно в XVII веке на месте первоначальной постройки монастыря. Храм освящен во имя Онуфрия Афонского, в XIX веке перестроен и переосвящен в Евфросиновский. При церкви монастырское кладбище. В середине 20 века разрушена.Домовая церковь иконы Божией Матери Державная при монастырской богадельне и паломническом центре устроена в 2000-х годах.Сергиевская церковь при Спасо-Елеазаровском монастыре построена как кладбищенская в 2015-2017 годах. 8 октября 2017 года освящена.Часовня Евфросина Псковского построена из булыжного камня в 1865 году у кладбищенской церкви, над каменным крестом, у которого в XV веке молился преподобный Евфросин. В середине ХХ века разрушена. В 2010-годы построена на берегу Елеазаровского (Ольгина) озера.Деревянная часовня-сень у Спасо-Елеазаровского монастыря построена в XIX веке над братской могилой защитников монастыря, убитых в 1581 поляками. В ХХ веке разрушена.Деревянная часовня Зосимы и Савватия Соловецких у Спасо-Елеазаровского монастыря построена в 1909 году на монастырской пасеке. В середине ХХ века разрушена. В 2014-2015 годах восстановлена.Часовня Преображения Господня при Спасо-Елеазаровском монастыре построена в 2010 году.Деревянная часовня иконы Божией Матери Цареградская при Спасо-Елеазаровском монастыре на святом источнике построена в XIX веке. В ХХ веке разрушена. Восстановлена в 2000-х годах.
https://russian-church.ru/viewpage.php?cat=pskov&page=19
При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Сломана в сер. ХХ в.
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?