Храм из плиты, которая является обычным строительным материалом в Псковской области. Трехапсидный, четырехстолпный, имеет один купол. Ранее был многоскатным — «крыт на восемь скатов». Южный придел — Рождество-Богородицкий, с севера ризница, с запада паперть и невысокая колокольня. Колокольня собора нобычна для псковских храмов 15 века, тогда было принято строить над папертями звонницы. В плане шестигранная, имеет широкие проёмы для колоколов. В подклете в наше время устроен придел прмц. Елисаветы (освящён в 2000 г.). Позже было изменено покрытие на четыре ската, сооружен купол грушевидной формы (1870-е гг.). В 1902 г. были проведены работы по замене Рождественского придела (обновление).
Закрыт в 1926 г., использовался в хозяйственных целях. В 1989 г. обрушилась колокольня. Сейчас продолжаются хозяйственные работы. Отстроена разрушенная колокольня, на которой установлены 7 колоколов, отлитых в Воронеже. Восстановлен келейный корпус постройки 1904 г.
Собор Спасо-Елеазаровского монастыря высок и наряден. Он имеет три апсиды и невысокую колокольню над лестницей. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора украшен килевидной аркой, купол храма с перехватом, щпиц на двухъярусной колокольне. Строительный материал для собора — псковская плита. В 1967 г. здесь производились работы по укреплению конструкций стен и сводов. Бывшая мужская обитель ныне воссоздается, как женская.
В истории монастырь прославился старцем схиархимандритом Гавриилом, привлекавшим к себе богомольцев. Еще не полностью восстановленная обитель уже спешит заниматься делами попечительства и благотворительности. Так, настоятельница монастыря матушка Елисавета участвует в областных курсах по подготовке православных педагогов, организует областные научно-исторические конференции. Сестры монастыря с радость и любовью несут различные послушания согласно нуждам монастыря.
В 2007 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре освятили новые колокола. 7 колоколов, отлиты в Воронеже. Самый большой колокол весит 420 килограммов, маленький — 4 килограмма, колокола пожертвованы московскими благодетелями, которые уже семь лет участвуют в восстановлении монастыря и трудами рук своих, и денежными средствами. Возобновлены богослужения, восстановлен храм Трёх Святителей 16 в. В интерьере храма мощные подпружные арки вновь возносятся к свету, льющемуся из верхних окон храма, а звуки церковного пения, отражённые голосниками долго тают в воздухе. Освящены кресты для трех престолов собора Трех Святителей: для самого собора, соборного придела, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и нижнего храма собора в честь святой мученицы великой княгини Елисаветы, а также для восстановленной колокольни, храма настоятельского Дома и монастырских ворот.
Около 1447 года, по просьбе братии, преподобный Евфросин велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь.
В 18 веке икона Спаса Всемилостивого помещалась в иконостасе соборного храма Трех Святителей по правую сторону царских врат. Спаситель на иконе изображен благословляющим и в царственном венце, в руке держит закрытое Евангелие, риза на нем серебряная вызолоченная, украшенная драгоценными камнями с изображением митры и архиерейского облачения. Вторая икона Цареградской Божьей Матери названа так, потому что она есть снимок со знаменитой Цареградской иконы. Ее в 1486 г. передал через некоего благочестивого богомольца святейший патриарх Цареградский Геннадий преподобному Евфросину на благословение в новоустроенную им Елеазарову обитель. Икона писана древним греческим письмом на кедровой доске. Празднество этой иконы совершалось 25 апреля и 17 сентября.
В 1889 г. киот Цареградской иконы и риза на самой иконе были вызолочены. В 1902 г. для чудотворных икон: Спаса Всемилостивого, Цареградской Божьей Матери и Трех Святителей устроили два новых киота и один из них находился за правым клиросом, в нем помещались икона Спаса Всемилостивого и Цареградской Божьей Матери, а другой за левым клиросом, в нем помещалась икона Трех Святителей.
Богослужение совершалось в холодном соборе Трех Святителей со дня Святой Троицы до 6 октября, а остальное время года в теплом приделе Рождества Пресвятой Богородицы.
За правым клиросом собора в стене под спудом находились мощи основателя обители преподобного Евфросина, над которыми до 1902 г. была ниша и в ней находилась гробница с древней иконой преподобного Евфросина, писаной его учеником Игнатием, бывшим игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. В 1902 г. эта ниша была пробита насквозь и устроена арка для более удобного поклонения святым мощам преподобного как из собора, так из придела.
В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание храмов монастыря. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный — 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный — 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном — во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом — во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847
Цареградская икона Божией Матери
История Цареградской иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. Чудотворная икона была встречена братией и, возможно, Евфрасином на дороге около монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
По исследованиям игуменьи Елисаветы, за четыре столетия до разделения Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051 или 1071 года как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию, в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен, похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере. Там икона находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю, неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.
Цареградская икона написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину — девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику.
Икона Спаса Вседержителя
Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так, еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества. Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.
Анисимов А.И. (1877-1937)– выдающийся реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 года. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков. В праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители.
Источник: http://elisarovo.ru/ru/lm/svyatini/icons/