Елгомская Пустынь, урочище. Церковь Богоявления Господня (старая).

«На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом». Ансамбль утрачен полностью.
http://www.archnadzor.ru/2010/11/09/russkoe-derevo/

Елгомская пустынь располагалась на берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (Няндомский район Архангельская область) при впадении речки Елгома в озеро. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относятся к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старецем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.), что видно из надписи толкового Евангелия, пожертвованного им сей пустыне, и грамоты митрополита Серапиона Сарского и Подонского от 30 марта 1642 г. Кроме того, на 2 крестах, водруженных при основании ризы Богоматери, есть надпись: «при строителѣ, старцѣ Тарасіѣ Москвитинѣ» и на колоколе «радѣніемъ строителя старца Москвитина 1631 года».
Старца Тарасия и считают основателем монастыря. В грамоте митрополита Серапиона упоминается и уже имеющаяся братия новой обители, которая на Черном лесу решила со старцем основать новую пустынь. Грамота гласит: «Аз смиренный преосвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский меж патриаршества строителя старца Тарасия с братиею благословил … в том лесу в Двинской десятине в Важском уезде на черном лесу в Елгомской пустыни на новом месте воздвигнуть новые храмы: во имя Живоначальной Троицы да в пределе святых мученик Бориса и Глеба, да другой храм во имя Богоявления Господня да в пределе Пречистыя Богородицы риз положения. А царския б двери в новые храмы и пределы были особно, не на одном брусу». Богоявленская церковь (возведена в 1644 г.) с двумя главами построена в стиле клетских церквей и считалась одной из древнейших храмов такого типа, сохранившихся до XX века.
В 1714 г. сооружен вместо обветшавшего Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в ХVII веке и возобновленная в 1843 г. В книге «Русское деревянное зодчество”, изданной в 1942 г. Академией архитектуры СССР, о храмах написано следующее: «На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом”. К сожалению, комплекс храмов Елгомского погоста до наших дней не сохранился, остались только фотографии.
Известны три настоятеля – строители Елгомской пустыни: Антоний — 1670-1677 гг. и монах Феодосий, на него дана грамота митрополита Новгородского Иова от 11 января 1711 г. о разрешении возведения нового, взамен ветхого от времени, Троицкого храма. К началу ХVIII века в пустоши было 20 монахов, которые вступали в конфликт с местными крестьянами, захватывая их земельные полосы. А старец Андроний развернул с черносошенными крестьянами судебную тяжбу по поводу работ на монастырь и принадлежности окрестных угодий, которая закончилась не в пользу мирян. Здесь фигурирует имя участника Северной войны мошанника (видимо, житель Моши) крестьянина Ивана Леонтьева сына.
Опись имущества пустоши на 20 тетрадных страницах в конце ХVIII века дает наглядное представление о хозяйстве монастыря и включает в себя всё — от церквей и книг до скотины и мелких хозяйственных вещей. В 1764 г. пустошь ввиду удаленности и как не приносящую большого дохода (населения мало, земля скудная, лес и реки не кормят) была закрыта. Утварь и монахов перевезли в Каргополь. Елгомская пустынь была упразднена в 1761 г. и преобразована в приход Елгомского погоста. Со второй половины XIX века на приходе действовала церковно-приходская школа. По переписи населения 1896 года, на территории Елгомы было 4 деревни, в которых проживали 140 мужчин, столько же женщин. В наличии было 92 двора.
В Елгомской пустыни почиталась чудотворная икона Положение ризы Божией Матери, по явлению и зову которой, по преданию, в каргопольские пределы из Москвы и пришел основатель – старец Тарасий. Богомольцы, особенно чающие исцеления, собирались сюда в субботу перед Троицей (престольным праздником одного из монастырских храмов). Явленным Тарасию и чудотворным считался и один из находившихся на колокольне колоколов с латинской надписью, края колокола были искусаны страдавшими зубной болью.
В начале ХХ века от пустоши оставалась одна деревянная церковь, которая упала в 1930-х годах. На месте монастыря располагалась деревня, исчезнувшая в 50-60-е годы ХХ столетия, в год укрупнения деревень население Елгомы свезли в Канакшу, затем там был сенокос одного из леспромхозов района, а сейчас о людях напоминают несколько рыбачьих изб.
http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/elgomskaja_pustyn/0-38

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?