Первый православный храм в Митаве (прежнее название Елгавы) появился после 1716 года, когда в Митаву на постоянное жительство приехала Анна Иоанновна — племянница Петра I и вдова курлянского герцога Фридриха Вильгельма. Согласно брачному контракту, ей была отписана часть курляндских имений умершего супруга, и по настоянию императора Петра I Анна Иоанновна осталась в Курляндии. Вдова приехала 10 октября 1716 года и поселилась в мещанском доме, купленном для нее Петром Бестужевым. Вероятно, в этом доме и была обустроена первая православная церковь, освященная во имя Преображения Господня. В 1718 году для Анны Иоанновны начали восстанавливать и перестраивать дворец в Митаве, построенный при герцоге Фридрихе Казимире и взорванный при отступлении русских войск в 1706 году. Церковь перенесли на 2-ой этаж дворца. После вступления Анны Иоанновны на российский престол (1730), в 1738 году придворная церковь была перенесена в новый замок, построенный Бироном.
Для окормления простых православных жителей Митавы в 1726 г. за дворцом был выстроен деревянный храм в честь свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Вероятно, посвящение этого храма было связано с днем тезоименитства Анны Иоанновны, которое праздновалось 3 февраля. Предположительно, маленькая деревянная приходская церковь стояла на том самом месте, где находится нынешняя церковь. С отбытием Анны Иоанновны из Курляндии Симеоно-Аннинский храм стал главным в Митаве. В 1750 году по причине ветхости его разобрали, и в 1755 году построили фахверковую церковь, простоявшую до 1779 года.
Тем временем начались работы по проектированию каменного храма. В 1764 году три варианта представил курземский придворный архитектор Иоганн Готфрид Зейдель, в 1765 году еще один проект разработал Антонио Ринальди, а в 1767 году власти рассмотрели два проектных варианта Франческо Бартоломео Растрелли, один из которых был утвержден. И только 23 июня 1774 года были заложены фундаменты новой каменной церкви. Строительными работами руководил О.Ф. Лауе. В 1780 году новый храм был освящен. Каменная церковь была однопрестольная, зального типа, с плоским деревянным перекрытием, оштукатуренная, «покрыта листами железными». Над церковью возвышалась маленькая деревянная глава, обитая железом и покрашенная краской, над притвором была построена каменная колокольня в один ярус, с часами. Форма главок и скромный декор фасадов были решены в стиле барокко. В эту церковь перенесли трехярусный иконостас из старой фахверковой церкви. Есть информация также о том, что новый иконостас выполнил мастер Ян Янковский. В 1883 году случился пожар, от которого пострадал иконостас и иконы. При ремонте после пожара изменилась форма глав. Растреллиевская церковь простояла 110 лет, до 12 февраля 1890 года. С 1850 года церковь получила статус кафедрального собора.
К концу 19 века собор стал мал для разросшегося прихода. На личные средства императора Александра III в 1890 году началось новое строительство. Проект храма разработал петербургский архитектор Николай Чагин. Алтарь и стены старого каменного храма частично были включены в объем нового здания, но облик его совсем не напоминал маленькую церковь Растрелли. Торжественное освящение большого храма состоялось 14 ноября 1892 года, статус собора он получил 23 ноября того же года. Построенный в русском стиле, в формах эклектики, этот храм несет в себе едва уловимые черты нарождающегося стиля модерн. Большая глава с барабаном опирается на стены старого храма, перестроенные в виде арок. Вместо сферической поверхности парусов здесь видим ступенчатые тромпы, нависающие друг над другом в четырех углах. Просторный интерьер открывается входящему в храм, хотя снаружи храм совсем не кажется большим и не подавляет своими размерами, сомасштабен окружающей невысокой застройке. Две пары малых глав венчают боковые пристройки, расширяющие объем храма. Шатровая колокольня пристроена с запада, притвор украшен двумя маленькими изящными главками. Первоначально в соборе был трехярусный иконостас.
Во время Второй Мировой войны Елгава оказалась в районе активных боевых действий. Собор был разрушен. Община перешла в кладбищенский Успенский храм, а развалины были национализированы. После войны в руинах размещался склад управления торговли. В 1957 году городские власти приняли решение снести храм. И все-таки от сноса собор был спасен именем Б. Растрелли, как объект – памятник архитектуры. Позже был разработан проект консервации памятника, эскизы устройства в нем концертного зала, но работы не велись. Развалины за забором портили вид центра города, нигде в Латвии таких «последствий войны» уже не было. В 1983 году началась подготовка к взрывным работам. В стенах храма были высверлены шурфы, заложена взрывчатка. Общественное мнение воспротивилось такому решению, храм снова был спасен.
После возвращения собора Православной Церкви начались работы по восстановлению храма. Много сил стройке было отдано о. Серафимом Шенроком. Пожилой батюшка сам взбирался на леса, организовывал строительные работы, находил спонсоров, обсуждал эскизы с проектировщиком и художником. С помощью старосты прихода и о. Евгения Румянцева были выполнены самые сложные работы по восстановлению несущих конструкций, проведено отопление. Задача восстановление прежнего интерьера не ставилась. По причине материальных трудностей научного изучения останков собора не проводилось. В интерьере по инициативе о. Серафима Шенрока были использованы фрагменты иконостаса бывшего Рижского Алексеевского монастыря. Новый иконостас был изготовлен в свободной форме, без учета стилистики фасадов собора. По этой причине цельность образа храма была утрачена. Ныне собор сияет белизной стен и ярко-синими куполами, он стал украшением города, и не верится, что совсем недавно на этом месте были мрачные развалины.
Главный престол храма освящен во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, придел — во имя св. Алексия, человека Божия.
Источники информации :1) «Jelgavas baznīcas», Izglītība, 1992.2) «Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению рижского архиепископа Арсения.» М., 1896.3) «Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края»,том 2.4) Указы Петра 1-го Лифляндским губернаторам.5) Putniņa Mārīte «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Zemgalē», Neputns, Rīga 2015, 64.lpp.Большое спасибо Александру Вишневу, указавшему на неточности в первой версии этой статьи.
Митавский Свято-Симеоно-Анненский собор. Первоначально церковь построена в 1726 году для Курляндской герцогини,племянницы Петра Великого, Анны Иоанновны, ставшей императрицей России с 04.04.1730 г. «… Церковь сия построена в 1778 году по повелению государыни императрицы Екатерины-2й на государственные средства. Зданием каменная, с такою же колокольнею, на коей иждивением графини Тилль — урожденной Бесстужевой-Рюминой устроены часы. На поддержание и заведование оными – ею же положено в казну 400 талеров и ежегодно из казны Курляндской казенной палаты получается в виде процентов по 24 талера. Сия сумма, по причине повреждения часов в 1798 году, употребляется наравне с другими церковными суммами на внутренние потребности церкви. Престол один. Протоиерей — Михаил Иванович Кунинский — 40 лет, сын священника. Дьякон — Василий Ефимович Стоеров, 26 лет, сын священникка. Пономарь — Николай Петрович Троицкий, 30 лет, сын священника…» (ЛГИА, фонд 4754, опись 2, дело 35. «Клировые ведомости за 1834 год»).
Говорят, что архитектором проекта храма был сам Бартоломео Растрелли. Из церковных зданий имелись — каменный 2-х этажный церковно-приходской дом, построенный в 1855 г. на средства Св.Синода и хозяйственные службы. По ходатайству местного Курляндского губернатора в 1870 г. отведен, в пользование причта, казённый полумызок Альтбергфрид со всеми имеющимися на нём по описи постройками. Всего земли в полумызке имелось 218.78 десятин. Вследствии ветхости деревянная церковь была разобрана, кроме нижнего яруса колокольни, и заново перестроена за время — с 12 февраля 1890 года по 26 октября 1892 года на сумму 57 346 рублей 71 коп. Средства дарованы лично от его императорского величества государя императора Александра 3-го в сумме 30 000 рублей, с добавлением от Св.Синода 19 000 рублей 159 рублей 71 коп., и из местных средств 8 187 рублей. Строительный лес в количестве 810 брёвен был отпущен из казны безплатно. С разрешения Епархии вся церковная утварь на время строительства была перенесена в Митавский замок и там же в комнатах временно совершались богослужения.
27 и 28 апреля 1891 года приход обозревал Епископ Рижский и Митавский Арсений: «… цель была-осмотреть строящийся храм на средства, дарованные Государем Императором, и совершить богослужения в существующих Митавских храмах… С вокзала Владыка вместе с губернатором и в сопровождении многих лиц уехал по Дворцовой улице для осмотра строящейся соборной церкви. Преосвященный долго и подробно осматривал работы, выслушивал объяснения о строительных работах и сожалел о малой вместимости храма. После осмотра Владыка вместе с губернатором уехали в полковую церковь, которая в настоящее время служит отчасти и приходскою, по случаю перестройки Симеоно-Анненской церкви. Владыка был встречен командиром полка, полковником А.И. Милоусом, офицерами полка, священником. Церковь внутри очень маленькая и чистенькая, видно, что за нею хорошо смотрят и берегут. Выделяется массивный образ на раззолочённом постаменте — это жертва командира, офицеров и солдат в память чуда 17 октября 1888 года. Началась служба, пели солдатики без особых хитростей, но от души… Вечером Владыка служил всенощную в Успенской церкви, находящейся на православном кладбище. Присутствовали много прихожан и сам губернатор. Служба продолжалась три часа. Масса народа стремилась под благословение Владыки, он же раздавал каждому крестики. На другой день 28 апреля, по заранее сделанному оповещению, в замковую церковь собрался весь Митавский православный люд. Обедню служил Владыка вместе с отцами Варницким, Руженцевым, Златинским и Орловым… после обеда Владыка в сослужении с теми же иереями служил благодарственное молебствие по поводу присоединения к православию благоверной великой княгини Елисаветы Феодоровны. Дворянское и городское представительство отсутствовало, хотя они были заранее оповещены о молебствии и о чтении высочайшего манифеста. Особенно непонятно было отсутствие городского головы, который по закону является представителем городского населения без различия сословий и исповеданий и должен был присутствовать на молебствии… По окончании молебствия Владыка раздавал артос, с большой лаской всех при этом благословляя и наделяя крестиками… Вечером Владыка выехал в Ригу…».
В 1900 г. в замке имелась замковая церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1892 году и освящённая 03.01.1893 г. Освящение нового храма совершено Высокопреосвященным Арсением 14 ноября 1892 года, а 19 ноября 1892 года церковь наименована собором с сохранением существующего штата духовенства. Митавский собор каменный со средним большим куполом и четырьмя малыми по сторонам , с такою же 2-х ярусной колокольнею с куполом, по сторонам которой находятся 4 башенки. В верхней части колокольни сделаны с четырех сторон места для башенных часов, но сами часы, прежде бывшие на колоколне, не поставлены на приготовленное место по ветхости и невозможности исправить оные…» — записано в церковной ведомости за 1900 год.
Графиня Екатерина, урождённая Бестужева-Рюмина, сделала денежный вклад в Санкт-Петербургский банк, по которому проценты с него, отчислялись по 32 рубля в год на ремонт часов. Но из-за невозможности ремонта эти деньги употреблялись на ремонт храма, вместе с 86 рублями 67 коп. отпускаемых казною ежегодно на ремонт собора. Крыша покрыта железом. Престол в соборе один – во имя Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Одновременно с собором был построен каменный одноэтажный флигель с двумя квартирами, строительство которого обошлось в 11119 рублей 34 коп., отпущеные Св.Синодом. Имеется прачечная, крытая черепицей и церковная сторожка.
Земли при соборе не имеется, кроме грунта, на котором построен собор, и земли, выделенной причту в 1870 году. Имеется две приписных церкви и одна часовня: 1. Замковая домовая Спасо-Преображенская церковь — освящена 03.01.1893 г. 2. Кладбищенская каменная Успенская церковь с колокольнею, устроена на местные средства в 1889г. за 12060 рублей и освящена 02.07.1889 г. 3. Часовня кладбищенская Успенская, основана на местные средства и освящена 16.11.1883 г., её строительство обошлось в 680 рублей. На кладбище имеется домик.
Имеются: церковно-приходские школы, мужская и женская, одноклассные – открыты — 1-я 15.01.1885 г., а 2-я открыта 17.01.1882 г. Обучаются в 1910/1911 учебном году – 42 мальчика и 30 девочек. По штату на 1910 год положены: протоиерей + два священника + диакон + два псаломщика.
Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1264. «О ремонте и расширении православной церкви в г.Митаве (Симеона-Анненской) и постройке церкви на Митавском кладбище. Начато 1886 г. Окончено 1895 г. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 185 за 1900 год., и дело 226 за 1910 год.
После 1945 года восстановлением храма занимался архитектор Владимир Максимович Шервинский( до своего ареста в 1951 году).
О первой попытке восстановления собора после Второй Мировой войны вспоминал архитектор Владимир Шервинский: «Владыка Корнилий (Попов, в 1945-1948 гг. архиепископ Виленский и Литовский) был энергичным и хорошим хозяином, и когда Елгавский приход обратился к нему с просьбой помочь отстроить сгоревший Елгавский собор, сейчас же откликнулся и помог во всех отношениях, и словом, и делом. Мне было поручено составить проект и одновременно я назначался в строительную комиссию. Председателем комиссии был назначен о. Петр Берзинь. И так выглядел собор после войны, когда я его в первый раз увидел! Жгли немцы его немилосердно, но благодаря тому, что перекрыты помещения кирпичными сводами, огонь во внутрь проникнуть не мог. Немцы, однако, таким результатом не удовлетворились и, очевидно, разлили внутри бензин и жгли внутри отдельно.
С чрезвычайной энергией взялся о. Леонид (Костко) за работу. Он находил и материалы, и рабочих, сам все время был на постройке, сам всем на месте руководил, сам брал инструмент в руки и помогал, и я уверен в том, что только благодаря ему работа так успешно продвигалась вперед. С о. Петром я выезжал туда периодически для общих указаний, для приема отдельных работ и для проверки отчетности в израсходаванных суммах. Члены строительной комиссии тоже усердно и каждый чем мог помогали работе – кто советом, а кто и личным трудом.
Мы восстанавливали, а вокруг нас стояли развалины. … скоро работы продвинулись уже настолько, что начали мечтать об освящении и начале служб. Главный купол, малые купола и вся крыша были вполне готовы, материал для шпиля колокольни был заготовлен, лежал внутри и прирезался согласно проекту. Внутри для начала был устроен иконостас придела, была сделана уборка, и ждали только момента, когда материал для колокольни будет вынесен. Два года строили, затратили около 200 000 руб., но, конечно, нужны были еще средства. Архиепископ Корнилий деньги все время охотно давал. Но тут внезапно произошли большие перемены. 19 февраля 1948 года Рижская епархия встречала своего нового архипастыря – митрополита Вениамина (Федченкова).
… Не знаю, почему, но Вениамин наших стараний в Елгаве не оценил и решил больше денег не давать, а приход сам продолжать работу не был в состоянии. И это еще было бы полбеды, настроение Владыки ведь могло еще измениться, но когда враги Церкви обратились к Владыке с просьбой временно отдать храм под военный склад, Владыка, не посоветовавшись, согласился, и все наши труды пропали даром. Были растасканы заготовленные материалы, и несмотря на то, что склада там больше нет, работы по восстановлению продолжить теперь уже не разрешают, хотя прихожане за тысячью подписей обращались даже в Москву».
Примечание: воспоминания написаны в 60-70 годы XX века.
Источник: «Православие в Балтии», № 3(12), Рига 2015, С. 158-162.