История зданий, которые сейчас занимает Электротеатр Станиславский, начинается еще в XIX веке.
В 1872 году весь участок по соседству с Английским клубом (сейчас – Музей современной истории России), принадлежавший в XVIII веке роду Голицыных, выкупил тайный советник, орденоносец Иван Павлович Шаблыкин. И в 1874 году по проекту архитектора Михаила Никифорова был возведен четырехэтажный доходный дом, перпендикулярный Тверской, с торговыми галереями на первом этаже – здесь одно время соседствовали пивная, парикмахерская и галантерея.
В 1888 году рядом с ним, на углу Тверской и Мамоновского переулка, появился г-образный особняк по проекту архитектора Митрофана Арсеньева – он тоже использовался как доходный. В 1913 году владение участком перешло к графу Алексею Капнисту, который вскоре сдал один из домов в аренду известному кинопромышленнику Абраму Гехтману. По заказу Гехтмана узкий доходный дом был перестроен под новый электротеатр с залом на 900 мест, оркестровой ямой перед экраном, двумя фойе, двумя парадными лестницами и буфетом. Особняк приобрел новый неоклассический фасад с балконом и скульптурами львов на крыше, вторящий облику Английского клуба. Электротеатр «Арс» громко открылся в ноябре 1915 года показом картины «Сон о мечте золотой». Эта дата видна на фасаде и сегодня, как и табличка о том, что в 1918 году здесь на собрании по случаю годовщины революции выступал В.И.Ленин.
С 1921 по 1936 год в здании кинотеатра «Арс» размещался Детский театр под руководством Натальи Сац, затем Московский ТЮЗ, а в 1950 году здание занял Московский драматический театр им. К.С. Станиславского.
За сто лет строение пережило не одну реконструкцию: в 1940 году при расширении ул. Горького театр был передвинут вглубь квартала, а в 1955 году, в период кампании по борьбе с архитектурными излишествами, потерял большую часть объемного декора фасада.
В 2013 году архитектурное бюро Wowhaus объединило разрозненные помещения здания в цельное функциональное пространство Электротеатра Станиславский, которое современными средствами обнажает и подчеркивает исторический декор интерьеров.
После реконструкции для размещения театра в здании проводится поддерживающий ремонт и отдельные работы по приспособлению для современного использования.
Автор статьи: Сергей Сергеев