Елецкая Лозовка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм была построена в 1874 г. на средства прихожан. По некоторым другим данным, Свято-Введенскую церковь построили в 1879 году. Табличка же на самом храме указывает на 1885 г.
Кирпичное здание на фундаменте из пиленого камня включает квадратный в плане основной объем с полуциркульной апсидой, увенчанный цилиндрическим световым барабаном, перекрытым полусферическим куполом с главкой, прямоугольную в плане трапезную в шесть световых осей и примыкающую к ней с запада трехъярусную колокольню. По периметру фасадов здание обработано филенчатыми пилястрами, барабан – обычными пилястрами. Ризалиты северного и западного фасадов увенчаны треугольными фронтонами. Оконные проемы церкви, трапезной и первого яруса колокольни – прямоугольные с полуциркульным завершением, обработанные профилированными наличниками. Первый ярус колокольни – прямоугольный в плане, второй и третий – квадратные. Второй ярус прорезан по сторонам света лучковыми оконными проемами, третий ярус – арочными проемами звона, декорированными килевидными архивольтами. Купол светового барабана и завершение колокольни новые. В архитектуре храма объемно-пространственная композиция позднего классицизма сочетается с элементами стилевого декора эклектики. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Строилось здание 10 лет, на народные средства и за счет денег, вырученных за проданный лес и сданную в аренду землю. Сельским попечителем по постройке был Воронин Лазарь из рода Балахонцевых. Он нанял только мастеров – специалистов из Усмани и села Замятина, а все остальные подсобные работы выполняли сами елецлозовцы. Строили только летом, зимняя кладка считалась не прочной. Старики рассказывали, что для крепости раствора и для того, чтобы здание стояло века, в раствор добавляли яичные белки так, что елецлозовцы в течение 10 лет летом не кушали яиц. И действительно, церковь и сегодня стоит как монолит. Десять лет подряд корчевали лес селяне. Строевую древесину и дрова продавали, а пни использовали для выжигания кирпичей. Кирпич делали тут же недалеко от новостройки, до сих пор сохранилась огромная яма на выгоне. На стороне покупали только кирпич особой формы для сводов, и украшения окон и закомар.
История не сохранила имен архитектора, художника, расписавшего купол. Но работа была сделана на совесть, 130 лет простояла церковь, а роспись сохранилась, правда потеряла свою четкость и красочность.
Рядом была построена караулка, кирпичное здание особой формы, где жили батюшка с семьей, располагались крестильня и комната для сторожа, сегодня этого здания уже нет.
Не сохранилось и деревянное здание первого крестильного дома, располагавшегося в ограде рядом с кладбищем. Сегодня на месте первого захоронения елецлозовцев – улица домов, нет того огромного выгона на котором стояла церковь в ХIХ – начала ХХ века.
На выгоне у церкви на протяжении двадцати лет один раз в году проводилась Александро-Невская ярмарка. В церковь видно было вложено столько стараний и духовной силы, что стала она недоступной для разрушений. Ее дважды закрывали в 30-х и 50-х годах, а она снова возрождалась. Первое ее возрождение пришлось на годы Великой Отечественной войны.
О подробностях закрытия Введенской церкви в 1956 году стало известно из газетной статьи, хранившейся в доме Копаевой Любови Семеновны. Перессорились батюшка и певчие и захотели правду найти в райкоме партии. Собрали сход, на первые ряды в клубе посадили активистов: работников сельского совета, библиотекарей, учителей, медиков и всех недовольных батюшкой, а вопрос поставили так: если в церкви раздоры, то она является рассадником крамолы и смуты, то ее надо закрыть. Кто за это? Большинство оказались «за». Пока остальные сообразили, к чему это может привести, протокол был подписан. Церковь закрыли на 30 с лишним лет. В ней поместили склад зерна и мельницу.
До Октябрьской революции в Свято-Введенской церкви был лучший во всей волости хор, им руководил Карманов. Хор участвовал в смотрах, при нем было детское отделение. На колокольне было 3 очень звучных колокола. В них звонили к обедне, вечерне, по покойнику и во время сильных буранов.
Большой колокол сбросили с колокольни в 1936 году, средний – закопали в церковной конюшне, а малый колокольчик сохранили жители. В 1992 году Неплюев Владимир Федорович передал его в школьный музей.
Но в 1989 году 4 ноября после 30 летнего перерыва состоялась первая служба во вновь отрытом храме. Введенская церковь стала первой среди вновь открывшихся не только в Хлевенском районе, но и в области.
http://www.lipland.ru/?p=453

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Елецкая Лозовка
Храм построен в 1874 г., закрыт в 1930-е гг., вновь открыт во время Великой Отечественной войны, повторно закрыт в 1963 г. Возвращен Церкви в 1988 г. Здание храма является памятником истории и культуры XIX в.

Храмы

Церковь Введенская в селе Елецкой Лозовке каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1874 г.; близ этой церкви находится деревянная церковь в то же наименование, построенная в 1780 г., назначена к упразднению.
Вокруг этой церкви подцерковное место: с восточной и южной стороны – по 41 саж., с западной – 39 ½ саж., а с северной на 41 саж.; к северной части кладбище и сосновая роща. Земли у причта 2 ½ дес. усадебной и 36 дес. пахотной. Причт получает % с капитала 215 руб. – 13 руб. 41 коп. за поминовение рода Гончаровых. Прихожан 1360 душ. К Введенской церкви считается приписною Архангельская церковь в селе Воробьевке.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?