25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение». 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца — Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками — И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года.
На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов — наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ.
Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь, которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.
Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма. Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.
В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
Информация из разных источников, в т.ч. сайтов: elskst.narod.ru history.elsu.ru elets-adm.ru http://www.uslugy.ru/a-id-12136.html
Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нём нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом. Первое документальное упоминание о Вознесенском храме на Красной площади относится к 1691-1693 годам. В писцовой книге 1678 года сведений о нём ещё нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный Вознесенский храм был построен в 1680-х годах. Это кажется весьма вероятным, если не забывать, что в 1682 году в Русской Церкви появилась новая Воронежская епархия (Елец был отнесён к ней), а при первом воронежском архипастыре — святителе Митрофане — по всей епархии активно строились церкви: их общее число в пору его архиерейства далеко превысило две сотни. В 1764 году на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 году получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале ХIХ века и Вознесенский собор перестал удовлетворять нуждам ельчан. В 1800 году заговорили о необходимости строить новый собор, в 1824 году был представлен первый проект, «итальянский», вскоре заброшенный; в 1841 году — второй проект (в «византийском и отчасти в итальянском вкусе»), отклонённый Комиссией проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которая предписала при составлении следующего варианта ориентироваться на «чертежи, изданные академиком Тоном». Ктитор Вознесенского собора купец И.Г. Петров поступил решительно — не желая удовлетворяться тоновскими «образцовыми проектами», он отправился напрямую в гости к Константину Андреевичу и уговорил его заняться елецким соборным храмом лично.
В 1843 году проект был готов. В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Присутствовавшие при сем высокоторжественном событии вряд ли предполагали, что многим из них не доведётся увидеть храм освящённым. Одних ктиторов за время строительства сменилось трое — место И.Г. Петрова, умершего в 1862 году, занял его племянник А.П. Петров, а в 1870 году, опять же за кончиной последнего, руководство работами взял в свои руки его сын, Александр Александрович. Не всё шло гладко. Уже до закладки собора его чуть-чуть «передвинули» относительно первоначального плана — орловский губернатор внял просьбе духовенства старого Вознесенского храма, желавшего сохранить храмовую часть постройки, дабы продолжить в ней совершение богослужений. Это «самовольство» вызвало протест городского архитектора — впрочем, ни к чему не приведший: губернаторское решение осталось в силе. В первый же год строительства от работ отстранили подрядчика: уже при устройстве фундамента выяснилось, что его методы окончательно устарели и не дают зданию требуемого запаса прочности. Позже, когда приступили к росписи главного храма, меняли и автора фресок: известный передвижник А. Корзухин не угодил заказчику, и завершал роспись Клавдий Лебедев. Хроника «проявления» громадного Вознесенского собора в городском пространстве Ельца такова: в 1853 году была «вчерне совершенно окончена» трапезная; в 1855 году освятили оба её придела; к 1861 году до карниза поднялись стены главного храма; в 1872 году уже имелись купола над ним; в 1877 году началась его отделка. С 1874 года главным «контролёром» строительства выступил известный архитектор А.С. Каминский; он же спроектировал великолепный иконостас, который и ныне производит неизгладимое впечатление.
21 августа 1889 года епископ Орловский Мисаил (Крылов) в сослужении многочисленного духовенства освятил Вознесенский собор. Это был день великой радости ельчан — храм тогда не смог вместить всех желающих; те, кому не посчастливилось попасть в него, заполонили всю Красную площадь. А колокольня так и осталась недостроенной… Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни Ельца, особенно после учреждения в составе Орловской епархии Елецкого викариатства. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и «образовывались», и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Уже в 1890 году при соборе открылась церковно-приходская школа. Поначалу занятия проходили в цокольном этаже, но теснота помещения сильно ограничивала возможность обучения. На помощь, как водится, пришли благотворители — в 1895 году А.Н. Стукалова передала под школу свой двухэтажный дом. Немалую известность имел соборный хор. К слову, с 1915 года им руководил И.М. Зизюкин, первый учитель музыки знаменитого в будущем советского композитора Тихона Хренникова. Но вскоре тихая и размеренная богослужебная жизнь главного городского собора взметнувшегося над рекой Быстрая Сосна сменилась настоящей бедой, начавшейся после Октябрьской революции 1917 года. В 1922 году развернулась по стране кампания по «изъятию церковных ценностей», не обошедшая стороной и елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное — храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой. Продолжал действовать Вознесенский собор,но не без трудностей и не без большевистских пакостей и угроз. В 1929-1930 годах его временно закрыли: поставленный в 1929 году на Елецкую кафедру архиепископ Сергий (Зверев) стал служить в Богородице-Рождественском храме в Аргамачной слободе, туда же пошли и прихожане Вознесенского храма. Через год, благодаря многочисленным просьбам верующих, собор всё-таки открыли. Увы, ненадолго.
Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году Вознесенский собор перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в тёплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку. А в 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее «изъятие»: прямо в храме в установленных здесь четырёх ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезённых сюда из елецких храмов. Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутвие провозглашённой Конституцией «свободы веры» в Ельце, где остался единственный действующий храм — тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего — в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии: «Вся крыша на трапезной церкви уничтожена, пол мозаичный повреждён автомашинами, рамы оконные на громадной высоте, ни престолов, ни иконостасов, никакой утвари нет…» Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок. В 1954-1958 годах настоятелем храма был иеромонах Сергий (Петров). Его стараниями был осуществлён капитальный ремонт собора. Он же мужественно защищал свой собор, не страшась писать гневные письма сильным мира сего: «Наш собор известен на весь мир как памятник истории и культуры… — вот цитата одного из них. — А отношение к нему местных организаций очень прохладное… Подвалы собора превращены в овощехранилище всех видов, вплоть до чеснока, запах которых проникает в летнюю часть собора и плохо действует на краски уникальных произведений академиков Корзухина и Лебедева…» В 1958 году иеромонаха Сергия (Петрова) сменил архимандрит Исаакий (Виноградов). Более чем тридцатилетнее его настоятельство обозначило целую эпоху в истории Вознесенского собора: именно отец Исаакий спас храм от закрытия в 1962 году, в пору хрущёвских гонений на Церковь, именно он совершил несколько серьёзных ремонтов, практически вернувших собору первоначальный вид, именно он сплотил вокруг себя приходскую общину в которой батюшку называли «нашим золотцем».
В 1950 — 1990-е годы Вознесенскому собору выпала счастливая, но и особо ответственная судьба — во всеобщем упадке он оставался действующим и окормлял многочисленных елецких верующих, несмотря на все гонения в то время на Церковь. В новейшее время Вознесенский собор фактически возглавил деятельность по восстановлению и исправлению православной жизни в древнем Ельце. Нужно было поднимать из развалин передаваемые верующим один за другим елецкие храмы, заниматься православным вовпитанием и образованием. Уже в 1991 году при Вознесенском соборе начала работать воскресная школа, ставшая ростком, в 1995 году давшим жизнь Елецкой православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского. В 2003 году, с образованием самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии, Вознесенский собор вернул себе статус кафедрального храма. С 2013 года он — после 75-летнего перерыва — главный храм возрождённой в составе Липецкой митрополии Елецкой епархии.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №157, 2015 г.
Елецкий Вознесенский собор — образец стиля, занимавшего господствующие позиции в 1840-х годах и, в различных вариациях, не сдававшего их до революции 1917 года. Перед нами грандиозный четырёхстолпный куб (высота — 74 метра, длина — 84 метра, ширина — 34 метра) с трёхчастной апсидой с востока и одноэтажной трапезной с запада. К трапезной пристроены два яруса так и не оконченной колокольни; вход осуществлялся через «пассеистическое» крыльцо с сенью. На четырёхскатной крыше — традиционное пятиглавие с огромным центральным куполом и четырьмя, чуть поменьше, боковыми. В оформлении — громкое эхо древнерусского и византийского храмового зодчества. В основании восьмигранных барабанов и по верху основного кубического объёма идут пояса килевидных кокошников; барабаны увенчаны луковичными главками. По углам — пучки трёхчетвертных колонн. Что там говорить — стилизация вышла весьма изящная. Но… в классической правильности и выверенности расположения декоративных элементов всё-таки слышится так и не побеждённый до конца классицизм. И это обыкновенная история для всяких стилизаций, ибо стилизациями занимаются мастера, выросшие в совершенно иных творческих условиях. Тот же Тон, чьим учителем был А.Н. Воронихин — признанный адепт классицизма.
Пятиглавие Вознесенского собора абсолютно симметрично. В центре — восьмигранный барабан с большой главой; по сторонам — точно такие же, но уменьшенные восьмигранные барабаны с главами. Несущественное различие — только в декорировке: окна с полуциркульными завершениями, прорезанные в центральном барабане, снабжены карнизами, которые звучат эхом кокошников в основании барабанов. В остальном всё одинаково: пояса ширинок в верхней части; рёбра, выделенные тройными трёхчетвертными колонками. В нижней части храм мы видим те же тройные трёхчетвертные колонки да пояс, разделяющий два уровня основного куба. Он как бы опирается на колонки и формально представляет собой антаблемент: по большей части всё-таки элемент классической архитектуры, с которой так боролся Тон. Основные окна Вознесенского собора имеются в верхней части главного куба со всех четырёх сторон (частично-ложные), в стенах трапезной (по три — с юга и севера) и в апсидах. Дополнительные — в барабанах и «втором ярусе» притвора. Основные окна однотипны (в центре фасадов они являются сдвоенными). Немалого размера, они снабжены мощными наличниками с трёхчетверными колонками по бокам и барочными завешениями. К трапезной собора примыкает колокольня. О так и не построенной колокольне можно только пожалеть. Почему её строительство не довели до конца в предреволюционные годы, не вполне ясно. А замышлялась она очень высокой, на восемь метров выше самого храма, и должна была достигать 82-х метров, то есть на метр превышать московскую колокольню Ивана Великого — план, надо думать, не лишённый символической нагрузки. Возвели только два яруса — теперь это притвор собора.
Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьёзное представление перед Богом. Поначалу этот интерьер может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит; взволнованная мощным эстетическим ударом душа понемногу успокаивается, начинает дышать в унисон с окружающим: глубоко и трепетно. Постепенному «вхождению» в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с её низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов. Их в Вознесенском соборе аж восемь — соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии, кафедры местного архирея. В трапезной два придела: левый освящён во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме — три придела: центральный — Вознесенский, левый — Александро-Невский, правый — Казанский. В храме цокольного этажа — тоже три придела, они имеют «местные» посвящения: центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый — во имя святителя Митрофана Воронежского; правый — во имя святителя Тихона Задонского. В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причём будничная её часть — в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли её в пору возрождения Вознесенского собора — в 1956-1957 годах. Главным же украшением собора является великолепно выполненный выдающимся архитектором Александром Каминским иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами. Всего в храме насчитывается более 220 стенных росписей, выполненные прекрасными художниками Алексеем Корзухиным и Клавдием Лебедевым.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №157, 2015 г.
Вознесенский собор — проект знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона, один из самых крупных православных храмов России. Утверждён 25 ноября 1843 года. Император Николай Павлович повелел: «Объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».
Собор Вознесения Господня города Ельца — один из самых крупных православных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии. Построен он «по-елецки» — с размахом! В начале XX в. Алексей Константинович Воскресенский — автор книги, посвященной истории и культуре Ельца — писал: «Если посетитель войдёт внутрь храма, то он остановится изумлённым на пороге его: громадность размеров храма и его чудное благолепие скажут ему, что этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи, нежели находиться среди хотя и многолюдного, но все же провинциального уездного города».
Собор построен по проекту знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Творение К. А. Тона олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию государственную идею «Самодержавие. Православие. Народность.» и подчеркивало связь русской культуры и государственности с православной Византией.
Объёмно-композиционное построение собора традиционно: с восточной части к огромному кубу пятиглавого летнего храма, перекрытому четырёхскатной кровлей и поставленному на высокий белокаменный подклет, примыкают три полукружия алтарей; с запада — одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами. Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Вертикаль колокольни с крыльцом-сенью сени над северным и южным крыльцами остались незавершёнными (по проекту доминирующая в застройке города колокольня должна была иметь ещё 4 яруса, и высота её составила бы 115 арш., или 82 м). Храм трёхнефный, четырёхстолпный. Четыре крестообразных в плане храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, прорезанную по граням высокими окнами с полуциркульными завершениями. В верхней части главы — карниз, украшенный поясом квадратных ширинок. Нижняя часть глав и верхний пояс храмового куба декорированы поясом килевидных кокошников. Центральную главу венчает луковичное завершение с золочёным крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главную. Куб храма разделяется меж-дуэтажным пояском в виде упрощённого антаблемента, разорванного в центре трёхчастного фасада, разделённого встроенными трехчетвертными и полуколоннами упрощённого тоскано-дорического ордера. Углы храма также закреплены трёхчетвертными колонками. В верхнем ярусе храма каждое из прясел прорезают большие окна, в средней части — сдвоенные, с лучковыми перемычками и украшенные наличниками с колонками по краям и барочными завершениями — очельями в виде картушей. Архитектурное оформление трапезной, перекрытой на два ската, аналогично храмовому.
Все элементы оформления Вознесенского собора — кокошники в основаниях барабанов глав и завершении объёма храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки полуколонн, пышные очелья наличников — имеют прямые аналоги в архитектуре Руси. Тем не менее в излишней правильности всех пропорций здания чувствуется классическое воспитание автора, отчего архитектурное убранство храма создаёт эффект декорации.
Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпаными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.
Указом президента РФ от 24.02.1995 г. № 176 всему ансамблю Вознесенского собора присвоен статус памятника федерального значения.
По материалам книги Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов, А. В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006.; http://rus-towns.ru/category/g-elec/xramy-g-elca/page/5/
Первое документальное упоминание о Вознесенском соборе в Ельце на Красной площади относится к 1691-1693 г.г. В Писцовой книге 1678 года сведений о нем еще нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный, Вознесенский храм был построен в 1680-х г.г. В 1746 г. на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 г. получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале XIX столетия и Вознесенский собор перестал удовлетворять нужды ельчан.
В 1845 г. состоялась закладка Вознесенского собора. В 1853 г. была «вчерне совершенно окончена» трапезная, в 1855 г. освятили оба её придела, к 1861 г. до карниза поднялись стены главного храма, в 1872 г. уже имелись купола над ним, в 1877 г. началась его отделка. В 1874 г. известный архитектор Каминский спроектировал великолепный иконостас, который и ныне стоит. В 1889 г. освятили Вознесенский собор, но колокольня так и осталась недостроенной.
Вознесенский собор был закрыт в 1934 г. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской. Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 г.
В ходе реставрации в 2007-2017 г.г. были выполнены работы по фасадам, кровле, цоколю и внутренней отделке помещений.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Приход Соборного Вознесенского храма, неизвестно когда и как образовавшийся, в настоящее время раскинут по всем частям города. По сословному положению прихожане представляют собой большое разнообразие: состоят из купцов, мещан, чиновников и крестьян. Всего прихожан числится 865 душ муж. пола и 987 жен. пола.
Самые ранние сведения о приходском храме относятся к началу XVIII ст. Соборная Вознесенская церковь каменная уже в 1760 г. считалась древнею; находившаяся при ней трапезная церковь во имя св. Николая была тогда крайне ветха и с расщелинами в стенах. Вследствие этого «приходской той церкви человек, купец Семен Епифаньев сын Калачников», как видно из дел архива Орловской Духовной Консистории, ходатайствовал перед епархиальным начальством о дозволении построить вместо обветшавшей трапезную церковь с расширением ее места и с устройством в ней двух приделов: во имя св. Николая чудотворца и св. Димитрия Ростовского, а также и об устройстве новой каменной колокольни. Указ на эту перестройку выдан был с благословения епископа Кирилла из Воронежской Духовной Консистории 13 июня 1760 г., и вскоре после этого перестройка храма была произведена.
Но и в этом виде храм по своим размерам далеко не отвечал потребностям елецких жителей и не удовлетворял своему назначению Соборной церкви. Поэтому уже в 1800 г. по инициативе церковного старосты Федора Софроньевича Попова у жителей Ельца возникла мысль построить обширный по размерам и красивый по архитектуре новый Соборный храм.
Открыт был сбор пожертвований, а с 1815 г. испрошена у епархиального начальства сборная книга. Однако деньги собирались медленно, и лишь в 1842 г. поднят был вопрос о плане и смете на новый храм. Проект и смета были составлены архитектором московским К. А. Тоном и одобрены епископом Евлампием. По указу Св. Синода на имя архиепископа Смарагда строителем был избран купец Ив. Гер. Петров с двумя помощниками.
Работы начались с 1845 г. Сначала разобраны были колокольня и оба придела трапезного храма старой церкви, и здесь было положено основание новому Собору, занявшему по плану отчасти место бывшей Успенской церкви. Так как за сломкою трапезы осталась одна престольная настоящая церковь, то прихожане испросили у архиепископа Смарагда разрешение совершать ранние литургии в Соборе, а поздние в Преображенской церкви.
Для усиления средств на новостроящийся храм был открыт сбор в Москве, Петербурге и на Нижегородской ярмарке в течение 5 лет и устроен кирпичный завод. Благодаря этому в 1855 г. были закончены и освящены трапезные приделы св. Николая и св. Димитрия Ростовского, а в трапезе устроено аммосовское отопление.
В последующее время в 1861-89 гг. постепенно воздвигнута и главная часть Собора с тремя престолами: средним – Вознесения Господня, правым – Казанской Божией Матери и левым – св. князя Александра Невского. Освящение Вознесенского Собора состоялось 22 августа 1889 г. при епископе Мисаиле.
За все время построения нового Собора особенную ревность проявил род купцов Петровых, которые состояли его строителями и ктиторами. Благодаря их заботам и усердию, храм приведен в настоящий благоукрашенный вид. Иконостасы перед тремя алтарями трехъярусные из золоченого резного дерева. Перед царскими вратами главного алтаря устроен большой балдахин, украшенный позлащенной резьбою; средний и верхний ярусы из алебастра и цемента лепной работы с позолотой. Полы в алтарях и церкви мозаичные с прокладкою круглых плит белого мрамора и квадратных серого; ступени на солее из белого мрамора, балюстрады из италийского. Иконостасы сделаны по рисунку московского архитектора А. В. Каминского, а живописные украшения на стенах и иконы на иконостасах – академиком А. И. Корзухиным и отчасти московским художником Кл. Вас. Лебедевым.
Не смотря на все это, строение Собора нельзя считать законченным: при нем нет колокольни, северных и южных всходных крылец, настоящей ограды, а существует лишь временная. Внутри храма стенная живопись не совсем исполнена.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.