Великокняжеский храм — один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является символом купеческой благотворительности. Выстроен храм на средства елецкого потомственного почётного гражданина купца первой гильдии Александра Николаевича Заусайлова. Сооружён в память посещения в 1909 году Ельца Великим князем Михаилом Александровичем – братом императора Николая Второго.
Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. 15 ноября 1909 года в торжественной обстановке состоялась закладка Великокняжеской церкви. Храм задумывался как продолжение часовни в память Александра Второго. Проект был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом и представлен 31 декабря 1909 года в строительный комитет МВД, где в январе 1910 года рассмотрен, но признан «подлежащим исправлению». Выполнение всех требований комитета привело к сносу старого здания хоругвеносцев и изменениям объёмно-пространственной композиции первоначального проекта. В январе того же года строители приступили к расчистке площадки под будущий храм и рытьё котлована. 20 февраля 1910 в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра Ольга Александровна с мужем принцем Петром Ольденбургским. Целью визита был осмотр строительной площадки. К весне 1910 года возведение стен было завершено, и начались работы по отделке фасадов и интерьера специальной модульной майоликовой плиткой. В марте 1910 года из Твери в Великокняжеский храм была привезена икона св. Михаила Тверского с частицею мощей. А ещё ранее в 1909 году из города Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей супруги св. Михаила Тверского св. княгини Анны.
12 марта состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. В августе того же года на звонницу поднят главный 100 пудовый колокол. К началу февраля 1911 года все работы были завершены. При строительстве использовались технические новшества: бетонные перекрытия, электричество, автоматически убираемые сидения, водопровод, водяное отопление. Сооруженный в рекордные сроки храм производил необычайное впечатление своей архитектурой, конструкцией и внутренним убранством. Он повторяет архитектурный стиль Александровской часовни, к которой церковь пристраивалась. Храм является продолжением композиции. Ещё большее впечатление производит внутреннее убранство храма, стены, своды и иконостас которого полностью покрыты майоликой.
Освящение храма состоялось в 1911 году в присутствии великого князя Михаила Александровича, орловского губернатора и трёх архиереев. Император пожертвовал хоругви для храма.
Александро-Михайловская церковь своего прихода не имела и считалась приписанной к Покровскому храму. Устроитель Великокняжеской церкви Александр Николаевич Заусайлов решил при ней построить «благотворительно-просветительное учреждение». В апреле 1912 года совершена закладка Дама призрения в честь 300-летия царственного дома Романовых. С этого же времени развернулось строительство. Одновременно началось обустройство под Великокняжеской церковью пещерного храма, задуманного как копия Храма Гроба Господня в Иерусалиме, и посвященного Николаю Чудотворцу и Алексию митрополиту Московскому. Дом призрения и пещерный храм были выстроены к новому 1913 году, и освящён 3 июня того же года. В 1915 году скоропостижно скончался строитель и попечитель храма Александр Николаевич Заусайлов. Свой последний приют он нашёл в специально построенном склепе под алтарём пещерной церкви Великокняжеского храма. С восточной стороны храма на алтарной стене над склепом было установлено искусно выполненное майоликовое надгробие.
После революции, в 1922 году из храма изъяли всю церковную утварь. А в 1923 году комиссия обследовала пещерный храм и изъяла из него все ценности и передала их в пролетарский музей. Оплот патриотов и монархистов – Великокняжескую церковь закрыли одной из первых в Ельце. В 1929 году договор с прихожанами был расторгнут, но на деле храм не использовался для богослужений с 1927 года. В 1928 году в помещении Великокняжеской церкви был устроен антирелигиозный музей. В 1931 году в нём находились изъятые из Задонского монастыря мощи св. Тихона Задонского, портрет затворницы Мелании, риза о. Иоанна Борисова, и другие православные реликвии. До 1928 года сохранялся также интерьер пещерной церкви. К сожалению, могила устроителя храма А.Н. Заусайлова была разграблена, останки выброшены, а склеп использовался как выгребная яма для туалета. Музей просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1944 году верующие ходатайствовали об открытии храма, но им было отказано. В 1956 году здание храма арендовал елецкий горторг и использовал его как склад. Дом призрения в первые годы после революции был поделён на коммунальные квартиры.
В 1990 году церковь передана РПЦ, а через 6 лет общине храма был передан и Дом призрения. В это время храм и Дом призрения представлял собой заброшенный квартал с грудами мусора и грязи. В 1991 году начались восстановительные работы, которые к настоящему времени полностью завершены.
Использован переработанный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» — Липецк, 2006.
Южнорусский город Елец богат величественными, хотя и не очень древними храмами. Однако наибольшее впечатление производит небольшая изящная Великокняжеская церковь – самая молодая среди храмов города. Она насчитывает чуть более 100 лет.
В 1881 году 1 марта террористы злодейски убили Императора Александра II. В память о нём по всей России были построены многочисленные храмы и часовни. В Ельце часовню в память о Царе-освободителе возвели в 1883 году. Великий князь Михаил Александрович Романов побывал в Ельце осенью 1909 года и посетил часовню, выстроенную в память его деда. Михаил Александрович был покровителем Елецкого общества хоругвеносцев, основанного в 1907 году, а общество владело небольшим домом рядом с Александровской часовней. Хоругвеносцы обратились в городскую думу с просьбой о передаче им часовни с тем, чтобы пристроить к ней домовую церковь. Таким образом, часовня стала своеобразным притвором Великокняжеского храма.
Проект церкви заказали архитектору Орловской епархии Эдуарду Вильфарту. Елецкий купец 1-й гильдии Александр Николаевич Заусайлов пожертвовал 200 тыс. рублей на её постройку. Работы начались в ноябре 1909 года, что нехарактерно для строительной практики того времени.Вплоть до “первых пятилеток” строительство в России велось только в тёплое время года с мая по сентябрь. Отсюда – высокое качество работ, прочность и надёжность старинных построек. При возведении Великокняжеской церкви над стройплощадкой установили высокий шатёр с внутренним отоплением. Работы продолжались год и три месяца. Церковь освятили 11 февраля 1911 года к 50-летнему юбилею царского Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 года).
У храма интересное двойное освящение во имя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича) и Александра Невского (святого, тезоименитого императору Александру II).
Строители церкви применили новейшие на тот момент технические решения: железобетонный купол, центральное отопление, совмещённое с традиционным калориферным, электрическое освещение. Особенно остроумно был выполнен крест на центральном куполе. Его сделали из позолоченного металла и… искусственного горного хрусталя. Внутри креста поместили электрические лампы для ночной подсветки. Позаботились также о водопроводе на куполе, чтобы периодически мыть крест от пыли и копоти. Согласно преданию, оригинальный крест спасли местные жители. В советское время его хранили в потаённом месте и лишь в наше время извлекли из укрытия и вновь установили на своё место. Более приземлённая версия гласит, что оригинальный крест был уничтожен коммунистами. Мастера-стеклодувы из Гусь-Хрустального воссоздали его в 1996 году.
В 1913 году в России торжественно отмечали 300-летие Дома Романовых. Александр Михайлович Заусайлов к этой дате решил возвести Дом призрения по соседству с Великокняжеской церковью. Он предназначался для попечения о неимущих, дряхлых, больных и увечных. Строительство началось в 1912 году. Одновременно под Великокняжеской церковью начали строить пещерный храм во имя Николая Чудотворца и Митрополита Алексия. Дом призрения и пещерный храм освятили в июне 1913 года. Лестничная башня прежде соединяла Дом призрения с Великокняжеской церковью.
Документов, указывающих имя создателя этого замечательного здания, не сохранилось. Изустная традиция приписывает авторство Виктору Михайловичу Васнецову, тем более, что он оформил сходный по стилю фасад Художественной галереи Павла Михайловича Третьякова в Москве.На треугольном щипце помещается надпись, повествующая об истории создания и назначении здания. Коммунисты уничтожили её, но в наше время она была воссоздана по сохранившимся фотографиям. Фасады Дома призрения изукрашены многочисленными майоликовыми панно в стиле модерн. На фронтоне бокового фасада находится монументальное изображение древнерусского града. На треугольном щипце крыльца помещён стилизованный двуглавый орёл. Тройное окно первого этажа увенчано полуциркульным розово-лиловым панно, на котором выделяются зелёные и нежно голубые фантастические растения. Фронтон уличного фасада и шатёр башни завершаются золочёными двуглавыми орлами.
В 1915 году ктитор церкви Александр Николаевич Заусайлов скончался. Его похоронили в пещерном храме. К счастью, он не застал той сатанинской вакханалии, которая случилась в стране после захвата власти большевиками.
В 1922 году Великокняжескую церковь разграбили, “конфисковав” выполненные из серебра Царские врата, престол и всю церковную утварь. Церковь закрыли в 1927 году, а на следующий год устроили в ней антирелигиозный музей. В него свезли изъятые из храмов церковные реликвии. Могилу Заусайлова осквернили, выбросив его останки и устроив в склепе… туалет. Музей закрыли в начале войны, а в 50-е годы в церкви устроили склад горпромторга. Несмотря на уничтожение икон, царских врат и престола, “товарищам” не удалось окончательно разрушить интерьеры. Майоликовые панно, украшающие стены и своды, уцелели до наших дней.
В “парусах” купола сохранились изображения, символизирующие четырёх Евангелистов. Несмотря на многочисленные утраты – иконы, дубовые панели вдоль стен, старинное паникадило – интерьер производит ошеломляющее впечатление. Керамический иконостас, украшенный фигурами ангелов, уникален. По крайней мере мне не довелось видеть ничего подобного. Подлинные иконы и царские врата, к сожалению, утрачены, но это не умаляет художественных достоинств самого иконостаса. Сохранились и старинные витражные окна с изображениями православного креста. Притвор Великокняжеской церкви украшен современной стенописью, изображающей, в частности, мученическую кончину святого князя Михаила Тверского.
Церковь святых благоверных Михаила Тверского и Александра Невского построена в русско-византийском стиле. В плане она представляет собой равноконечный крест, перекрытый цилиндрическими сводами. На них опирается центральный световой барабан с куполом. Боковые главки несут символическую декоративную функцию. Однопролётная звонница возведена над северо-западным углом храма. В стенах прорезаны высокие полуциркульные окна. Под карнизом идёт майоликовый фриз, украшенный растительно-травным орнаментом. Сохранились старинные двери и кованые зонтики над входами. Великокняжеская церковь является наиболее яркой и интересной достопримечательностью Ельца.
По материалам книги: Елецкая Е.» Елец. Прогулки с экскурсоводом». — Липецк, Гранвис, 2013.