Спасский собор (1808–1816 гг.) построен на центральном святом месте города – где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы: сначала деревянная, потом (с 1684 г.) каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни – явленной иконы Спаса Нерукотворного (сер. XVII в.). Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова (1739 г.). В память этого чудесного избавления ежегодно до самой революции совершались крестные ходы со св. иконой в Мензелинск и обратно.
Собор – настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня – снежно-белая, как и сам храм, – видна даже за городом. 70 метров – стоит только вдуматься! Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни – Богоявленской на ул. Баумана. А ведь и последняя кажется нам просто необычайной по размерам. Здешняя соборная звонница выше раифской, выше несохранившейся седмиозерной… Она – пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 300 пудов – 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина – деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная (по 11 окон на каждой стороне). За ней возносится в небо уже сама громада собора – в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая. Пять полусферических куполов на восьмигранных барабанах увенчаны еще и изящными луковками. В оформлении как самого храма, так и колокольни изобилуют ионические полуколонны на разных уровнях высоты. Чем больше вглядываешься в них, тем выше кажется сам собор. Выше и воздушнее, как белое видение.
Благодаря щедрым купеческим пожертвованиям, храм был необыкновенно пышно украшен внутри. К сожалению, все его ценности были разграблены после революции. Одной только серебряной церковной утвари, по описи, составленной при конфискации, набралось 273 кг! А было и золото, и драгоценные камни на ризах икон…
Частично сохранились лишь замечательные росписи стен. Живописное убранство собора – монументальное произведение выдающихся русских художников XIX века: Гунна, Бруни, Верещагина. Рассказывают, что маленький Ваня Шишкин – будущий великий пейзажист, родившийся в 1832 г. в Елабуге, – часто приходил смотреть, как расписывают собор… Жизнь Елабуги последнего предреволюционного века невозможно себе представить без этого храма. Бывал в нем и великий уроженец города психиатр В.М.Бехтерев, и гости Елабуги: писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А.Н. Толстой… Всех их повидал этот собор. Повидал он на своем веку и кровь мучеников: соборный священник Павел Васильевич Дернов и трое его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918 г. Они стали одними из первых в нашем краю жертв красного террора…
Из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии», http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml
Спасский собор несомненно является архитектурным символом г. Елабуги. Крупный пятиглавый собор с высокой пятиярусной колокольней, выстроенный в силе классицизма, до революции поражал всех роскошью своего внутреннего убранства, драгоценностью окладов икон с большим количеством золотых и серебряных украшений.
На месте нынешнего Спасского собора еще в конце XVI века существовала деревянная церковь. В 1684 году была выстроена каменная церковь с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1780 году, когда Елабуга стала уездным городом, собор оказался мал, поэтому в 1808 году началось строительство нового собора за казенный счет. Уже в 1811 году были освящены Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы собора, а в 1816 году — главный соборный престол. Старый собор был разобран в 1820 году, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне. В 1855-1864 гг. собор был значительно перестроен, а приделы после перестройки освящены во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 1864 году трапезная храма была расширена к западу, а на месте прежней колокольни отстроена новая, соединенная с трапезной. Эта перестройка осуществлялась на пожертвования прихожан. В настоящее время собор является действующим. Окормляется клиром Покровского собора (г.Елабуга).
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Первый строительный этап собора был закончен в 1816 г. водружением и освящением крестов, главный престол освящен в 1820 г. Первоначально трапезная, перекрытая сводами на четырех столбах имела по пять окон на боковых фасадах и скругленные западные углы; в ней помещались два придела: южный, Казанской Богоматери(освящен в 1811 г.), и северный, Архистратига Михаила (освящен в 1814 г.). Колокольня опиралась на западную пару столбов и встроенные в стену трапезной пилоны. Перед входом находилась открытая паперть в виде колонного портика. Новая колокольня, возведенная в юго-западном углу площадки по проекту архитектора Висконти 1835г., имела два яруса «звонков» (верхний — восьмигранный), глухой барабан с башенными часами и высокий массивный шпиль; нижний ярус был обработан портиками, повторяющими боковые портики храма. В длинной галерее, соединившей колокольню с трапезной, были устроены помещения для елабужского духовного правления и закрытая паперть, разделенные поперечными сенями.
В 1857 г. южный придел был переосвящен в честь Архангела Михаила, северный — в честь Богоматери Всех скорбящих радости. После второй серии перестроек, предпринятой по проекту 1864 г., подписанному губернским архитектором Глазыриным и епархиальным архитектором Гарманом, исправленному архитектором Департамента проектов и смет Кузминским, соборный комплекс получил свой теперешний вид. Трапезная была удлинена на три окна(причем на месте прежней западной стены появилась еще одна пара опорных столбов перекрытия) и получила четырехоконную – в тех фасадных линиях, под общей крышей – пристройку с антресолями, предназначенную для духовного правления. Продольный сводчатый коридор соединил трапезную с папертью под колокольней. Новая, уже третья пятиярусная колокольня уравновесила своей высотой «кубический» объем собора в соответствии с разделяющей их дистанцией. В 1864 г. арзамасцем Коринским сооружен в соборе новый иконостас.
С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.
Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного Образа в Елабуге — подлинная «жемчужина» Прикамья, его символ и гордость. История этого памятника архитектуры республиканского значения неразрывно связана с историей города. Само название Трёхсвятского села, впоследствии ставшего городом Елабугой, многие историки выводят от драгоценной иконы Трёх Святителей, подаренной сельчанам самим Иоанном Грозным. Здесь когда-то оснащал свои отряды Ермак Тимофеевич перед походом в бескрайние сибирские просторы. Он провёл их мимо Трёхсвятского села и был принят хлебом-солью в мужском монастыре возле исторического памятника булгарской культуры Х-ХIV веков «Чёртово городище». Здесь же, но уже на обратной дороге из Сибири, возвращаясь из ссылки, побывал и автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Грозный Емельян Пугачёв летом 1774 года пополнял возле Елабуги свои войска местными крестьянами, поверившими в его якобы царское происхождение, а то и просто бунтарями, разбойниками и авантюристами. Период пребывания в Елабужском крае Пугачёва подробно описан купцом и краеведом Иваном Васильевичем Шишкиным в «Истории города Елабуги».
В Елабуге испокон веку считают, что Спасский собор возведён по воле Божией на месте, указанном иконой Чудотворного Образа Спаса Нерукотворного. История нынешнего Спасского собора, построенного в 1816 году, началась ещё в ХVI веке. Тогда в самом центре села Трёхсвятского стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, построенная незадолго до 1648 года, когда рядом с ней возвели каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1714 году Спасский храм разобрали, а на этом месте возвели новый, каменный, оставив прежнее освящение. Большая по размерам Казанская церковь стала его тёплым приделом. Главной елабужской святыней уже тогда была чудесным образом обретенная икона Спаса Нерукотворного, датируемая серединой ХVII века. Горожане считали её своей покровительницей и целительницей. Примечательно, что на этой иконе Спаситель был изображён необычно: его лицо выражало «скорее суровость, чем кротость и милосердие».
В 1780 году село Трёхсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии — Елабугой. К тому времени новоиспечённый город состоял из четырёх сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту ХVIII века, по большей части делились на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окружёнными по периметру двух- и трёхэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский собор. Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счёт государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году — главный престол. Священник Николай Иванович Шишкин, однофамилец семьи известного живописца, в своей «Истории города Елабуги с древнейших времён» свидетельствует, что Спасский собор о трёх приделах был «освящён в 1821 году преосвященным Амвросием Епископом Вятским и Слободским при протоирее собора Павле Юрьеве, благолепное служение которого долго вспоминалось гражданам Елабуги».
Храм получился представительным: большое четырёхстолпное двусветное здание, возведённое в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м году на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась. В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьёзной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе её значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», а самое главное — возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезеую, то новая колокольня соединилась с ней теперь уже весьма протяжённой галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне. В результате этой кардинальной перестройки, проведённой на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрёл свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и тёплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня.
Внутреннее убранство собора также обогатилось: появился новый иконостас тонкой резной работы, сделанный на заказ мастерами из Арзамаса за 12 тысяч рублей. Мало построить колокольню, нужно ещё и оснастить её подобающим «голосом». Самый большой колокол для Спасского собора в Елабуге отлил и подарил храму Василий Афанасьевич Шишкин в 1792 году. А его отец, местный купец Афанасий Шишкин приходился прадедом Ивану Ивановичу, автору знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». В сентябре 1867 года «Вятские епархиальные ведомости» писали: «Спасский собор г. Елабуги вмещал в себе почти всех городских жителей… под сводами сего светлаго и обширнаго собора сияние и блеск зажжённых люстр и паникадил с безчисленными отражениями на позолоте — иконостаса и колонн…» Елабужцам было чем гордиться они обрели величественный и просторный храм, достойный считаться главным духовным символом города. Здесь проходили не только церковные праздники, но и многие важные городские события; собор неизменно посещали высокопоставленные особы и деятели культуры и искусства; его не оставляли своим вниманием купцы-благотворители, и даже торговцы стремились расположить свои лавки поближе к соборной площади, под сень высоких стен храма, под торжественные звоны его колоколов. В ХIХ веке площадь Спасского собора была местом проведения одного из важнейших мероприятий в жизни города — знаменитой елабужской Спасской ярмарки, проводившейся с 15 по 26 августа. С 1850 по 1868 год в соответствии с генпланом города именитые купцы Стахеевы построили на площади возле Спасского собора два каменных торговых корпуса. В Спасском соборе в эти дни, во время проведения ярмарки, было особенно многолюдно. В храм люди шли от мала до велика, и хотя стояли дни Яблочного Спаса, иной раз на богослужениях было столько прихожан, что буквально негде было яблоку упасть. Общую атмосферу радости дополняли торжественные колокольные звоны храма, слышные далеко вокруг.
Благодаря пожертвованиям и помощи елабужских купцов штат Спасского собора вплоть до революции 1917 года всегда насчитывал от трёх до пяти священников. Они, не один год прослужившие в Спасском соборе, обычно обзаводились личным жильём, покупая в городе дома. Все они были людьми известными и пользовались в городе уважением. В последний год уходящего столетия (1899 год) в храме был произведён внутренний ремонт холодной части храма, после чего установили духовое (воздушное) отопление. Это обошлось в 15000 рублей и удалось во многом благодаря труду и неуёмной энергии тогдашнего церковного старосты собора, елабужского купца Николая Замятина, и, конечно же, помощи меценатов. Славился хор Спасского собора — местная знаменитость. Состав его был смешанным: мальчики городских школ, диаконы, псаломщики и просто жители города, всего около тридцати человек. Слава о Спасском соборе, его внутреннем убранстве и великолепном хоре давно вышла за рамки города, и храм стремились непременно посетить все приезжие, среди которых немало известных исторических личностей, таких, как В.Г. Короленко, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Толстой и другие. Так продолжалось до октября 1917 года, когда в ворота собора постучались новые, суровые реалии безбожного социалистического бытия, в которое надолго погрузилась многострадальняя Россия. 23 января 1918 года советские власти издали декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», ставший основным програмным документом во взаимоотношениях власти и религии в Советской России. Уже в 1920-е годы стали закрываться церкви, а протесты прихожан власти попросту игнорировали. В это время в Спасском соборе, под предлогом «помощи голодающим Поволжья», было изъято огромное количество золотых и серебряных изделий, различная церковная утварь, представляющая хоть какую-то ценность. В 1930-е годы местные власти всё-таки решили закрыть этот огромный собор, но, к счастью, храм избежал дальнейшего разрушения. Удалось сберечь и главную святыню — икону чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которая сегодня находится в городском Покровском соборе.
В 1961 году Постановлением Совета Татарской ССР Спасский собор получил статус памятника архитектуры местного значения, в 1980-е годы был отремонтирован и в 1997 году передан верующим. Ныне он окормляется клиром Покровского собора, в здании проводится реставрация интерьеров и внутреннего убранства. Будучи одним из наиболее ярких в своём регионе образцов русского архитектурного классицизма с элементами эклектики, Спасский собор Елабуги, освящённый в начале 20-х годов ХIХ века, выглядит, пожалуй, слегка архаично для времён правления Александра I. Более органично он смотрелся бы в екатерининские времена, когда классицизм успешно конкурировал с барокко; например в Малороссии было немало церквей, стилистически близких елабужскому храму. Так или иначе, Спасский собор органично объединил в себе пятиглавие церкви и пятиярусность колокольни, два этажа пристроя для духовного правления и длинную одноэтажную трапезную, имеющую по 11 окон на каждой стороне. При этом архитекторам удалось с помощью высокой колокольни и дистанции между ней и четвериком основного храмового здания, обеспеченной трапезной, органично уравновесить весь соборный комплекс.
Выстроенный из красного кирпича, однако оштукатуренный и побелённый, Спасский собор имеет известковую и каменную отделку; во внешнем декоре зданий удачно объединяются пилястры, как элементы коринфского, тосканского и ионического ордеров. Используются они и во внутреннем убранстве храма. К тосканскому ордеру относятся и колонны главного взода-портика северных ворот собора в его изящной ограде, оснащённого арочным антаблементом и примыкающего к колокольне. Оттуда внутрь собора ведёт широкая лестница из мрамора. Колонны и полуколонны вообще активно использовались в ходе строительства и оформления как основного храмового здания, так и колокольни, визуально придавая собору дополнительную высоту и впечатление устремлённости к небу. При этом трудно поверить, что основное здание в полтора раза ниже соборной колокольни! Пять его восьмигранных барабанов с куполами в форме полусфер венчают изящные луковки. Несмотря на объёмные формы Спасского собора, они выглядят лёгкими и воздушными, и потому играют роль важного фасадообразующего компонента общей панорамы исторической части Елабуги.
И всё же едва ли не наиглавнейшая достопримечательность Спасского собора — грандиозная колокольня. Высота её составляет 70 метров, она выше Богоявленской колокольни Казани, и большинства звонниц всего Волго-Вятского региона, а колокольне Ивана Великого в Московском Кремле уступает только 11 метров. Снежно-белая колокольня собора видна практически из любой точки города благодаря её феноменальной высоте в 70 метров. Она «сложена» из пяти ярусов с незначительным уменьшением их объёмов по мере набора высоты. Как лестница до врат небесных, она уводит взгляд наблюдателя ввысь. Там горит на солнце навершие колокольни, вытянутое в форме свечного пламени над зелёной кровлей. К 1000-летию города в 2007 году в звоннице на колокольне установлены 12 новых колоколов. Они отлиты из бронзы и меди в Каменск-Уральске. Вес самого мелкого из современных «звонов» всего шесть килограммов, а крупнейший из них, колокол-«благовест», тянет более чем на тонну. Интерьеры и внутреннее убранство Спасского собора Елабуги никогда и ничем не уступали урасоте его внешних фасадов, поражая воображение посетителей и прихожан. Сегодня же из внутреннего убранства мало что уцелело из старинных раритетов и церковной утвари прошлых лет. Как свидетель эпохи минувшей, кое-где сохранилась напольная плитка образца ХIХ века с клеймом, свидетельствующим, что она произведена на химических заводах Капитона Яковлевича Ушкова. Примечательно, что процесс её создания консультировал друг Ушкова, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. В советское время, к 1930-м годам, Спасский собор почти полностью утратил былую гордость — уникальные росписи на стенах и потолках, созданные выдающимися российскими мастерами живописи. Над его красочными фресками работали специально приглашённые в 1861 году И.В. Шишкиным, отцом будущего художника, живописцы братья Верещагины, Василий и Митрофан, однофамильцы известного баталиста, а также художники Ф. Бруни, К. Гун, И. Осокин. Известна акварель Гуна «Красная горка в Елабуге», где сам автор подписал изображённых на ней друзей и коллег: «Шишкин, Верещагин, Гун, Стрельников, Верещагин». Впечатляющая архитектура собора в сочетании с красотой и роскошью интерьеров ставила его в ряд наиболее знаменательных храмов Вятской губерний, а ныне современного Татарстана. Впереди немало работы у реставраторов и дизайнеров, чтобы возратить внутреннему убранству храма его былое величие.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №246, 2017 г.