Деревянная холодная Покровская церковь существовала уже в середине XVII в. Позднее рядом была построена церковь во имя Ильи Пророка. В 1798 году Покровская церковь была разобрана из-за ветхости, а в 1799 году на ее месте построена каменная часовня, сохранившаяся поныне и являющаяся старейшей постройкой Елабуги. В 1818 году была разобрана и Ильинская церковь, на месте которой к 1820 году была воздвигнута каменная Покровская церковь с приделами во имя трех Святителей и Ильи Пророка. В 1884 году была построена трехъярусная колокольня. Покровский храм своеобразной архитектуры представляет собой в плане крестчатый восьмигранник с высокой купольной ротондой. Храм образует одну из градостроительных доминант Елабуги и является уникальным сооружением со сложными объемными формами, сохраняющими элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. До революции особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата. Храм, как и многие церкви, был закрыт в 30-е годы. В 1989 году возвращен Православной Церкви и является действующим. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском. Она была построена к великому празднику Покрова Божией Матери и освящена в этот день. Царь Иоанн Васильевич Грозный, «узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге». Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. Отец Петр Кулыгинский, со слов своего отца, протоиерея Никиты, служившего при этой церкви в течение 5 лет, оставил нам описание устройства этой церкви. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано 10 глав, обитых белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были лавки.
С годами церковь с приделом ветшала, и даже горела, и в 1813 году вместо обширной деревянной Покровской церкви было решено построить каменную – третью по счету со времени основания Покровской церкви. В это время в Елабуге было широко развито кирпичное производство. Глины было достаточно, и кирпич был хорошего качества. Чтобы постройка была более качественной, строительство проводилось только летом. В 1820 году на пожертвования прихожан начали строить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Трех Святителей. На сборной книге, выданной для постройки церкви елабужским Духовным Правлением в 1776 г., имеется следующая надпись: «Сборная книга, выданная из Елабужского Духовного Правления Казанского уезда Зюрейской дороги Елабужского заказа дворцовой Елабужской волости села Елабуги Покровской церкви церковному старосте тогож села дворцовому крестьянину Алексею Васильеву сыну Рудознаеву для записи сборных доброхотных дателей прибыльных…в 1776 г».
В 1884 г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.
Церковь имеет высокую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. Пол каменный, плиточный, Своды массивные, тяжеловесные. «В документах XVII столетия Покровская церковь называется «ружною», т.е. такою церковью, притч которой пользовался обязательным с прихожан хлебным сбором, называемым «ругою». Кроме обязательного сбора «руги» с прихожан, причт Покровской Церкви пользовался еще 23 десятинами земли, как о том говорится в писцовой Казанской книге 1648 года, найденной в Главном Московском Архиве Министерства Юстиции летом 1900 года. Вот что говорится в этой книге 1648 года о земле, принадлежащей Покровской Церкви: «Тогож Трехсвятского села церкви Покрова Пресвятыя Богородицы пашенныя земли за оврагом большим и за ключом прежнего отводу четыре длинника, шесть поперечников без трети, и того 23 десятины без трети в три поля, а в одно поле имеется семь десятин с полудесятиною и пол-пол трети, а в дву по томуж». Царские врата расписывали два выдающихся академика – художника, которые были приглашены Стахеевым в 1862 году. Это Карл Гун и Василий Петрович Верещагин. В левом приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, по преданию пожертвованная царем Иваном Грозным. Она была проверена и описана в 1913 году чиновником из Петербурга. Алтарь тянется от пола до купола. Огромные окна в решетках. Роскошный по богатству и отделке алтарь привлекал внимание посетителей. Вокруг церкви находится старое кладбище.
Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе. Особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями. В штате Покровской церкви было обычно два священника. В 1776-1810гг. здесь служил Степан Алексеев (1751-?), не обучавшийся в учебных заведениях. В 1802-1831 гг. — Никита Иванович Кулыгинский (1776-1831), выпускник Вятской духовной семинарии. Его сменил сын, Петр Никитич Купыгинский (1798-1855), служивший в храме в 1831–1853 гг., — известный краевед, осветивший на страницах «Вятских губернских ведомостей» многие стороны истории города. В 1880-1912 гг. настоятелем прихода был протоиерей Петр Павлович Бехтерев.
«Главную святыню Покровской церкви составляет икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Икона эта действительно старинная, судя по стилю ее написания. Вышиною она 17, а шириною 14 вершков. Живопись на ней древнего греческого письма и довольно хорошо еще сохранилась. Три венца на святителях серебряные, выщелоченные и с бирюзой. Прежде тонкая серебряная риза с позолотою была наложена не на одежды святителей, а на те места, где нет живописи, так сказать, на фоне образа. Доска иконы назади оклеена холстом, во многих местах уже стершимся. На киоти, в которой икона находилась, сделаны были десять глав с крестом вверху. По образцу бывшей девятиглавой киоти и была выстроена девятиглавая П.Ц., которая упразднена около 1810 года и заменена нынешней каменной. В позднейшее время икона Трех Святителей подвергалась небольшой реставрации: она обложена вся серебряной ризой с позолотою, и сделан новый киот с надписью «от царя Иоанна IV Васильевича, в XVI веке». К счастью, живопись осталась не тронутою. Можно с большим основанием полагать, что девятиглавые церкви стали появляться в России со времен именно Ионна IV, заложившего, в память покорения Казани, в Москве Покровский девятиглавый собор на рву (церковь Василия Блаженного)»
В празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году назначение на должность настоятеля в Елабугу получил протоиерей Сергий Лепихин. Покровский собор обещали вернуть православному объединению г. Елабуги еще в январе 1988 года, и во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Казани об этом представителями власти было заявлено как о свершившемся факте. На деле же оказалось не совсем так.
Приходскому совету пришлось неоднократно встречаться с работниками Совета по делам религии при Совете Министров Татарстана, конкретно с Юрием Васильевичем Михайловым, который в то время был зам. председателя этого Совета. Пришлось также дважды ездить в Москву, в Министерство культуры. И только в декабре 1988 года были получены все необходимые документы. Конечно, до зимы наши прихожане не бездействовали — проводили многочисленные субботники. 70- 80-летние прихожане часами трудились на восстановлении храма, выполняя самую тяжелую работу. Они как будто совсем не чувствовали усталости, удивляли окружающих неиссякаемой энергией. Так, Яков Иванович Кобелев, будучи в почтенном возрасте (ему было 76 лет), после того как мы вынесли из храма около четырех кубометров земли, за двадцать дней почти в одиночку из старых плит выложил половое покрытие. И вот наступил долгожданный день, 2 октября 1988 года, день первой службы в Покровском соборе. Разрешение на нее после многолетнего перерыва было получено в горисполкоме. Службу возглавил архимандрит Анастасий, ныне наш правящий архиерей.
С сайта «Собор Покрова Пресвятой Богородицы»
В Покровской церкви хранилась древняя икона Трех Святителей ( Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), по легенде подаренная местным жителям Иваном IV. Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе. Особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями. Структура церкви довольно своеобразна: храм представляет собой восьмигранник с прямоугольными выступами по сторонам света (в восточном рукаве креста размещается алтарь, западный — соединяет храм с несколько расширенной трапезной), на котором воздвигнута высокая купольная ротонда, увенчанная приземистым световым барабаном с лежачими эллиптическими окнами. Храм, трапезная и колокольня находятся на одной продольной оси. Дробление архитектурной поверхности в нижнем ярусе скрадывается широкими арочными проемами. Привлекает внимание тройное «палладианское» окно алтаря, повторенное также в проемах ротонды. В обработке фасадов наиболее заметной декоративной формой являются барочные фронтончики люкарн, поставленные на карниз ротонды. Трехярусная колокольня, выстроенная по более позднему проекту, отличается повышенной пластикой фасадов с двухколонными фронтонными портиками в каждом ярусе.С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.