Екатерининский парк – старейший в летней резиденции императоров Царское Село. Он хорош во все времена года. Зимой – в ледяном кружеве, непривычно безлюдный и молчаливый. Весной – в нежной дымке молодой листвы с яркими пятнами тюльпанов, нарциссов и гиацинтов. Летом — в сочной зелени геометрически прочерченных газонов и живописно заросших павильонов. А осенью он просто бесподобен – когда деревья самых феерических оттенков, от желто-зеленого до багряно-красного, отражаются в глади Большого пруда.
При Петре и Екатерине I
Императорское Царское Село с Екатерининским и Александровским дворцом и одноименными парками (Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 7) началось с небольшого шведского поместья Сарская мыза – название местности звучало как Saris hoff («возвышенная земля»). В 1710 году Петр I подарил эту благословенную землю своей будущей супруге Екатерине I. Через несколько лет она построила здесь каменный дворец, который практически сразу начал обрастать садом. История Екатерининского парка насчитывает более 300 лет.
В моде тогда были регулярные французские парки – как в Версале. Для начала, еще при жизни Петра, от дворца проложили Эрмитажную аллею, а в конце ее стараниями мастеров Роозена и Фохта обустроили Старый сад в голландском стиле (в обиходе «голландка»). Надвое ее делил Рыбный канал. Огромные платаны, дубы, ели и пихты, посаженные вдоль него, по преданию, еще Петром, в войну не уцелели.
В парке вырыли Зеркальный, Большой и Мельничный пруды. Впоследствии они разделились на Верхние и Нижние пруды единой водной системы.
Любопытно! Вода покрывает 1/5 парка, но ее в Царском Селе всегда не хватало – потребности были слишком велики. Поэтому в нем устроили из местных речушек уникальные Виттоловский и Таицкий водоводы – выдающиеся инженерные сооружения для своего времени.
По глади прудов Екатерининского парка при Александре I плавали лебеди с подрезанными крыльями, чтобы не улетели. Императора возмутила такая жестокость, и птиц перестали уродовать. Но они всегда возвращались обратно. Однажды попав, сюда обычно возвращались все – императоры, поэты, птицы, туристы…
При дочери Петра
Елизавета Петровна, которая провела здесь детство, превратила скромную усадьбу в настоящее царское село. Дочь Петра любила «пустить пыль в глаза» – по ее указанию архитектор Растрелли перестроил Большой Екатерининский дворец в пышном стиле барокко и воздвиг первые павильоны Екатерининского парка: Эрмитаж, Грот и Катальную гору. Площадь сада увеличили, придали ему регулярный французский вид и украсили изваяниями на темы античных мифов. Они перекочевали сюда из столичного Летнего сада.
Любопытно! Большевики скульптуру тоже уважали. Об этом существует забавная местная байка. После Октябрьского переворота Петроградский губисполком получил телеграмму из Царского Села о том, что после бегства белогвардейцев в одном из водоемов Екатерининского парка нашли сброшенный с пьедестала обезображенный бюст Карла Маркса. Его водрузили на постамент и укрыли белой тканью, чтобы торжественно открыть в присутствии комиссии из Петербурга. Но когда ткань сдернули, глава комиссии скульптор Синайский к ужасу своему опознал местного сатира. Больше никто ничего не заметил…
При Екатерине Великой и ее потомках
Но главное строительство развернулось в Екатерининском парке во время правления Екатерины II, перестроивший его в соответствии с новейшими архитектурными тенденциями и собственным мировоззрением. Именно она стала идейной вдохновительницей множества парковых памятников и павильонов. В 1770-х братья Нееловы воздвигли павильоны Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Пруды соединили каналом и перекрыли его 12 плотинами. А с южной стороны дворца, вокруг Большого пруда, разбили пейзажный английский парк согласно европейской моде.
Любопытно! Чтобы получилось не хуже, чем у англичан, архитектора Неелова отправили в Англию набираться опыта, а оттуда пригласили садовника Буша-старшего, который сразу взялся за дело. Младший Буш ему помогал.
Все следы окультуривания природы скрыли, устроили пейзаж максимально приближенный к естественному: со множеством небольших водоемов и холмов, островками из специально подобранных деревьев разных пород.
Из водных артерий Царского Села организовали единую водную систему с небольшими водопадами – ведь «возвышенная» местность имела небольшой естественный уклон.
Большой пруд превратили в озеро и завели на нем четырехвесельные трешкоуты с позолоченной резьбой, которые по праздникам украшали разноцветными флагами. А на острове в центре пруда находился увеселительный павильон.
Парк заполнили живописные руины, павильоны в готическом и восточном стиле, беседки, мостики и колонны работы Чамерона, Кваренги, Нееловых, Ринальди, Фельтена.
Романтические парки 1760-70-х предоставляли возможность «путешествовать» по миру в эпоху, когда передвижение требовало много времени и денег. Особенной популярностью пользовались стилизации под национальную архитектуру Китая и средневековую европейскую готику.
Влияние готики прослеживается в нескольких павильонах: Башня-руина, Адмиралтейство и Эрмитажная кухня, которая являлась одновременно воротами в Екатерининский парк. Готический вид ей придают башни с зубцами, пирамиды с шарами и неоштукатуренные стены.
Екатерина Великая увековечила триумфы русского оружия возведением колонн, арок и обелисков. В честь побед над Турцией взлетели вверх Чесменская, Морейская, Крымская колонны. Им посвятили Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
Просвещенная императрица преклонялась перед античностью, что выразилось в Холодных банях и Агатовых комнатах, Камероновой галерее и Концертном зале в классическом стиле.
Потомки Екатерины продолжили традиции бабушки. В середине XIX столетия возвели павильон Турецкая баня и ансамбль Екатерининского парка приобрел свой современный вид. Финальной жемчужиной стал Собственный императорский садик с фонтаном из мрамора и увитыми зеленью навесами перед боковым флигелем дворца.
В войну Царское Село понесло огромные утраты. Кроме знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца, немцы похитили огромные бронзовые скульптуры из парка: бюст императора Тита, статую Ниобеи с дочерью и спящей Ариадны, два изваяния Екатерины II… Их так и не нашли.
Старый сад
Павильон «Верхняя ванна», или «Мыльня их высочеств», занимает место около Зеркального пруда. Его авторы – отец и сын Нееловы. До середины XIX века она верой и правдой служила государям. Здесь было все, как в настоящей бане, только очень большой и шикарной: сени, раздевалки, ванны, парилки, водогрейная и огромный зал для отдыха с великолепной росписью в античном стиле.
Придворные мылись недалеко от своих властителей – в Нижней ванне, или «Кавалерской Мыльне». Ее от чужих глаз скрывала зеленая завеса, а спроектировали также Нееловы.
Банные павильоны пользуются большим успехом у посетителей, уставших от золотого блеска царских покоев. Там есть на что посмотреть, а также послушать и вдохнуть. Они обставлены мебелью из ценных пород дерева. Парильня сделана из липы, ушата скрепляют обручи из меди, а бассейн в центре — оловянный. Среди экспозиции одежда, обувь, нижнее белье, а также все, что может понадобиться в бане: мочалки, губки, березовые и дубовые веники, лечебные травы. Только от лицезрения всего этого банного великолепия по телу разливается тепло и нега. Специально записанная звуковая дорожка усиливает это ощущение – журчание водяных струй, отголоски тихой беседы, треск огня в каминах… Здесь витают запахи хвои и ароматы цветов.
Эрмитаж, один их старейших павильонов Екатерининского парка, спроектировал М. Г. Земцов, но почти тут же перестроил Ф. Растрелли.
Он выглядел роскошно: позолоченные колонны, пилястры, статуи и большой фронтон с вензелем императрицы. До нашего времени не дошла ни одно из изваяний. Вместо них сейчас здесь на барельефах играют амуры, что совершенно соответствует стилю XVIII века. Зато интерьеры дошли до нас практически без изменений. Для создания атмосферы уединения и размышления вокруг павильона прорыли канал…
Ни один из приличных садов того времени не обходился без грота. Его на берегу Большого пруда еще при Елизавете Петровне начал проектировать Растрелли, а закончил оформлять Ринальди, уже при ее наследнице Екатерине. Из их совместной работы получился настоящий шедевр. Грот легкий и изящный, щедро украшенный орнаментами с позолотой, а его кованые решетки напоминают тонкое кружево.
Английский парк
Строгая геометрия и газоны, подстриженные кустарники и аккуратные цветники старого французского сада уступили в английском парке место живописным руинам, готическим башенкам, мостикам, поросшим тиной озерцам, создающим ощущение романтической заброшенности, неостановимого течения времени и отрешенности от земных дел.
Воздух английского пейзажного парка наполнен ароматом хвои, сирени и дикого шиповника. По деревьям скачут белки, а по озеру неспешно плавают белые лебеди.
С востока от Большого пруда возвышается Адмиралтейство – три павильона из красного кирпича. Двухэтажный корпус в его центре — так называемый Шлюпочный сарай. Его окружали башни с винтовыми лестницами внутри. Воды Большого пруда бороздили лодки игрушечной «царскосельской флотилии», с веслами и под парусом. Они хранились на первом этаже Адмиралтейства, с крытым причалом. Среди них были настоящая индейская пирога и венецианская гондола. Они, конечно, оказались недолговечными.
На 2-м этаже Адмиралтейства находится Голландский зал — для отдыха. Его главная ценность – огромный глобус, подарок Петру I. В Боковых корпусах держали экзотических для России лебедей, павлинов и фазанов.
С Гранитной террасы из розового и серого камня, расположенной к югу от Екатерининского дворца, открывается сногсшибательная картина Большого пруда.
Фонтан «Девушка с кувшином», особенно любимый туристами, специально для Екатерининского парка выполнил Павел Петрович Соколов. Конечно, это копия, оригинал находится в музейных фондах.
Проект Чесменской колонны в честь разгрома графом Алексеем Григорьевичем Орловым турецкого флота принадлежит Антонио Ринальди. Столп высотой в 25 метров очень раздражал немцев во время оккупации. Перед отступлением они обвязали колонну веревками и попытались с помощью танков ее завалить. Но русская колонна захватчикам не далась. Так и осталась стоять на месте, ободранная, но целая.
Над юго-восточной частью парка высятся чугунные ворота высотой около 6 метров с очень «вежливым» названием: «Любезным моим сослуживцам». Эта фраза на французском, выдолбленная над воротами, принадлежит Александру I. Сделанные по проекту В.И. Стасова, они посвящены победе над французами в 1812-м.
Готические ворота украшают южную часть парка. Сложно поверить, что столь изящное сооружение сделано их чугуна.
Орловские ворота, стоящая на границе парка, у самой Гатчинской дороги — прижизненный памятник Григорию Орлову. Екатерина не забывала бывших фаворитов, если они действительно приносили пользу короне, а она умела выбирать людей. В 1771 году граф Орлов организовал борьбу с чумой в Москве и победил смертельного врага.
Один из павильонов Екатерининского парка не зря назвали именем создавшего его Чарльза Камерона — Камеронова галерея. Он постарался на славу и просвещенной царице угодил. Так могла бы выглядеть античная школа для гимнастики ума – гимнасий. Вдоль галереи установили более пятидесяти копий бюстов известных деятелей Древнего Рима. Не забыли и современника, отечественного таланта античного размаха Михайло Ломоносова.
Вплотную к Камероновой галерее прилегают Холодные бани тоже работы Камерона. Они стилизованы под античные римские термы. На первом этаже купались, на втором – отдыхали. Висячий сад в их центре также навеяли чудеса древности.
Мраморный (Палладиев) мост вытесали уральские мастера. Прообразом ему стали мосты в английских парках Стоу и Уинтон, выполненные по проектам знаменитого архитектора Палладио. Его перекинули через пролив, соединяющий Большое озеро с заливом и целым архипелагом маленьких «лебяжьих» островков. Рядом с ним возвышается египетская Пирамида, обеспечившая «вечную жизнь» любимым собачками Екатерины — они покоятся прямо под ней.
Турецкие бани с высоким минаретом построили при Николае I в честь победы в очередной войне с турками. Купальня смотрелась как настоящая, ведь для ее дизайна разобрали в Турции одну из бань султанши.
Казалось бы, Екатерининский парк с павильонами исхожен вдоль и поперек. Но даже в разгар туристического сезона, когда его ежедневно посещают тысячи посетителей, там можно обнаружить уединенные уголки и подумать о вечном, как это и было задумано.