Екатерининский дворец
Екатерининский дворец в прошлом – загородная резиденция трех императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Сегодня же это одна из самых посещаемых достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга. Дворец находится городе Пушкин в музее-заповеднике «Царское село», что в 26 км от Северной столицы.
Екатерининский дворец в городе Пушкин
Как строился Екатерининский дворец?
В начале XVII века территория нынешнего города Пушкин принадлежала Новгороду. Позже земли были захвачены шведами. России удалось их вернуть лишь в 1702 г., в первые годы Северной войны. На месте Екатерининского дворца ранее находилась финское Саарское село. Дворянская усадьба включала в себя деревянный дом, сельскохозяйственные постройки, сад, огород. В 1710 г. Петр I подарил село своей жене Екатерине Алексеевне. Именно на этом месте начались первые работы по строительству дворца и обустройству парка.
Петр I предпочитал европейский стиль в архитектуре. Зная эти предпочтения, его супруга распорядилась построить вместо деревянного дома каменный дворец, а вместо огорода сделать парк. Первый дворец построили в 1724 году. Он получился красивым, уютным, но достаточно скромным.
Екатерина Алексеевна полюбила эти места. Несмотря на тот факт, что к работам были привлечены лучшие архитекторы и мастера, она и лично занималась обустройством местности. В имении содержали породистых коров. Здесь же было организовано производство масла, сыра и других молочных продуктов. Если оставались излишки молока, его раздавали крестьянам, жившим в соседних деревнях.
Строительство Большого Екатерининского дворца
После смерти Екатерины I дворец перешел по наследству любимой дочери Петр I, Елизавете Петровне. Для будущей императрицы эти места были особо значимы, ведь она провела в Царском селе большую часть своего счастливого детства и жила здесь после смерти родителей вплоть до 1741 года. По ее приказу старая усадьба и была перестроена в большой и роскошный дворец, которым мы можем любоваться и по сей день.
Работы по расширению резиденции были поручены Михаилу Земцову. Однако скорая смерть архитектора не позволила ему завершить задуманное. В последующие годы над реализацией проекта работал его помощник Андрей Квасов. В 1745 г. главным архитектором стал Савва Чевакинский, который внес свои изменения в проект Земцова. Так, по его решению деревянные колоннады дворца были заменены каменными галереями. По проекту Чевакинского строилась и церковь. Новые пристройки удлинили фасады и преобразили внешний вид архитектурного комплекса.
Перестройка дворца под руководством Растрелли
Несмотря на все старания по расширению дворца, он равно оставался скромным и не мог вместить много гостей. К тому же, Елизавете Петровне приходилось не по душе излишне сдержанное оформление, не соответствующее духу времени и статусу семьи.
В 1752 году к строительным работам в Пушкине привлекли именитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он руководил и расширением дворца, и оформлением внутренних залов. Предпочтение было отдано стилю русский барокко. Растрелли отказался от галерей-переходов и сделал все части комплекса единым целым. Общая протяженность постройки составляет 306 метров, а общая площадь дворца – 60 000 квадратных метров. На позолоту самого дворца и его внутреннего убранства ушло свыше сотни килограмм чистого золота.
Перестройка при Екатерине II
После кончины Елизаветы Петровны дворец в Царском селе перешел в распоряжение Екатерины II. Следуя воле покойной императрицы, она поручила покрыть позолотой все статуи в дворцовом парке. Впрочем, когда было готово несколько скульптур, а государыня узнала их стоимость, работы решили остановить.
В декор и планировку залов дворца императрица тоже вносила изменения. Она предпочитала более комфортные и скромные решения. Руководил процессом архитектор Чарльз Камерон.
Дворец после 1917 года
Со времен Александра II, который Царское село любил и бывал здесь нередко, дворец использовался лишь для нечастых приемов высокопоставленных гостей. Последний раз это случилось в 1902 году, когда Россию посещал с официальным визитом президент Французской республики Лубе. Естественно, что к 1917 году дворец и многие залы уже нуждались в реконструкции. Убранство интерьеров комнат российских императриц и Александра I было сильно искажено атрибутами более поздних лет.
Инвентаризацией внутреннего убранства дворца занялась Комиссии по делам искусств, организованная художественной элитой Петрограда. Действия комиссии согласовывались с Временным правительством.
Была проведена опись имущества в залах императорской резиденции. Комиссию в Царском Селе возглавил Георгий Лукомский. Осенью 1917 года из-за приближения к Петрограду немецких войск многие ценности из дворца были перевезены в Москву. К сожалению, часть предметов при транспортировке пострадала, а часть не успели вывезти из-за октябрьских событий. К счастью, Лукомский и Комиссия выделили все самые художественные предметы, и их удалось сохранить.
Интересный факт
В 20-х гг. XX века большевики активно распродавали ценные вещи из императорских коллекций. Досталось и Екатерининскому дворцу. Отсюда вывезли китайский фарфор, уникальную мебель XVIII века и многое другое.
9 июня 1918 года Большой Екатерининский дворец в Пушкине открыл свои двери в качестве музея. В первый же день его посетили 294 человека. Экскурсия преподносилась как возможность пройтись по царским имениям в качестве победителя и увидеть, как жили побежденные императоры.
Военное время
Город Пушкин и его пригороды в годы войны были разрушены почти полностью. Во время оккупации Царского села немцы заняли залы дворца под казармы и жилье для офицеров. На первом этаже, возле церкви, сделали походную кухню. Жилые помещения отапливались мебелью и музейными книгами. Нижний этаж дворца использовался в качестве большого гаража, дворцовая церковь стала стоянкой и мастерской для велосипедов и мотоциклов. Также есть мнение, что в подвалах Камероновой галереи функционировало гестапо.
Бывшая летняя резиденция российских императоров часто становилась мишенью при обстрелах и за годы войны фактически превратилась в руины. Многие ценности дворца, которые оставались в залах, были уничтожены или вывезены фашистами. Одна из самых больших культурологических потерь – бесследно исчезнувшая Янтарная комната. То, что мы можем видеть во дворце сегодня, является по большей части воссозданным.
Интерьеры Екатерининского дворца
Парадная лестница – первое, что можно увидеть, попадая во дворец. По первоначальному проекту здесь находился Китайский зал. Роскошная лестница из красного дерева появилась в 1780 году. Над ее созданием работал архитектор Чарльз Камерон.
Парадная лестница Екатерининского дворца
В 1860-х гг. под руководством архитектора Ипполита Монигетти парадная лестница была декорирована лепниной в стиле рокайль. Также лестницу украсили две скульптуры: «Амур спящий» и «Амур просыпающийся», сделанные польским скульптором Виктором Бродзким в 1852 г. На потолке зала красуются картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Эти работы заменяют оригинальное оформление потолка, полотна XIX века были утеряны во время войны, когда рухнули перекрытия.
Интересный факт
Несмотря на, кажется, необъятные размеры, Екатерининский дворец имеет простую планировку. Почти все комнаты смежные. Здесь нет потайных лестниц и залов. Охрана и прислуга всегда могли знать, где находится государь или кто-то из гостей.
Тронный зал
Тронный или, как его еще называют, Большой зал – самое просторное помещение во дворце, его площадь составляет 860 квадратных метров. Именно здесь во времена императорской России проводились балы и торжественные приемы. В годы войны большая часть убранства и декора зала была утрачена. Реставрация Тронного зала до сих пор считается самой сложной и масштабной во всем мире.
Стены зала украшены золоченой резьбой с изображением женских фигур, цветочных гирлянд, раковин. Над декором работали 130 резчиков. В любое время суток в комнате достаточно света из-за обилия стеклянных дверей и окон, а также благодаря почти семи сотням свечей.
Лионский зал
Его любила императрица Мария Александровна, а Екатерина II использовала в качестве личных апартаментов. В отделке этой комнаты господствует лазурит. В дело пошло 2.5 тонны натурального камня. Отдельного внимания заслуживает напольное покрытие – паркет выполнен из натурального амаранта и палисандра, а также пальмы, черного и розового деревьев. Для большой роскоши пол инкрустирован перламутром.
Из 32 предметов, которые можно видеть в зале дворца, 27 являются оригинальными. Четыре зеркала и одна жардиньерка для растений были утрачены в период ВОВ. Окончательно реставрационные работы в зале были завершены весной 2021 года.
Янтарная комната
Янтарная комната почти полностью отделана янтарем. Там, где камня не хватало, использовали художественные полотна, имитирующие янтарь. В качестве художника пригласили Бельского. Над проектом самой Янтарной комнаты работал Растрелли.
Примечательно, что изначально Янтарная комната создавалась немецкими мастерами для первого короля Пруссии – Фридриха I. Спустя годы, уже его сын, будучи у трона, преподнес Янтарную комнату Петру I. В Россию она была привезена в 1717 году. Елизавета Петровна дополнила декор деревянной резьбой с позолотой, зеркалами и мозаиками из агата и яшмы.
Помещение с таким декором нуждалось в особом микроклимате. Погодные условия Царского села, сквозняки во дворце и печное отопление приводили к быстрой потере презентабельного внешнего вида Янтарной комнаты. Реставрацию здесь делали чаще всего. В общей сложности – четыре раза. Пятый раз реставрационные работы в Янтарной комнате должны были проводиться в 1941 году, но война внесла свои коррективы.
Янтарная комната не была эвакуирована до момента оккупации Царского села фашистами. Ее вывезли уже сами немцы для передачи в музей Гитлера. В последствие, некоторые элементы отделки удалось вернуть во дворец, но лишь незначительную часть.
Янтарная комната, которую сегодня могу видеть посетители музея, это воссозданная копия, плод 24-летней работы. Для воссоздания Янтарной комнаты использовался Калининградский янтарь.
Картинный зал
Живописные полотна украшают все стены этой комнаты. Всего здесь можно увидеть 130 картин. Многие из них были куплены самой Елизаветой Петровной, другие – заказаны Петром I. К слову, сам император не успел их увидеть, поскольку полотна доставили в Россию уже после его смерти.
Пожар во время Великой Отечественной Войны уничтожил 16 полотен. Во время реставрации их заменили на другие, не менее значимые произведения искусства, привезенные из Эрмитажа и других музеев. Большая же часть картин была своевременно эвакуирована и сохранилась до наших дней.
Екатерининский парк
Приезжая в Пушкин и посещая дворец, стоит найти время и на прогулку по парку. Екатерининский парк разделен на две части: регулярный Голландский (Старый) сад и пейзажный Английский парк.
Старый сад
Старый сад был разбит еще в 20-х гг. XVIII века. Он имеет правильную симметричную планировку. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что все дорожки начерчены как по линейке. Также идеально ровно обстрижена растительность. Над обустройством территории работали голландские садовые мастера Ян Роозен и Иоганн Фохтом.
Регулярная часть Екатерининского парка
Главная часть Старого сада – Эрмитажная аллея. Она соединяет собой Екатерининский дворец и Эрмитаж. Прогуливая здесь, можно увидеть множество мраморных скульптур с изображением героев античной мифологии. Все статуи были заказаны в Венеции по личному поручению Петра I. В конце главной аллеи красуется малый дворец – Эрмитаж. Он был построен еще в XVIII веке и предназначался для проведения небольших приемов и отдыха в узком кругу.
Английский сад
Эта часть парка имеет более естественный ландшафт с извилистыми дорожками. Английский сад обустраивался по распоряжению Екатерины II, начиная с 60-х гг. XVIII века. Проект разработал архитектор Василий Иванович Неелов, а над его реализацией работали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора — Иван и Петр Нееловы.
При благоустройстве территории высадили тысячи деревьев и кустарников, выкопали пруды и каналы, сделали насыпные возвышенности. Внушительную часть Английского сада занимает Большой пруд. На острове в центре пруда работает павильон «Зал на острове». В летнее время здесь организуется паромная переправа, проводятся экскурсии по Большому пруду и катания на гондоле.
Екатерининский дворец в наши дни
Сегодня в Большом Екатерининском дворце открыт музей. Его экспозиции дают возможность познакомиться 300-летней историей памятника архитектуры, а также увидеть работы выдающихся художников и архитекторов XVIII-XIX века. Это одно из самых посещаемых мест в Пушкине. В данный момент в музее восстановлено 32 зала из 58, разрушенных в военное время.
Ознакомиться с экспозициями можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы (15-20 человек). Также есть возможность воспользоваться аудиогидом.