Екатеринбургский музей изобразительных искусств давно заработал славу крупнейшей сокровищницы Урала. Помимо уникальных экспонатов, созданных мастерами сурового края, здесь собраны шедевры умельцев со всей России. Культурных артефактов так много, что достопримечательность включает четыре музея, а ее собрания делятся на более чем пятнадцать коллекций.
Здание-голова
Главным домом Музея изобразительных искусств считается строение №5 по улице Воеводина. Это один из старейших домов Екатеринбурга, стоящий на крупной реке Урала Исети – притоке Тобола. Считается, что здание возвели в 1751-м для размещения госпиталя местного завода, вокруг которого разрастался город. В государственное управление горной промышленности поступило соответствующее обращение. Его составил организатор системы медицинского обслуживания Уральских производств, штаб-лекарь Иоганн Христофорович Шнезе.
Будущий музей строили по проекту, присланному из врачебной канцелярии Москвы. Подрядчиком стал прославленный в то время каменщик Гордей Нечкин. Объект состоял из четырех корпусов: один вмещал саму больницу, второй – монетную экспедицию, третий – аптеку, и последний – лабораторию и заводской опорный пункт.
В 1764 году Шнезе решил, что госпиталь больше не подходит для лечения больных. Внутри каменной постройки и зимой, и летом было слишком сыро – на отопление уходило много дров. Лечебница съехала, и в начале XIX века опустевшее здание успело побывать инструментальной фабрикой, школой, богадельней и тюремным поселением.
Со временем будущий музей ИЗО перестроили – каменные стены снесли, заменив кирпичными. После этого здесь еще какое-то время действовала больница и казарма с гауптвахтой.
Знаменательное событие, благодаря которому постройку признали культурным объектом области, случилось в 1843 году. Тогда актер и антрепренер (можно сказать, театральный менеджер) Петр Алексеевич Соколов привез в столицу Урала профессиональных артистов. В кладовой дома на Воеводина труппа показала две постановки – комедию «Ножка» и мелодраму «Невеста-лунатик». Спектакли «толкнули» город на новую культурную «ступень» – вскоре Екатеринбург обзавелся первым театром.
Первооснова музея
Ближе к середине 1900-х в бывшем госпитале расположился техникум путей сообщения, а затем техническое училище. Чуть позже – банк и различные бюро. С приходом 1970-х близлежащие корпуса снесли, на их месте распростерся Исторический сквер, а «лечебница» стала музеем. Его спроектировала целая группа архитекторов, которыми руководили Геннадий Иванович Белянкин и Анатолий Алексеевич Пташник.
Музей распахнул двери в День Победы 1986 года. Главной изюминкой экспозиции стало собрание Каслинского художественного литья, которое «возглавлял» резной павильон. Раритет ЮНЕСКО считается единственным в мире музейным экземпляром из чугуна.
Его создали мастера города Касли, что близ Челябинска. Талантливые рабочие чугунолитейного завода с давних пор отправляли свои поделки на различные конкурсы. Завоевав в 1898 году главный приз на вернисаже в Стокгольме, умельцы решили представлять изделия в красивых витринах. Так появился чугунный павильон, который одержал триумфальную победу на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
Однако не только ажурная витрина удивляет гостей музея. Здесь можно увидеть экспозиции авторского ювелирного искусства мастеров Урала, Москвы и Петербурга. А еще инкрустированное Златоустовскими искусниками оружие, гравированный металл и расписные подносы «родом» из Нижнего Тагила – самобытные образчики народного промысла лаковой росписи по металлу.
Перевоплощение галереи
Еще одна площадка Музея изобразительных искусств Екатеринбурга находится на Вайнера, 11. Она «выросла», когда в начале 1900-х зажиточной купец Никифор Михайлович Бардыгин решил обзавестись своей торговой лавкой. План дома в стиле модерн создал Константин Трофимович Бабыкин – архитектор, благодаря которому Уральские зодчие получили возможность получать высшее профессиональное образование.
Из короткой истории строения известно: в 1920-е в нем располагалась типография. А спустя почти 15 лет особняк отдали Свердловской картинной галерее. Позже она приняла первые экспозиции живописи с полотнами русских и зарубежных художников.
Большинство из них «достались» галерее от Уральского общества любителей естествознания. Благодаря организации сформировался Свердловский областной краеведческий музей, из художественного зала которого картины и «перекочевали» на Вайнера.
В годы ВОВ галерея стала основной точкой приема полотен, спасенных их Государственного Эрмитажа. Спустя время ее экспозиция пополнилась холстами из Третьяковки, Музея имени Пушкина и частных коллекций. Включая собрание картин и предметов антикварного фарфора Константина Бабыкина.
Как раз на Вайнера изначально находился Каслинский павильон, но громадине не хватило территории, и его перевезли в музей на Воеводина.
Эрмитаж по-уральски
В 1988-м галерея обрела новое название – Музей изобразительных искусств. Тогда начался период активного пополнения экспозиций, расширения научной и издательской деятельности. Хранилище пополнилось шедеврами Шишкина, Саврасова, Малевича, Крамского, Кандинского и т.д. Музей приобрел популярность среди туристов, наладил совместную работу с культурными центрами других городов и стран.
В июне 2015 года местное управление госимуществом одобрило реконструкцию бывшей картинной галереи. Новый статус организация получила в июле 2021-го: музей изобразительных искусств Екатеринбурга стал Культурно-просветительским центром «Эрмитаж-Урал».
Интересный факт: на реализацию замысла ушло почти 500 миллионов рублей. Семь залов центра соединили с комфортабельной территорией – на ней есть зона отдыха, кафе, магазины, гардеробные и т.д.
В Центре работает постоянная выставка предметов западно-европейского искусства. Действуют и временные вернисажи из «главного» Эрмитажа. Есть зал посвященный периоду эвакуации с экспозицией «В глубоком тылу».
Искусство самоучек
Третьим домом Музея изобразительных искусств Екатеринбурга числится дом №18 по улице Розы Люксембург. Его построили в 1884 году, особняк сконструировал архитектор Александр Иванович Падучев, специализирующийся на промышленных и общественных постройках. Заказчиком здания в центре Екатеринбурга выступил коллежский асессор и титулярный советник по фамилии Кудрин.
В период СССР в будущем музее располагались коммуналки. Неопределенное время здесь действовала музыкальная студия, в которой работали коллективы «Наутилус Помпилиус» и «Чайф».
В 2015 году местный градоначальник Евгений Ройзман решил подарить музею искусств собственную коллекцию произведений художников-наивистов. Она включала 1500 тысячи экспонатов. Со временем собрание обросло другими экземплярами, тогда местные власти выделили под экспозицию дом на Розы Люксембург.
Он обрел статус Музея наивного искусства – это понятие включает в себя самодеятельную графику, живопись, скульптуру и архитектуру. Наив в данном контексте – изобразительное творчество самоучек.
Сегодня этот корпус Музея искусств считается памятником регионального значения.
Камнерезное дело
Задействован под коллекции музея и особняк на улице Пушкина, 5. Культурная платформа называется «Центр истории камнерезного дела имени А. К. Денисова-Уральского». Дом – образчик жилой застройки Екатеринбурга конца XIX столетия. Его возвели по расчетам ведущего в то время мастера Михаила Львовича Реутова.
Объект принадлежал титулярному советнику по фамилии Загайнов, который после отставки стал хлебным торговцем. Он сдавал будущий музей под портняжную мастерскую и студию иконописи. Известно, что с приходом ХХ века здание обрело новых хозяев – семейство Доброскок, а после стало частью библиотеки имени В.Г. Белинского.
В результате дом передали Музею изобразительных искусств. Сегодня на первом этаже Центра выставлена коллекция уникальных Уральских минералов и интересных поделок мастеров-камнерезов, работавших в различные периоды истории.
Внимания заслуживает зал музея, где представлены творения художника Алексея Козьмича Денисова-Уральского, который слыл «соперником» самого Фаберже.
На цоколе музейной площадки работают помещения, где проводят мастер-классы, в которых участвуют взрослые и дети. Гости музея пробуют свои силы в обработке камней.