Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор на Ивановском кладбище. Заложен в 1846 году. С 1930 по 1938 год — кафедральный собор григорьевских архиереев. Церковь юридически не закрывалась. В 1943 году указом патриарха присвоен статус кафедрального собора (в Екатеринбурге властями были снесены практически все главные храмы, и функции кафедрального собора были переданы небольшому Иоанно-Предтеченскому храму).
Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь — одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным — св. Иоанна Предтечи северным — Святителя и Чудотворца Николая и южным — в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.
Сергианские архиереи, служившие в Иоанно-Предтеченской церкви до 1937г.: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны, их дальнейшая судьба неизвестна. В списках священнослужителей Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918-1944 гг. значится Лушников Василий Степанович (1872 г.р.) протодиакон Иоанно-Предтеченской церкви г.Свердловска. Приговорен 27 августа 1930 г. к расстрелу. К 1941 г. в единственной не закрытой в городе Иоанно-Предтеченской церкви на Ивановском кладбище не осталось ни одного священника. Последний в городе неарестованный священник о. Николай Андриевский из-за непосильных налогов оставил службу и ушел рабочим на фабрику, что открылась в бывшем здании Рязановской церкви. После начала войны 1941 года, когда на занятой германскими войсками территории началось восстановление церквей, а на свободной части страны население потянулось в церкви, власти начали проводить политику частичного восстановления церковной жизни. Священнику Николаю Андриевскому органами НКВД было предписано вернуться к исполнению своих обязанностей, в дальнейшем к нему были присланы еще несколько священнослужителей.
После того как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Указом Патриарха Иоанно-Предтеченская церковь Свердловска получила статус кафедрального собора. А учитывая, что с 60-х годов XX века Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. В 1963 году по инициативе 1-го секретаря КПСС Н.С.Хрущева началась последняя крупная антирелигиозная кампания. Продолжалась безнравственная практика закрытия старых кладбищ, предполагавшая их последующее уничтожение. Ивановское кладбище оказалось закрытым. По счастью, кладбище не уничтожили. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников. На Ивановском кладбище сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ.
Использованы материалы Екатеринбургской епархии, С.И. Ворошилин «Из истории церковного строительства в Екатеринбурге»
Храм находится на территории Ивановского кладбища. Он построен в период 1846-1860 годов на вершине холма за городской заставой, возле дороги на Пермь (Московский тракт). Храм был хорошо виден из многих точек Екатеринбурга и обозначал его западную границу.
Церковь одноэтажная с тремя престолами и служебными помещениями в подвале. Объемно-пространственная композиция церкви повторяет образец из альбома проектов церквей К. Тона. Восьмигранный храмовый объем с узкими диагональными гранями снаружи перекрыт оболочкой в виде плоского шатра. Луковичные главки с гранеными пьедесталами, поставленные на вершину шатра, и его узкие грани образуют декоративное пятиглавие. К восточной стене восьмерика примыкает полукруглая алтарная апсида, к западной грани — притвор и паперть, перекрытая четырехъярусной колокольней. Верхний ярус колокольни — звоны — восьмигранный с узкими и глухими диагональными гранями.
Во второй половине XIX и середине XX вв. первоначальная объемно-пространственная композиция памятника преобразовывалась за счет расширительных пристроек. В 1886 году объем западного притвора был увеличен северным и южным приделом с подвальными помещениями. В середине XX века на месте боковых крылец появились дополнительные пристройки. Фасадный декор наиболее старой части памятника выполнен в русском стиле и состоит из плоских лопаток, трехлопастных и килевидных кокошников, трехчетвертных и полуколоннок, горизонтальных тяг с сухариками. Декор поздних пристроек более сух и эклектичен. В оконных простенках помещены изображения святых, выполненные маслом в академической манере письма.
В интерьере основное храмовое помещение перекрыто сомкнутым сводом с неравными гранями (граненый купол). Притвор и приделы перекрыты крестовым и коробовыми сводами. Широкие проемы связывает сам храм с алтарем и притвором. Дверные проемы ведут из центра храма в северную и южную пристройки.
Целостность восприятия пространства главного храмового объема нарушена консольно нависающими хорами, сооруженными здесь во второй половине XX века. Иконостас главного Иоано-Предтеченского храма выполнен из дерева под позолоту с резьбой в стиле эклектики. Иконостасы придельных храмов Никольского и Во Имя Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» перенесены сюда из другой церкви и выполнены в стиле неоготики.
http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=183267
Иоанно-Предтеченская церковь на Ивановском кладбище первоначально была однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею; сооружена на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина при деятельном участии духовенства градо-Богоявленского собора и прихожан его. Заложение храма в честь Рождества Иоанна Предтечи Господня было совершено благочинным протоиереем Кротковым 15 сентября 1846 г. а освящение — епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г.
Храм был мал и не вмещал молящихся, особенно в великие праздники. Это обстоятельство и вынудило настоятеля и церковного старосту просить 3 июня 1886 г. епархиальное начальство о дозволении расширить церковь двумя приделами и подвальными помещениями, из коих одно – холодное для склада разного церковного имущества, а другое – теплое, чтобы сюда можно полагать сомнительных умерших.
В 1886 г., с благословения епископа Нафанаила, совершено заложение приделов и тогда же приступлено к постройке их по плану, утвержденному Строительным отделением пермского губернского правления. Левый придел во имя св. Николая чудотвор., с благословения того епископа, освящен игуменом Нилом 27 декабря 1886 г., а правый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» освящен протоиереем В. Луканиным 3 июня 1888 г.
Кладбищенская церковь со времени ее освящения была приписана к градо-Богоявленскому собору с тем, чтобы причт оного в праздничные дни отправлял в ней богослужение. По просьбе Е.А. Телегина, указом св. Синода от 27 февраля 1862 г. разрешено при этой церкви открыть особый причт из священника и причетника; по представлению Екатеринбургского епископа Афанасия указом св. Синода от 18июля 1892 г. открыт второй штат из священника и псаломщика.
Средства для поддержания храма в должном благолепии получаются от продажи свеч, от платы за могилы, от продажи гробов, крестов и т.п. Причтовые помещения состоят из двух деревянных домов, довольно больших, находящихся в городе, на углу Покровского проспекта и Коковинской улицы.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.
Храм построили в 1846–1860 годах, главным меценатом выступал купец Е. А. Телегин. Это единственный собор на территории города, который не был закрыт во время правления большевиков. С 1943 года храм сделали кафедральным собором Свердловской, а затем Екатеринбургской епархии. Почти 30 последующих лет он был единственным храмом города и главным собором всего Урала. Статус кафедрального собора был снят в 2003 году.