Собор находился в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходской, но после учреждения в Екатеринбурге викарной епископской кафедры она была переименована в Кафедральный Собор.
Богоявленский приход возник в конце первой половины XVIII столетия, первая Богоявленская церковь была деревянная, стояла на месте, находящемся правее более позднего соборного храма. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании города в 1723 г. на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь обветшала. Решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую. Распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония было утверждено постоянное существование Богоявленской церкви как приходской. Деревянная Богоявленская церковь была заложена 1 августа 1745 г., в сентябре 1747 г. освящена. В 1755 г. при храме был устроен придел в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.
Деревянная церковь просуществовала до 1774 г., вместо нее не построили каменную. 30 марта 1774 г. в нижнем этаже был освящен престол в честь Богоявления Господня, а 28 июня 1775 г. в верхнем этаже — престол в честь свв. апп. Петра и Павла. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1789 г.) После обновления в 1823 г. придел этот был вновь освящен в честь трех Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы. В конце 1860-х гг., в ходе расширения Собора придел был упразднен. В 1868 г. нижний храм был расширен пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого — в честь Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого — в честь трех Московских святителей. Оба придела освящены в 1869 г. Храм имел колокольню высотой около 60 м, был обнесен железной оградой на каменном фундаменте. Одной из святынь собора был св. Крест с частицами мощей 28-ми угодников Божиих, пожертвованный в 1819 г. неким чиновником, ходившим на богомолье в Киев.
Здание храма было выстроено в характерном для XVIII века стиле сибирского барокко. Здание имело в длину 55,5 м, в ширину 25,6 м, в высоту самого здания 40,5 м, высота 5-ярусной колокольни достигала 66,2 м и около 100 лет (до постройки Большого Златоуста) это было самое высокое архитектурное сооружение в городе. При площади 180 кв. саженей собор вмещал до 4500 человек. Здание было окрашено в голубые цвета.
В нижнем храме собора были погребены три епископа: Мелхиседек (24 сентября 1845 г.) за правым клиросом, Ириней (8 мая 1860 г.) за левым клиросом Богоявленского храма и Поликарп (24 октября 1891 г.) за левым клиросом северного святительского придела. При соборе имелась церковно-приходская Благотворительная касса, основанная на капитале одного из настоятелей Собора протоиерея А.М. Кроткова, собранного и поднесенного ему прихожанами в день празднования 50-летия служения его в священном сане, имеющая своей целью оказывать пособие бедным прихожанам. При соборе имелась женская школа грамоты, открытая в 1900 г.
В годы Первой мировой войны верхний храм кафедрального собора использовался как полковая церковь 126 запасного пехотного полка. В январе 1930 г. храм был закрыт, а летом того же года — взорван. На месте собора — трибуна и памятник Ленину.
http://kreshenie.paskha.ru/hramy/ekaterinburg/
В 1745-1747 года на площади была построена деревянная Богоявленская церковь, которая заменила обветшавшую Екатерининскую церковь. Позднее к церкви был пристроен придел в честь апостолов Петра и Павла, который в 1770 году разобрали и перенесли на Вознесенскую горку, где восстановили в качестве Вознесенской церкви. На месте придела в 1771 году был заложен каменный Богоявленский собор, в 1774 году освятили первый этаж.
Собор мог вместить до 4500 прихожан, высота колокольни равнялась 66 метрам. В 1833 году собор получил статус кафедрального, соответственно и площадь стали именовать Кафедральной. Возле собора происходили самые значимые события в жизни города, крестные ходы, встречи почетных гостей.
В январе 1930 года идеологически чуждый собор взорвали и разобрали на стройматериалы. В 2008 году, во время реконструкции площади, были обнаружены человеческие останки, на месте захоронения велись церковые службы, епархия всерьез ставила вопрос о восстановлении Богоявленского кафедрального собора, споры по этому поводу не утихли до сих пор.
http://ural-nedvigimost.ru/blog/places/55.html
Богоявленский кафедральный собор находится в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходскою; в этом году 25 декабря, при учреждении в Екатеринбурге викарной епископской кафедры, она была переименована в кафедральный собор с оставлением при ней прежнего прихода. Приход собора занимает в настоящее время северо-западную окраину города. Возникновение Богоявленского прихода относится к концу первой половины XVIII ст. (1745 – 47 гг.), прихожан числится муж. пола 694 и жен. пола 779, а всего 1473.
Первая Богоявленская церковь была деревянная, она стояла на месте, находящемся по правую сторону настоящего соборного храма и занятом ныне частью церковною оградою, частью проезжей улицею. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании в 1723 г. Екатеринбурга на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь в скором времени пришла в ветхость, и дабы было, где отправлять богослужение, пока вместо нее будут строить каменную Екатерининскую церковь, решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую деревянную церковь. По распоряжению митрополита Сибирского и Тобольского Антония, изложенным в грамоте на заложение сей церкви, было утверждено постоянное существование ее как церкви приходской.
Заложение деревянной Богоявленской церкви было совершено 1 августа 1745 г., освящение ее последовало в сентябре 1747 г. В виду маловместительности этого храма в 1755 г. при нем устроен придел в честь св. апост. Петра и Павла. Деревянная церковь существовала недолго. За ветхостью сначала в 1770 г. был разобран придел при ней, а потом в 1774 г. и самая церковь.
Настоящая каменная церковь была заложена 17 июля 1771 г. В нижнем этаже престол в честь Богоявления Господня был освящен 30 марта 1774 г., а в верхнем – в честь св. апост. Петра и Павла в 1795 г. 28 июня. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь св. Алексия, митрополита Московского, освящен в 1789 г. Придел этот в 1823 г. после обновления был вновь освящен в честь трех Московских святителей Петра, Алексия и Ионы, а потом в конце 60-х гг., по расширении собора через боковые пристройки, совсем упразднен. В 1863-64 гг. была устроена с западной стороны собора вместо прежней низкой и узкой новая длинная и высокая галерея, в которой поставлена лестница в верхний храм, а над лестницею, под сведенным куполом, устроено помещение для ризницы.
В 1808 г. нижний храм был расширен пристройкою к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого – в честь св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого – в честь трех святит. Московских. Освящение обоих приделов состоялось в 1869 г.
Храм имеет красивую колокольню высотою с крестом в 31 сажень, обнесен железною оградою на каменном фундаменте. В числе достопримечательностей собора имеется св. крест с частицами св. мощей 28 угодников Божьих, пожертвованный ранее 1819 г. каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев и принесшим его с собою. Крест этот вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Бреневым икону с изображением ликов вышеозначенных угодников Божьих. Празднование этой иконы, согласно воли жертвователя, совершается в 1 ноября.
Причт соборный по штату 1894 г. составляют: протоиерей, ключарь, два священника и два псаломщика. На содержание собора от казны пособия не ассигновано. В приходе собора имеется церковно-приходская благотворительная касса, имеющая своею целью оказывать пособие бедным прихода. В основание ее положен капитал имени бывшего настоятеля собора протоиереяА. М. Кроткова, собранный и поднесенный ему прихожанами в день празднования 30-летия служения его в священном сане. При соборе имеется женская школа грамоты, открытая в 1900 г. и содержимая на средства, частью доставляемые попечителем школы, частью на церковные и частью на отпускаемые от казны.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.