Екатеринбург. Церковь Симеона Верхотурского.

В марте 2007 г. в колледже состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и освящение учебного здания архиепископом Викентием. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия 18 июля 2008 г. решением Учредительного собрания верующих православного вероисповедания создан приход во имя святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца в микрорайоне «Парковый» г. Екатеринбург. 25 сентября 2010 г., в день памяти св. Симеона, состоялся молебен в честь и память праведного.
Екатеринбургская епархия в начале 2012 года обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с просьбой о передаче ей в собственность здания по ул. Тверитина, 20, в котором располагался музыкальный колледж, а до революции 1917 г., вплоть до закрытия в 1929 г., Симеоновская церковь-школа.
В мае 2012 г. часть первого этажа здания была передана приходу и там силами прихожан был оборудован православный храм. 23 сентября 2012 г. в храме была отслужена первая божественная литургия, которую возглавил Митрополит Кирилл, совершивший малое освящение храма. С этого момента в храме начались регулярные богослужения. Приход был переименован в приход Симеоновской церкви-школы.
В ноябре 2012 г. Администрация г. Екатеринбурга передала здание храма в собственность Екатеринбургской епархии. Начались восстановительные работы по всему зданию, которое оказалось фактически разрушенным. Были проведены: внутренний и внешний ремонт здания, восстановлен Храм во имя св. прав. Симеона Верхотурского, в его исторических границах, восстановлен алтарь, приобретена церковная утварь, иконы. Увеличилось количество прихожан.
В феврале 2014 г. Митрополит Ектеринбургский и Верхотурский Кирилл благословил открытие, с 1 сентября 2014 г. в здании по ул. Тверитина, 20, общеобразовательной епархиальной школы – Свято-Симеоновской гимназии.
Источник: Православный приход Градо-Екатеринбургской Симеоновской церкви-школы

Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского была задумана как центр религиозного просвещения Юго-Восточной окраины Екатеринбурга, населенной в начале XX века небогатым фабричным людом, домохозяевами, мелкими торговцами, при этом значительная часть населения была старообрядческой.
В 1906 году храм украсил собою Ночлежную площадь — именно такое название носила Площадь Обороны в ту пору. Но история храма начинается на 11 лет раньше и связана с историческим юбилеем, который отмечала Екатеринбургская епархия в 1895 году.
18/31 декабря (н.ст.) 1895 г. — исполнилось 200 лет со дня обретения мощей праведного Симеона Верхотурского. По этому случаю действовавшее в Екатеринбурге одноименное церковное братство провело торжественное собрание, на котором члены общества в память об исторической дате приняли решение создать братскую икону и хоругвь праведного Симеона. Их предполагалось разместить в Градо-Екатеринбургском Екатерининском соборе с тем, чтобы члены братства ежегодно в этот памятный день собирались у святынь для общей молитвы своему небесному покровителю.
Январь 1897 г. – члены братства решили, что вместо создания иконы и хоругви лучшим способом увековечить память небесного покровителя Уральской земли станет сооружение церкви-школы в честь святого Симеона.
Спаравка: Братство Праведного святого Симеона Верхотурского занималось вопросами просвещения, православного миссионерства, благотворительностью, развитием трезвеннического движения.
Апрель 1897 г. — братство Праведного Симеона обращается к градоначальнику И.С. Бурдакову с прошением о безвозмездном отводе участка земли для постройки церкви-школы, домов под квартиры для будущих священнослужителей и учителя школы, а также для устройства при ней образцового огорода или сада.
«Наиболее удобным местом Совет Братства признает восточную половину «Ночлежной» площади, именно совершенно свободный от построек квартал, границами которого служат: с востока – Обсерваторская улица, с запада – Кузнецкая улица, с севера – Александровский проспект и с юга – Ночлежная улица» (ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.1. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви (10.04.1897 – 30.04.1908)).
Примечание: Обсерваторская улица — ныне ул. Бажова; Кузнецкая улица — в наши дни на указанной территории не существует, приблизительно совпадает с тротуаром перед храмом; Александровский проспект — ул. Декабристов; Ночлежная улица — ул. Тверитина.
Резолюция городского головы была положительной: «Желание братства заслуживает сочувствия и удовлетворения со стороны города уже по одному тому, что постройка церкви в Юго-Восточной части города крайне необходима, равно как и учреждение там школы, которая служа на пользу городскому населению и содержась на средства братства, заменит школу городскую, а тем окажет материальную поддержку и городской кассе» (ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.2 об. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви (10.04.1897 – 30.04.1908)).
По условиям на предоставляемой площади Симеоновское братство должно было в течение 15 лет построить церковь-школу, в противном случае – выкупить это место у города, уплатив его стоимость по современной платежу цене. С поставленной задачей общество справилось блестяще. Первоначально разработанный проект предполагал устройство деревянной церкви. Однако еще в период подготовки к строительству планы были изменены, и выработан проект возведения церкви в камне.
27 июня/10 июля н.ст. 1901 г. — состоялась закладка храма, ее совершил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней. Вот что пишет об этом событии епархиальный печатный еженедельник: «27 июня совершилось заложение церкви-школы… В 10 ч. 40 м. из Крестовоздвиженской церкви на место постройки направился крестный ход, в котором участвовало до 16 священнослужителей. Ко времени прибытия крестнаго хода к месту назначения сюда же прибыл и Преосвященный Владыка. Здесь, в особо устроенной палатке, был совершен чин на основание церкви, причем Владыка сам на месте будущего Престола водрузил крест и окропил рвы, выкопанные под фундамент здания, св. водою. Несмотря на будничный день, стечение народа на торжество закладки было довольно многочисленно…» (Екатеринбургские епархиальные ведомости, №13 (1 июля 1901 г.), отдел неофициальный, с. 617).
Строительство велось на средства Свято-Симеоновского братства, а также на народные пожертвования. Те же Екатеринбургские Епархиальные ведомости сообщали о жертвователях, которые, к слову не были исключительно уральцами. Так крестьянин Вятской губернии Иван Константинович Черных пожертвовал 300 руб. с тем, чтобы на половину суммы были приобретены колокола для церкви, а остальную часть поместили в банк, чтобы на процент с них поминались названные им лица. Другим жертвователем была дама, не пожелавшая назвать себя. На сумму 100 рублей она преподнесла храму утварь: серебряную дарохранительницу, дароносицу, металлическое молебное Евангелие, водосвятную чашу, кропило, блюдо для благословения хлебов, кадило и копие.
25 сентября/8 октября н.ст. 1905 г. — главы Симеоновской церкви были увенчаны крестами.
23 апреля/6 мая н.ст. 1906 г. — состоялось освящение храма. Богослужение возглавил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир.
Таким образом, братство Святого Симеона Верхотурского сумело собрать средства и построить храм в более сжатые сроки, чем было оговорено в условиях предоставления городской Думой участка под церковь.
Июнь 1906 г. — совет Симеоновского братства уведомил городскую думу, что: «главное обязательство Братством выполнено: церковь на 600 человек молящихся и 2 школьных помещения при ней на 140 человек на Ночлежной площади построены; в одном из школьных помещений 22 ноября 1905 г. производились уже занятия с 54 учащимися, а в церкви с 23 апреля сего 1906 года начато совершение богослужений» (ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.24. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви. (10.04.1897 – 30.04.1908)).
После освящения храма архиереи также навещали приход. Так, например, в 1914 году Епархиальные ведомости вновь сообщают, что 22 июня (5 июля н.ст.) здесь служил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим. Население прихода, по отзыву местного настоятеля, занятое работами на соседних фабриках и заводах довольно равнодушно относится как к посещению храма. По окончании богослужения владыка говорил об этих недостатках прихожан и выразил надежду, что будущее поколение, воспитывающееся при храме, будет не таким, как нынешнее. «Дети, привыкшия к храму, не забудут его, не порвут с ним своей связи, но будут и потом стремиться сюда, будут и приносить сюда крупицы от трудов своих. Хотелось бы думать, говорил владыка, что этот храм навсегда останется для них местом, куда они будут стремиться, чтобы отдыхать душой. Задача настоящего причта – упрочить связь прихожан с храмом, сделать этот храм, построенный в центре религиозной темноты, источником истинного света. В том обстоятельстве, что при храме в последнее время возникло общество трезвости, насчитывающее в своих рядах более тысячи членов, Владыка видит хороший проблеск будущаго» (Екатеринбургские епархиальные ведомости, 29 июня 1914, отдел неофициальный, №26, с. 580-581).
Сохранились описания внутреннего убранства храма и его внешнего облика. Здание было каменным, одноэтажным и однопрестольным, в форме креста. В два ряда располагались окна, в нижнем ярусе было 12 окон, в верхнем — 8. Здание отапливалось печами. Колокольня была в один ярус высотой, набор колоколов был общим весом в 56 пудов 21 фунт. Над входными дверями в церковь была закреплена икона Симеона Верхотурского в медной ризе и золоченом киоте. Церковь и усадьба обнесена забором. Здание храма выбелено снаружи мелом и покрыто железной крышей, «окрашенной малахитом».
В церковь был один вход через трое дверей. От входа одна деревянная лестница вела на колокольню; другая — через двухэтажную сторожку внутри строения, выводила на хоры, которые отделены барьером из точеных крашеных деревянных колонн.
С двух сторон от входа в храм были обустроены пристрои школы. Каждый — в две комнаты: одна из них была классной комнатой, другая – прихожей. У школьных пристроев были самостоятельные выходы в ограду. Над пристроями вторым этажом были сделаны помещения для церковной ризницы (помещение для хранения облачений и церковной утвари).
Внутри храм был расписан масляными красками, украшен цветным орнаментом и священными изображениями. Было проведено электрическое освещение с 5-ю лампочками, также в ходу были керосиновые лампы. Иконостас деревянный столярной работы, в цвет темного дуба с резьбой.
Вышеприведенные описания храма мы встречаем в документах, связанных уже с закрытием церкви, которое произошло после установления советской власти, в 1928 г. Таким образом, храм после своего открытия был действующим недолго – с 1906 по 1928 г.г.
5 апреля 1927 г. — Свердловский окружной исполнительный комитет, по ходатайству Свердловского Горсовета, вынес постановление о необходимости закрытия в городе Свердловске Симеоновской церкви. В дальнейшем здание предполагалось использовать под культурно-просветительные учреждения.
Прихожане, однако, не сдавались, жаловались в Москву Председателю ВЦИК Калинину телеграммой и снаряжали в командировку своих представителей. «Верующие прихожане закрытых постановлением ВЦИК Свердловских церквей Симеоновской и Спасской согласия на закрытие не давали. Налоги платили исправно, нужда в удовлетворении религиозных потребностей многочисленных верующих рабочих масс велика. Просим исполнение приостановить и дело пересмотреть, выезжает депутация» (ГАСО. Ф.Р-854. Оп.1. Д.1. Л.236. Протокол о закрытии церквей Спасской и Семеновской. Списки прихожан. Устав Семеновского религиозного общества (1920-1928)).
Февраль 1928 г. — Симеоновскому религиозному обществу из Свердловского горсовета пришло уведомление, что его жалоба о закрытии храма Президиумом ВЦИК отклонена и Симеоновский храм передается ОКРОНО под школу.
Церковное имущество первоначально по просьбе прихода было передано для временного хранения в Александро-Невский собор. Симеоновские колокола властями переданы в Управление пожарной охраны. Сами прихожане временно перешли в состав Александро-Невского общины, но при этом продолжали надеяться на нормализацию приходской жизни. Однако будущее церковного здания было предрешено: его собирались переоборудовать под школу.
Так бывшее церковное здание заняла образцовая средняя школа №13 имени Я.М. Свердлова. В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Нововведение распространялось на семилетние и средние школы крупнейших городов областных и краевых центров. Коснулось оно и школы №13: мальчики перешли в школу №40, а 13-я школа стала женской.
В 1954 году по постановлению правительства школа была реорганизована и стала первой в городе школой с преподаванием ряда предметов на английском языке. Восстановлено совместное обучение. В 1966 году школа №13 переехала на улицу Малышева. А в бывшем церковном здании разместились средние и старшие классы школы №62 (младшие располагались через перекресток Лучачарского-Тверитина, в двухэтажном здании по ул. Тверитина 41-А). В 1980-м была построена современная школа №62, куда переехали и младшее, и старшее отделения, а в бывшем церковном здании разместилась музыкальная школа, позднее — колледж.
Март 2007 г. — в Областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и освящение учебного здания архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.
18 июля 2008 г. — создан приход во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, началось совершение богослужений в бывшем церковном здании.
Ноябрь 2010 г. — вступил в силу Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», епархия обратилась в Администрацию Екатеринбурга с просьбой о передаче ей здания храма.
Апрель 2012 г. — храм посетил Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, достигнута договоренность с руководством колледжа о постепенной передаче здания для нужд прихода.
Май 2012 г. — часть первого этажа здания была передана приходу.
23 сентября 2012 г. – в храме была совершена первая литургия, которую возглавил митрополит Кирилл, совершивший малое освящение церкви.
1 сентября 2014 г. — открылась православная школа-гимназия при храме, что стало продолжением истории Свято-Симеоновской церкви-школы.
9 ноября 2014 г. — состоялось освящение креста и поднятие его на купол Свято-Симеоновской церкви-школы.
Весна 2017 г. — установлен новый фарфоровый иконостас, изготовленный на Сысертском фарфоровом заводе.
Лето 2018 г. – проведен ремонт пола и потолочного перекрытия в храме.
Трижды в году приход отмечает храмовые торжества: 31 декабря – прославление святого праведного Симеона Верхотурского; 25 сентября — день перенесения мощей небесного покровителя Урала и Сибири; 25 мая – день второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.
Главной святыней храма является частица мощей небесного покровителя прихода и всего Урала – святого праведного Симеона Верхотурского. Написаны иконы подвижников веры, новомучеников Церкви Русской, входящих в сонм святых Екатеринбургской митрополии.
На сегодняшний день приход реализует просветительские, социальные и педагогические проекты: взрослая церковная школа; детская церковная школа; сестричество милосердия; детско-подростковый отряд (туризм, краеведение, спортивные мероприятия); проводятся благотворительные ярмарки, приуроченные к приходским праздникам.
Н.Н. Козынцева, член Уральского историко-родословного общества (УИРО), «История храма Святого Праведного Симеона Верхотурского»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?