Екатеринбург. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Собор Александра Невского.

Ново-Тихвинский монастырь ведет свою историю с конца 18 века. Благодаря мудрому управлению настоятельниц и трудолюбию сестер к началу ХХ века он стал одним из крупнейших в России. Величественный архитектурный ансамбль достойно считался украшением Екатеринбурга. Для людей всех сословий монастырь был островком духовности среди суетного житейского моря. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться главной святыне монастыря — Тихвинской иконе Богородицы. Перед революцией в обители проживало около 1000 насельниц. На его территории было возведено шесть храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, где размещались многочисленные мастерские: золотошвейная, иконописная, фотографическая, белошвейная и др. При монастыре действовали больница и детский приют, епархиальное училище и библиотека, хлебопекарня.
После революции, в 1920 году обитель была закрыта, последовали годы запустения. Только в 1994 году монастырь был возрожден. Сегодня в обители уже более 130 сестер. Создан монастырский хор, работают иконописная и швейная мастерские. Большинство сестер живет в Свято-Игнатьевском скиту, который расположен в черте города в лесопарковой зоне. Здесь находятся все мастерские и два сестринских корпуса. Главным храмом обители является собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Зеленой Роще. В 1997 году в селе Меркушино, на месте жизни, молитвенных подвигов и обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, было основано подворье монастыря.
http://www.sestry.ru/church/content/life/letopis/index

История монашества Свердловской области неразрывно связана с Екатеринбургским Ново-Тихвинским женским монастырем. На пересечении Александровского проспекта (ныне ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ныне ул. 8 Марта) расположен комплекс строений екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Пройдя по осевой линии Александровского проспекта, можно подойти прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.При входе за воротами были еще две церкви — Успенская, очень старая, построенная в конце XVIII века, и храм Всех Святых более позднего времени постройки. Во дворе располагались кельи и мастерские. И чуть в стороне — северней от этой группы построек — собор Александра Невского. Большая часть этих строений, хотя и в перестроенном виде, сохранилась. Сохранился и храм Александра Невского.
В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 г. она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря. Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня. Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс. Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.
В первые годы после революции монастырь еще продолжал действовать: монахини по специальному разрешению властей еще доставляли продукты для царской семьи, заключенной в Ипатьевском доме. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружен высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли — вдоль старой монастырской ограды до старой угловой башни. Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника. В 1991г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.
В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александро-Невскую часовню в Дендрологическом парке. Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц.
Познавательная экскурсия «Екатеринбург — православный»

У собора Александра Невского необычная и уникальная история — ее долгие годы тщательно и педантично восстанавливали сестры Ново-Тихвинского монастыря. В 1809 году император Александр Первый подписал приказ об учреждении Ново-Тихвинского монастыря. Основной храм решили строить в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского. Так сестры хотели отблагодарить монарха.
Возводить собор начали в 1814 году, но через 20 лет двухэтажный и двухпристольный храм пришлось разобрать: из-за неудачной кладки по стенам пошли трещины. Более того, к тому времени в Ново-Тихвинском монастыре число сестер быстро росло, им нужен был более просторный храм. Новый собор заложили уже в 1838 году. Его спроектировал известный уральский архитектор Малахов вместе с санкт-петербургскими архитекторами Висконти и Шарлеманем.
После реставрационных работ (велись с 2006 г.) внешне собор почти не изменился, но внутреннее убранство теперь совершенно другое. До революции храм был известен своими фресками, но за годы пока там был склад, уникальные фрески почти исчезли, вытерлись. Их не восстановить. Поэтому пришлось заново расписывать стены.
— Роспись сделана в византийских традициях XIII — XIV веков, — говорит сестра Девона, старший иконописец обители. — Мы ориентировались на храм святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) и монастырь Хора. Особенность такой росписи в очень крупных изображениях. Например, лик Спасителя — около 5-6 метров, сама фигура — 11 метров. Роспись стен начали прошлой весной, и только за несколько дней до открытия храма работы были закончены. Над новыми фресками работали 60 иконописцев и еще около 100 человек помогали расписывать различные узоры. Работали и послушницы монастыря, и специалисты из Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Санкт-Петербурга, Минска. Стены храма облицевали мрамором и ониксом, пол выполнен из граната. Все камни привезли из Италии — сестры уверяют, что на Урале попросту нет своих минералов нужного качества и оттенка. Так для иконостаса нужен был мрамор белого и розовых цветов. Двери собора украшены изящными узорами из резного дерева.
Освятил Собор Патриарх Кирилл 19 мая 2013 года.
«Для нас особенно знаменательно, что освящение храма свершилось именно 19 мая, в день рождения святого Страстотерпца, царя Николая, — сказала настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника. — Храм не зря назван в честь святого князя Александра Невского. Ново-Тихвинский монастырь был учрежден указом Александра I, и сестры в знак благодарности назвали этот храм в честь его небесного покровителя — Александра Невского, и даже саму обитель хотели назвать Александро-Новотихвинской». Кроме этого, игуменья Домника напомнила о подвиге сестер монастыря: в 1918 году, когда в Екатеринбурге находилась царская семья, две послушницы каждый день носили еду императору и его родным. Эти послушницы, по некоторым свидетельствам, за помощь царской семье были расстреляны».
Источник: сайт «1723.ru. Екатеринбург+Свердловск»

19 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин
великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя
Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Божественную литургию
в новоосвященном храме.

По материалам сайта «Екатеринбургская Епархия»

Собор Александра Невского, Екатеринбург. 1838-1852 гг.
История Новотихвинского монастыря в общем и Александро-Невского собора в частности очень хорошо зафиксирована, благо относится она к веку 19 (не так давно), городу большому (один из крупнейших уездных городов Пермской губернии), людям высокопоставленным (разрешение на появление монастыря – высочайшее, архитекторы – еще и чиновники высокого ранга). И, несмотря на множество информации, лично я оказалась в мыслительном коллапсе, когда готовила эту заметку. Годах этак в 80-х прошлого века в одном из академических материалов, посвященных архитектуре Александро-Невского собора, закралась досадная опечатка, и эта ошибка в дальнейшем транслировалась в десятках других публикаций.
Итак, по досадной оплошности авторами проекта стали называть архитекторов Шарлеманя, Д. Висконти 1, Д. Висконти 2. Но, если внимательно рассмотреть архивные проекты, то подписи указывают на Шарлеманя 2, Д. Висконти и Висконти 2!
Давайте разберемся с чехардой из фамилий и цифр.
Первое. Из династии Шарлеманей к нашему собору имел отношение Шарлемань 2, Людовик (Людвиг) Иосифович, который в 1820 г. становится архитектором Строительного комитета Министерства внутренних дел, в 1830 г. он – начальник чертежной этого Комитета. Именно здесь рассматривались и одобрялись проекты казенных и общественных сооружений в разных городах империи.
Второе уточнение также относится к «порядковым номерам» родственников с одной фамилией. Из династии архитекторов и строителей Висконти инициал Д. – Давид, принадлежит только одному представителю, Давиду Луиджи Плаидовичу (Ивановичу) Висконти. Он также трудился в Строительном комитете Министерства внутренних дел с 1812 г.
Третье. Традиционно Висконти 2 (Вторым) называли родного брата Давида, имя которого – Пьетро. Он был не так талантлив, как старший брат, тем не менее, с 1818 г. также был членом строительного комитета МВД, а с 1833 до 1843 гг. также архитектором Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
Архитекторы комитета часто сильно изменяли поступавшие к ним проекты, и именно это произошло с проектом 1832 г. Александро-Невской церкви в Екатеринбурге, автором которого был Малахов Михаил Павлович, с 1816 до 1842 гг. исполнявший обязанности архитектора Екатеринбургских и Уральских заводов.
«…Комиссия проектов и смет по рассмотрению проекта… сочла необходимым составить сей проект вновь, как сие показано на чертеже особо при сем прилагаемом, дабы дать храму сему вид более приличествующий своему назначению…». В результате в 1837 г. был утвержден проект, в котором замысловато переплелись первоначальный план Малахова и изменения в декоративной системе еще трех архитекторов. И подлинное авторство установить уже почти невозможно. А Екатеринбург украшает собор, построенный в лучших традициях классицизма.
Кстати, ни один из перечисленных авторов не увидел собора уже достроенным, см. даты жизни: Михаил Павлович Малахов, 1781-1842 гг.; Шарлемань 2, Людовик Иосифович, 1784-1845 гг.; Давид Плачидович (Иванович) Висконти, 1772-1838 гг.; Висконти 2, Пьетро Плачидович (Петр Иванович), 1781-1843 гг.
Авторский блог Надежды Бурлаковой «Архликбез» https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4e825380d8f1a8ef1d161/kak-ia-zaputalas-i-rasputalas-iz-istorii-sobora-a-nevskogo-5acb368c61049385b65f4f60

В 1832 году принимается решение о разборке Александро-Невской церкви и строительстве на её месте Александро-Невского собора. Освященный в 1854 году Александро-Невский собор значительно превосходил по абсолютным размерам и высоте другие здания монастыря и становился доминантой всей юго-западной части города. Собор возвышается к северу от основного комплекса монастырских построек. Своим северным фасадом здание завершает перспективу Успенской улицы (улица Вайнера). После закрытия храма в 1935 году в здании неоднократно производились перестройки, связанные с приспособление его под склад и краеведческий музей. Единое храмовое пространство было разделено на этажи железобетонными перекрытиями, заложено несколько оконных проемов и прорублены новые. Изменена конфигурация крылец, уменьшена высота шпиля над колокольней.
Александро-Невский собор — памятник архитектуры первой половины XIX века. Храм построен в стиле позднего классицизма. Одной из причин строительства собора стало мемориальное назначение будущего храма. Его сдержанный и монументальный облик отвечает цели возведения собора. Местоположение постройки на холме, хорошо видном из многих точек города, соответствовало задаче быть пьедесталом для монументального сооружения.
Авторство над Александро-Невским собором большинством исследователей по традиции приписывается М.П. Малахову. Действительно, составленные в 1836 году архитектором Уральского горного правления М.П. Малаховым проект и смета к нему были поданы на рассмотрение комиссии Совета путей сообщения и публичных зданий, но оказались отвергнуты столичными чиновниками. Взамен петербургская «Комиссия проектов и смет» предложила свой вариант храма, выполненный в архитектурных формах позднего классицизма. Работа входивших в состав «Комиссии проектов и смет» архитекторов носила коллективный характер, по этой причине авторство над проектом допустимо одновременно приписать И. Шарлеманю, Д. Висконти I и Д. Висконти II. Можно предположить, что план собора остался прежним, выполненным Малаховым, а замечания комиссии относились только к фасадам, которые следовало решить «в лучшем вкусе».
Сама классическая архитектура собора, его ясная строгая композиция, торжественный и мужественный строй монументальных форм должны были обеспечить ему облик памятника в полном смысле этого слова. Кубический объем собора венчают пять глав. В основу плана собора положен равноконечный греческий крест. Четыре массивных опоры членят внутреннее пространство храма и несут подпружные арки барабана центрального купола. Боковые главы находятся над угловыми ячейками северного и южного приделов. Наряду с куполами собор перекрыт обычными для классицизма цилиндрическими сводами. Как и в большинстве культовых построек классицизма, наружные стены храма прорезают немногочисленные оконные проемы, и пространство собора в значительной степени освещалось за счет окон в барабанах пятиглавия.
Простоте и четкости плана Александро-Невского собора отвечает классическая ясность архитектурного убранства фасадов. Основной кубический объем здания, гладь его южной и северной стен удачно расчленены изящными шестиколонными портиками коринфского ордера с модульонами в карнизах. Портики увенчаны безупречных пропорций фронтонами.
Примыкающая с запада к зданию собора стройная колокольня состоит из трех ярусов и имеет вид четырехугольного столба, убывающего в объеме по мере своего возвышения. Количество декоративных элементов на фасадах сведено к минимуму. Сочетанием безукоризненных пропорций целого и деталей получен высокий художественный результат. Крупнейшее церковное здание Екатеринбурга, собор в праздничные дни вмещал до 6000 человек.
Интерьер церкви неоднократно подвергался переделкам. Первоначально оформление интерьера отличалось предельной простотой. Внутри собора стены были окрашены светло-голубой клеевой краской, «с очень скромным рисунком по карнизам». Полы были деревянными и окрашены масляными белилами.
К 100-летию монастыря в 1909 году пол центральной части храма покрыли чугунными плитами, а стены расписали клеевыми красками монастырские мастерицы. В соответствии с художественными традициями XIX века настенная живопись собора выполнена в суховатой академической манере, формально близкой классицизму, но утерявшей свой героический пафос.
Новые однорядные иконостасы классического рисунка заменили прежние, скромные алтарные преграды. В центральном иконостасе колонны коринфского ордера поддерживали сень, более напоминавшую парковую беседку, колонны ионического и коринфского ордеров обрамляли киоты. Иконостасы не обладали тектоничностью классических образцов, формы их были огрублены, а резной золоченый декор эклектичен.
По материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т 1. – «Сократ», 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?