Ново-Тихвинский монастырь, 1 класса, в городе Екатеринбурге, Пермской губернии. Основан в 1799 году под именем женской общины, в 1809 году переименованной в общежительный монастырь. В нем есть особо чтимые иконы Божией Матери — Всех скорбящих Радость и Тихвинская. При монастыре детский приют с 1866 года, школа, богадельня для старух, странноприимный дом, свечной завод и 18 рукодельных заведений и мастерских, из которых самые обширные — золотошвейная, иконописная, живописная. Монастырю принадлежат 2 хутора: Елизаветский в 10 верстах и Бульзинский в 90 верстах от монастыря.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли.
Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и была принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе.
Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию.
В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».
На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре, постоянно росло. Так, к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. Поначалу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства.
С 1914 по 1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек. После Октябрьского переворота обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии.
В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря, были перевезены в казармы, а вместо них расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею.
С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор был освобождён от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви.
Успенская церковь
Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложена она была на месте старой деревянной 16 мая 1778 года и являлась кладбищенской церковью. Главный придел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освящён храм был 31 мая 1882 года и церковные службы в нем шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей был закрыт. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. Снесена в апреле 2017 года.
Всехсвятская церковь
Изначально на этом месте были захоронены почитаемые местными обитателями блаженные Андрей и Василий. Позже здесь появилась часовня, которая с 1817 по 1822 годы была перестроена в однопрестольную церковь. Простояла она до конца века, после чего была разобрана. А в 1900 году на средства М. И. Иванова была заново отстроена в новом облике. Примечательно, что храм не имел колокольни и это единственная церковь на территории города, построенная в византийском стиле. Здание храма было соединено с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек.
Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», или Скорбященская церковь была заложена в 1823 году, освящена 2 ноября 1832 года. Здание храма было пристроено с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время Скорбященская церковь с кельями полностью восстановлена.
Введенская церковь
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена была в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями было соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка.
Свято-Феодосиевская церковь
Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского, или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её было начато в 1823 году, освящена в 1866 году. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью Екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся.
Собор Александра Невского
Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм был заложен 22 августа 1814 года купцами Калашниковым, Мартыновым, мещанином Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, пришлось расширять помещение храма. Первым архитектором храма, возможно, являлся небезызвестный М. П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма был освящён в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним, но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.
Часовня Спаса Преображения у Странноприимного дома
Часовня была построена около 1820 года. Со стороны Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) к ней пристроена келья. Со стороны улицы Уктусской (ныне улица 8-го Марта) к часовне пристроен двухэтажный дом — гостиница для паломников. После закрытия монастыря здание часовни утратило купол и крест. Некоторое время в помещениях странноприимного дома и часовни располагался продуктовый магазин. После чего какое-то время здесь жил русский путешественник и исследователь Г. Е. Грумм-Гржимайло, а в годы Второй мировой войны корреспондент и писательница А. А. Караваева. В годы перестройки дом был освобождён от жильцов и был занят Институтом философии и права, а в помещении самой часовни и на втором этаже располагались кабинеты администрации.
Восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря продолжается, часть реставрации проведена на средства прихожан, часть финансирования идёт из федерального бюджета. Судя по богатейшему внешнему и внутреннему убранству собора (потрясающие внутренние росписи, замысловатые резные узоры на входных дверях и рамах окон, мрамор, привезённый из Италии, уникальный крест главного купола собора, светящийся ночью, золочёные купола и капители) на ремонт тратятся колоссальные средства.
Епархиальное училище
В настоящее время в здании епархиального училища расположен Екатеринбургский монтажный колледж. Новое здание Епархиального училища, ныне второе здание Горного университета, в одной из учебных аудиторий которого ещё сохранились фрески на сводах. Здесь расположен храм Святой Великомученицы Екатерины. Честь и хвала ректору Горного университета — Николаю Петровичу Косареву, он вернул церкви исторический облик. Под его руководством также был восстановлен «Храм Горняков», или церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырю также принадлежит подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в микрорайоне Елизавет. Часовня Александра Невского, находящаяся в Дендрологическом парке, построенная в 1890 году, также передана в ведение Ново-Тихвинского монастыря.
Ново-Тихвинскую обитель в 1824 году посетил сам император Александр I, в 1848 году — наследник престола Александр II, а в 1914 году — княгиня Елизавета Фёдоровна.
В статье использовались материалы из книги С. И. Ворошилина «Храмы Екатеринбурга». https://phateev.ru/2014/11/novo-tixvinskij-monastyr/
В 1782 г. на этом месте была заложена церковь Успения Богородицы, при которой образовалась богадельня, в 1798 г. признанная женской монастырской общиной. В 1809 г. был издан указ об образовании Ново-Тихвинского монастыря. Строительство монастыря продолжалось практически весь XIX в. Было построено 6 храмов, кельи, больница, богадельня, странноприимный дом (перекресток улиц Декабристов и 8 Марта; ныне Институт философии и права УрО РАН), епархиальное женское училище (Декабристов, 83; ныне монтажный техникум). Первой настоятельницей монастыря стала сестра Таисия, в миру Татьяна Костромина, дочь мастерового с Верх-Исетского завода, которая несколько лет в Петербурге лично добивалась учреждения монастыря и жалованья для сестер.
К 1913 г. монастырь стал одним из крупнейших в России — в нем жили 135 монахинь и около 900 послушниц. Для 101 человека монастырь получал содержание от государства, а остальные содержались на доходы от рукодельных мастерских. Сестры занимались золотошвейным, шелковым и белошвейным рукоделием, шили рясы и ризы для священников, пряли холсты и ковры, расписывали фарфор, делали позолоту и чеканные работы. Совсем недавно Ново-Тихвинская женская обитель возродилась: здание монастыря, в котором ранее располагался госпиталь Уральского военного округа, теперь передано Екатеринбургской епархии.
Достопримечательности Свердловской области
Ново-Тихвинский монастырь возник из женской общины, существовавшей при кладбищенской Успенской церкви с 1796 г. Находится на юго-западе исторической зоны Екатеринбурга, в районе Зеленой рощи. В комплекс зданий монастыря входят: Церковь Успенская, Церковь Всех Святых, Собор Александра Невского, Главный корпус (Введенская, Феодосьевская, Скорбященская церкви), башни, ворота, жилые и хозяйственные постройки. Организацией общины, а затем и монастыря занималась Т.А. Костромина (игуменья Таисия).
Указом правительства и Святейшего Синода от 31 декабря 1809 года община была преобразована в монастырь третьего класса. После ходатайств в Синод игуменьи и Пермского епископа 12 мая 1822 года последовал императорский указ о новом статусе монастыря. Император Александр I утвердил преобразование обители в «Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий первого класса монастырь, что в Екатеринбурге». Характер деятельности новой обители отличался от изолированного образа жизни древних монастырей. Ново-Тихвинский монастырь влиял на общественную и культурную жизнь города. В качестве одной из важнейших целей основания обители фигурировала задача организации училища и богадельни, где могли бы найти приют оставшиеся одинокими пожилые женщины.
Комплекс монастырских зданий являлся композиционным ядром обширного квартала, ограниченного улицами 8 Марта (бывшая Уктусская), Шейнкмана (бывшая Коковинская), Народной Воли (бывшая Монастырская) и Большакова (бывшая Болотная). К началу XX века вокруг площади Щепной сгруппировались здания благотворительных и учебных заведений: Епархиальное женское училище, Мужское духовное училище, Нуровский приют, Вторая женская гимназия. От Святых ворот главного корпуса монастыря начинался Александро-Невский проспект (ныне улица Декабристов).
В границах монастырской территории на проспект были обращены фасады богадельни, старого здания женского духовного училища, дома для монастырских священников. Место пересечения проспекта с Уктусской улицей фиксировал объем часовни Странноприимного дома (гостиницы).
Здание больницы и богадельни размещено в центре монастырского участка, на одной оси с Всесвятской церковью. Эти две одновременные постройки соединены двухэтажным теплым переходом. Двухэтажное красно-кирпичное здание — параллелепипед с ризалитами в центре северной и западной сторон. К северному ризалиту пристроен одноэтажный входной тамбур. Междуэтажный и верхний карнизы составляют горизонтальные членения постройки. Рисунок нижнего карниза набран из полочек и поребриков. Верхний, главный карниз состоит из полочек, бегунцов и кронштейнов в виде сухариков. Центр главного (северного) фасада выделен ризалитом, завершенным полукруглым фронтоном. Ризалит оформляет двойное так называемое венецианское окно с колонной посередине. Венчающие окна ребристые архивольты решены наподобие кокошников. Кокошники перекрывает общая арка с розеткой. Пилоны ризалита украшают ширинки и ступенчатые зубцы. По сторонам от ризалита плоскость стены прорезают по четыре окна на каждом этаже. Окна первого этажа — лучковые, не имеют наличников. Арочные окна второго этажа декорированы кокошниками и подоконным карнизом со ступенчатыми зубцами. Композиция южного фасада аналогична северному, но не имеет ризалита. Западный, узкий фасад имеет в центре ризалит, подобный ризалиту северного фасада. В основе планировки больницы положена схема с коридором, проходящим по продольной оси здания, и больничными палатами по сторонам. По середине северной стороны размещена лестничная клетка с коваными ограждениями. Коридоры и лестница перекрыты коробовыми сводами. Историческая планировка памятника претерпела изменения. Подвальные помещения здания перекрыты сводами и имеют планировку, подобную верхним этажам. Здание построено в характерном для второй половины XIX века «кирпичном» стиле, развивавшемся в границах эстетики историзма и эклектики. Декор фасадов одинаков с Всесвятской церковью и выполнен в комбинации декоративных форм византийского и русского стилей.
Церкви занимали важнейшие планировочные узлы комплекса: Введенская и стоявшая на оси с ней Успенская церкви фиксировали центральную ось с востока на запад, Скорбященская и Феодосиевская — углы центрального келейного корпуса. Возведенный на территории монастыря Александро-Невский собор стал крупнейшим храмом Екатеринбурга. Окруженные каменной стеной с башнями шесть монастырских храмов, келейные и хозяйственные корпуса обогащали архитектурный ансамбль города.
В 1921-1930 годах монастырь и храмы монастыря были закрыты и переданы военному округу. В 1930-е года здания обители пытались приспособить под Дом Красной Армии. Для этого разрушили главы всех трех церквей комплекса. Снесли колокольню над трапезной. Уничтоженные церковные купола заменили восьмигранными башнями с завершением на манер крепостных бойниц. Над карнизами вдоль всего фасада установили зубчатый парапет. Из всей этой декорации к 1940-м годам сохранилась только башня над Введенской церковью.
В 1940-е года в зданиях бывшего монастыря разместился военный госпиталь. На территории ансамбля появилось несколько крупных жилых зданий и построек. Приспособление в послевоенные годы правого крыла келейного корпуса под клуб нанесло зданию наибольший ущерб. Объем Скорбященской церкви в этот период утратил алтарную апсиду: ее заменил грузный портик с массивными квадратными столбами. Существенные изменения претерпел фасад самого правого крыла. В период 1960-1990-х годов в храме размещалась экспозиция Краеведческого музея. В 1990 году здание собора передано Православной церкви в храме ведутся исследовательские и реставрационные работы.
С 1974 года комплекс зданий монастыря объявлен памятником архитектуры XIX века и взят под государственную охрану. С 1991 года здания монастыря поэтапно передаются Церкви. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря занимает выдающееся место не только среди памятников церковного зодчества Урала, но и является уникальным памятником русского зодчества вообще. Уникальность Ново-Тихвинского монастыря как памятника прежде всего в том, что он был крупнейшим из основанных в начале XIX века русских монастырей, архитектурный ансамбль которого полностью спроектирован и выстроен в традициях классицизма. При этом в характере архитектуры монастырского комплекса отразились достижения и традиции не только классицизма, но и предшествующих ему периодов.
По материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т 1. – «Сократ», 2007.