Екабпилс. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь.

Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь был основан, вероятнее всего, монахами из Витебска или Полоцка в последней четверти 17 века. Ежегодно весной монахи на стругах спускались по Двине (Даугаве) из Витебска в Ригу для окормления православных рижан. В середине 17 века на левом берегу Двины, напротив немецкого замка Крейцбург (ныне Крустпилс) появилась русская Гельмгофская слобода. В слободе жили лоцманы и плотогоны. Они сплавляли лес по реке, проводили суда через пороги, обеспечивали переправу товаров из Литвы и Польши. Именно здесь, по левому берегу реки проходила граница Курляндского герцогства. Развитие слободы было экономически выгодно. Курляндский герцог Якоб Кетлер (1610 – 1682) дал право слободе «принимать к себе (на проживание) благонадежных людей русского происхождения только» и строить православные церкви. С 1670 года слобода обрела статус города и название Якобштадт. В годы русско-шведской войны (1656-1658) была чудесно обретена Якобштадтская икона Божией Матери. Согласно преданию произошло это так : «Когда шведы и саксонцы совокупными силами преследовали вплавь по реке Двине русское войско и уже возвращались обратно на свой берег, то один саксонец, по имени Яков Гудынский, католик, заметив плывущую вниз по Двине дощечку, вонзил в оную свое копье и, таким образом вытащив из воды, нес ее на копье же чрез Двину. Достигши берега, этот саксонец увидел на своей руке, держащей копье, кровь и полагал сначала, что таковая течет из раны, полученной им в сражении с неприятелем. Внимательно осмотрев же руку и не найдя раны, он обратил внимание на копье, причем увидел, что кровь текла по копью из находившейся на ней дощечки, которая оказалась иконой Божией Матери. Это необычайное обстоятельство поразило Гудынского и он, заметив на иконе православную живопись, отдал оную в бывшую тогда в слободе Георгиевскую церковь, а сам принял Православие и остался навсегда в Якобштадте.» Икона оказалась чудотворной. Она и стала главной святыней монастыря, получившего имя Свято-Духов по новому храму, который построил проезжий купец Раткевич в благоговейном порыве после виденного им одного из чудотворений иконы. Событие это произошло предположительно в 1670-1675 годах. Деревянная Свято-Духовская церковь была построена на берегу Двины, рядом с бывшими там деревянными храмами свт. Николая Чудотворца и св. Георгия Победоносца. Земельные владения монастырь тоже получил в дар. В 1710 году в Якобштадте стояли русские войска с генерал-фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым во главе. В ознаменование годовщины победы в Полтавской битве граф подарил монастырю фольварк Пелит с землей (80 га) и походную войсковую святыню – икону-складень Знамения Божией Матери. Новому монастырю пришлось противостоять распространению Унии, наступавшей из Латгалии. В 1680-е годы униаты совсем рядом с православным монастырем, на той же улице стали строить свой монастырь. После смерти герцога Якоба начались притеснения православных, были отменены все их права и свободы, школы переданы униатам. Им удалось обратить в Унию приход Никольской церкви. После Северной войны (1700 – 1721) униаты отобрали у обители все земли, начали открытую войну с православными монахами. Их подвергали насилию, били, заключали в униатскую монастырскую темницу. Настоятели монастыря неоднократно жаловались на притеснения в городскую ратушу и русскому министру, жившему при дворе курляндского герцога в Митаве. Жалобы оставались без последствий. Весь 18 век обитель находилась в бедственном положении, число монашеской братии было небольшим. В 1769 и 1773 годах в Якобштадте бушевали пожары, сгорел деревянный униатский монастырь, сгорела Никольская церковь. В 1774 году Никольскую церковь (униаты?) восстановили в камне. В 1795 году, после присоединения Курляндии к России монастырю были возвращены его земли, оживилась экономическая жизнь города, материальное положение монастыря укрепилось. В 1812 году Якобштадт был варварски разорен французами. Здесь была ставка франко-прусских войск под командованием маршала Макдональда, наступавшего на Санкт-Петербург. После победы над Наполеоном и изгнанием французов обитель была настолько в бедственном состоянии, что ее настоятель был вынужден ходатайствовать об упразднении монастыря. Указом Святейшего Синода от 30 апреля 1817 года Свято-Духовской и Никольский храмы со всем движимым и недвижимым имуществом были преобразованы в православный приход. Часть братии не покинула бывший монастырь, монахи жили при храмах до 1866 года. В середине 19 века среди латышей началось массовое движение перехода в Православие, община местных православных латышей образовалась и в Якобштадте. В 1853 году деревянный Свято-Духовской храм был закрыт для богослужений по причине обветшания. Через 30 лет, в 1884 году по его образцу была возведена новая деревянная церковь. Но простояла она только два с половиной месяца и сгорела дотла в результате поджога злоумышленника. Оправившись от потрясения этим пожаром, православные организовали сбор средств по всей России, и в 1887-1888 годах были отстроены новая каменная церковь, колокольня и часовня, отремонтированы ограда, причтовый дом и Никольская церковь, в новом кирпичном здании разместилось церковно- приходское училище для мальчиков. Чудотворная Якобштадская икона Божией Матери сохранялась в приходе. В 1901-1914 годах святыня ежегодно с крестными ходами отправлялась для поклонения в храмы Риги и Елгавы. Началась Первая мировая война. Весной 1915 года икона вместе с колоколами и ценной утварью была звакуирована в Россию, где была бесследно утеряна в последующие годы революции и гражданской войны. После 1920 года храмы медленно восстанавливались. В Свято-Духовском и Никольском храмах обосновался латышский приход, а русскоязычные православные молились в Покровской церкви. При оккупировании Латвии немецкими войсками во время Второй мировой войны богослужения не прерывались. В 1963 году властями города была закрыта Никольская церковь и отбран причтовый дом. В церкви был оборудован выставочный зал, а в доме разместилась администрация города. Приход Свято-Духовской церкви сохранял храм на свои скромные средства. В 1995 году Никольский храм, причтовый дом, здание бывшего училища и все вспомогательные постройки, а также прежде принадлежавшие монастырю земли были возвращены Православной Церкви Латвии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь в 1996 году был торжественно открыт Свято-Духов Екабпилсский мужской монастырь. В возрождающейся обители регулярно совершаются богослужения, в том числе и на латышском языке, действует воскресная школа, имеется подсобное хозяйство. Братия взяла под свою опеку заключенных Екабпилсской тюрьмы. Монастырь активно посещают паломники со всей Латвии. Источник информации: Бескровных С. «Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь», Екабпилс 2004.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЛАТВИЮ
10 июля в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящей 19 июля в Риге встрече чтимой иконы Пресвятой Богородицы — Якобштадтской. С приветственным словом к собравшимся обратился предстоятель православной церкви, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, который рассказал об истории иконы.
ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
В 17 веке (1654-1667) на территории Европы бушевала Русско-польско-шведская война, столкнувшая интересы разных стран. Много бед, опустошений, страшных эпидемий принесла она и населению Латвии. В этот тяжелейший период имело место одно невероятное событие. Шведский воин, поляк по происхождению Яков Гудынский, переплывая на плоту Даугаву, недалеко от берега увидел раскачиваемую прибрежной волной небольшую цветную дощечку. Ткнув в нее копьем, он в ужасе отпрянул — из дощечки брызнула кровь. Положив дощечку на берег, Яков тотчас разглядел изображение Богородицы с Богомладенцем. Солдат испытал настоящий шок. С осознанием вины он аккуратно поднял икону и отнес ее в Гольмгомф (с 1670 года Якобштадт), слободу курляндского герцога Якоба Кетлера, где находился монастырь. Сам же ввиду случившегося не захотел больше брать в руки оружие и остался при монастыре, приняв православное монашество. Найденная Якобом икона была установлена в малой церкви, и от нее стали совершаться чудеса — исцеления местных бесноватых. Яков Раткевич, православный купец, искренне уверовав в силу иконы, устроил в обители новый храм и монастырь. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский мужской монастырь. Трагической оказалась судьба этой обители, неоднократно страдавшей от войн и пожаров. В 1812 году город и монастырь разорили французские войска. А вот храм с чтимой Якобштадсткой иконой сохранился. Правда, после изгнания Напалеона он представлял столь жалкое зрелище, что иноки были вынуждены ходатайствовать перед Святейшим Синодом о его упразднении. Братию распределили по другим обителям, а церкви в честь Святого Духа и Святителя Николая Чудотворца стали приходскими.
И ХРАМЫ УЦЕЛЕЛИ ОТ ОГНЯ
В 1878 году при очередном пожаре, охватившем город, чудодейственную икону, пребывающую на тот момент в небольшой Никольской церкви, обносили вокруг ограды обители, и храмы уцелели от огня. Через три года при повторении пожара жители уже знали, что делать — икона опять явилась защитницей. Якобштадтцы, ободренные покровительством Царицы небесной, отстроили заново Свято-Духову церковь, пришедшую в упадок. Но и это богоугодное дело поглотило пламя. Наконец, в июле 1888 года, был воздвигнут каменный храм, существующий по сей день. В него торжественно перенесли нетронутую пожарами икону, изготовив для нее резной дубовый киот, отличавшийся серебряной ризой с золотыми венцами, а также драгоценными подвесками. В мае, с 1901 по 1914 год, икону регулярно привозили для поклонения верующим в Ригу и Елгаву (Митаву).
СОХРАНИЛСЯ КИОТ ОТ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
С началом Первой мировой войны намоленная святыня бесследно исчезла из храма. Существует несколько версий ее пропажи. По главной из них — икона могла быть вывезена в Россию, в город Ржев. После революции началась уничтожительная борьба большевиков с религией. Не исключено, что какая-то благочестивая христианская семья сберегла икону у себя, передавая позднее из поколения в поколение, не подозревая о великой ценности хранимого. Как бы то ни было, но на сегодняшний день тщательные поиски, предпринятые на территории России, результатов не дали. Идея о повторном обретении латвийской святыни, образа Якобштадтской Пресвятой Богородицы, не отступала в течение ряда лет. Вплотную занимался розыском иконы епископ Даугавпилсский Александр, но все безрезультатно. Тогда явилась мысль о списке чудотворной иконы. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр испросил благословения патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на воссоздание почитаемого образа. В Свято-Духовом монастыре сохранился киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы. Одна написана в 1888 году рижским иконописцем П.А.Зыковым, вторая — в начале 20 века. Однако ни одной из них высокого доверия оказано не было. Осмотр доступных списков в разных монастырях заканчивался Афонским. И вот именно в его чертогах к представителям православной конфессии Латвии неожиданно подошел служитель с несколькими иконами Божьей Матери. Одна из них представляла искомый вариант утерянной, став впоследствии первоосновой для воспроизведения чудотворного облика Якобштадтской Пресвятой Богородицы.
РУКОЙ ИКОНОПИСЦА ПИШЕТ БОГ
Список с иконы, представший настоящим произведением церковного искусства, сделал московский мастер. Иконописное изображение, приближенное к размерам оригинальной иконы — 25х18 сантиметров, вставлено в большую икону, на которой два архангела держат образ Пресвятой Богоматери с Богомладенцем. В настоящее время икона находится в Ризоположенческом храме Московского Кремля, где она и будет освящена Его Святейшеством после Божественной литургии в праздник положения честной ризы Пресвятой Богородицы, привезенной из Влахерны (Греция). Что касается имени иконописца, то этот вопрос остается тайным для мирян. С давних времен православные иконописцы не подписывали иконы. Традиция сохранилась по сей день. Считается, что рукой настоящего иконописца водит сам Бог. Списки с чудотворных икон были востребованы в любые времена — не все верующие имели возможность посетить место пребывания святынь. Зачастую по вере и молитве образы православных икон становились чудотворными и не менее чтимыми, чем иконы с которых они списывались. Иконопись — сложное церковное искусство. Создание первых икон относят к апостольским временам, связывая их с именем евангелиста Луки. Наивысшего расцвета русская иконопись достигла к 14-15 векам. Выдающиеся мастера этого периода — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Мастер-иконописец пишет молитвенно и гармонично, соблюдая древние каноны иконописания. Синтетические и готовые к применению краски не используются. Руководство к написанию икон — «подлинники», содержащие указания о том, как должно писать тот или иной образ. Иконотворение невозможно без духовного и физическогго очищения. Плотское по возможности подавляется. Церковь считает, что икона может быть сделана только «чистыми руками», поэтому иконописцу предписано соблюдать правила нравственности: быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением». Чудо всегда выходит за рамки повседневной жизни. Его нельзя ни определить, ни вычислить. Любая икона по сущности своей чудотворна, если человек способен поверить в это. Церковь проповедует словом и образом — иконой, воплощением молитвы. Князь Трубецкой, философ, дал прекрасное определение русской иконе — «умозрение в красках». Чтимая икона Якобштадтской Пресвятой Богородицы возвращается к нам духовным и культурным наследием через многие и многие десятилетия. Встреча с ней как с символом защиты народа православного ознаменуется всеобщей радостью, верой в возможность чудесного исцеления.
Жанна ЧАЙКИНА http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=22&year=2008&month=7&n=288&item=2939

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
Образ Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы уже явил миру первые чудеса мироточения, исцеления и избавления от бедствий. 25 июля 2008 года в Свято-духовом монастыре по прошествии многих лет православные христиане вновь обрели чудотворную икону Якобштадтской Пресвятой Богородицы, утраченную в годы Первой мировой войны. В 19-м веке знамения и чудеса от святой Якобштадтской иконы, любимой всем местным населением, следовали одно за другим. Являя пример великой веры в Пречистую Владычицу Небесную, 400 латышей за несколько месяцев 1845 и начала 1846 года приняли православную веру в Якобштадте.
ГЛАЗА НАПОЛНЯЛИСЬ РАДОСТЬЮ
В день прибытия иконы в Екабпилс глаза, ожидающих ее людей, с раннего утра наполнялись искренней радостью. Природа ликовала вместе с ними. Синева небес украсилась белоснежными куполами облаков, чинно проплывающих над Свято-духовым монастырем. Принарядившиеся к великой встрече прихожанки посыпали зеленый ковер монастырской травы лепестками роз, а вдоль красной, выстланной от врат монастыря дорожки укладывали лилии — цветы Приснодевы Марии. Переливался малиновым звоном колокол, оповещающий, что совсем скоро долгожданная чудотворная икона предстанет перед взором прихожан и прибывающих паломников, возрождая своим явлением великую надежду и неисссякаемую веру в избавление «от губительства, от труса, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобные брани, и от напрасныя смерти, и от тлетворных ветр, и от всякого зла». Чтобы, как сказано в молитве, просветил образ Владычицы Богородицы «ум и очи сердечнии», даруя верующим духовное здравие и избавляя от болезней. До прибытия иконы еще оставалось время и мне удалось поговорить с некоторыми участниками предстоящих торжеств. Клирик Свято-Троицкого собора иерей Валентин Васильев сказал: «Монастыри во все времена были местами, где люди черпали духовное утешение и нравственность, приобщались к благочестию. Я отвечаю в эти дни за размещение прибывающих паломников. Сегодня прибыло 400 человек из приходов Лиепаи, Алуксне, Вентспилса. 26 июля ожидается более полутора тысяч паломников из других приходов Латвии». Настоятель Свято-Духова монастыря иеромонах Алексий поведал: «В монастыре в настоящее время 4 монаха, 2 послушника и 8 трудников. Сегодня немногие избирают монашеский путь. Монашеская жизнь сверкает духовно изнутри, не заявляя о себе яркой наружностью. Решивший стать монахом видит внутри себя мрак и только Свет Христов может его изгнать. Не все дожидаются этого света — уходят обратно в мирскую жизнь. Я был пострижен много лет назад в иночество в Свято-Духовом монастыре, был здесь послушником. Позднее служил в приходской церкви А.Невского в Рижском монастыре, в женском — под Елгавой. Служить трудно, но радостно. В Свято-Духову обитель поставлен на службу в апреле этого года. Во многом благодаря стараниям епископа Даугавпилсского Александра монастырь постепенно укрепляется, в нем возрождается иноческая жизнь». Один из реставраторов монастыря — схимник Игорь, сказал: «При новом настоятеле внешний вид обители обновляется. За два месяца удалось позолотить первый купол, крест Никольской церкви, отреставрировать часовню, памятную чугунную доску, некоторые иконы. Город отдал монастырю, по сути, его же здание, в котором раньше размещалось приходское Владимиро-Мариинское училище. После ремонта здесь появится реставрационная студийная мастерская — идею настоятеля Алексия поддержал митрополит Рижский и всея Латвии и епископ Даугавпилсский. Огромная заслуга в возрождении монастыря принадлежит благочинному протоиерею отцу Георгию, прекрасному организатору».
«СВЯТЫНИ НУЖНЫ ДЛЯ СЕРДЦА»
И вот уже Крестный ход под торжественное пение икосов, обращаясь к Пресвятой Богородице со словами «На путь покаяния, Дева, настави нас», направляется из ворот Свято-Духова мужского монастыря к городской площади, где в 15.00 прибытие Якобштадтской иконы благоговейно приветствуется высокими и не очень высокими чинами православного духовенства, прихожанами, горожанами и гостями города. Драгоценную святыню при соблюдении всех почестей устанавливают на специальные носилки с резными ручками. Славя Богородицу, Крестный ход начинает шествие в сторону монастыря, распространяя вокруг аромат церковного ладана. Вернувшаяся в этот день к людям Якобштадтская чудотворная икона Пресвятой Владычицы Богородицы степенно плывет мимо мирской суеты: мимо магазинов и парикмахерских, мимо ремонтных мастерских и современных офисов, озаряя привычные жителям Екабпилса будни своим неповторимым чудодейственным светом. Уверенно звучащие слова Митрополита Рижского и всея Латвии Священно-Архимандрита Свято-Духово монастыря Александра своей глубинной простотой вливаются в душу каждого, утверждая веру в возможность такого божественного явления: «Когда люди в Москве и Риге своими глазами увидели чудеса мироточения, исцеления и спасения от катастрофы, исходящие от представшей вновь Якобштадтской иконы (список выполнен московским живописцем), стало ясно, насколько значимо в наше время возвращение в обитель святыни, ушедшей из-за грехов человеческих — нелюбови, коварства, хитрости и обмана. Многие утерянные святыни возвращаются по мере вразумления людей, когда они, наконец, стали нужны не для музейных выставок, а для человеческого сердца».
Жанна ЧАЙКИНА http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=22&year=2008&month=7&n=290&item=2957

упраздненный Свято-Духов монастырь в городе Якобштадте, основанный в XVII веке и упраздненный в 1866 году. Здесь находятся: Якобштадтская чудотворная икона Богоматери, древняя икона — складень Знамения Божией Матери и древняя икона святого Николая чудотворца. При монастыре Владимире-Мариинское училище.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Был приписан к Рождество-Богородицкому монастырю, 3 класса, общежительному, в местечке Иллуксте, в Якобштадтском уезде, в 264 верстах от Митавы.

Мощные вязы, которые были посажены монахами монастыря в 18 веке и во всей красе видны на рисунке начала 19 века, благополучно дожили до наших дней и не только создавали уютную атмосферу обители, но и как природные насосы в течение 300 лет спасали ее от грунтовыз вод, уровень которых на этой территории очень высок. Они были варварски вырублены в 2010 году. Грунтовая вода уже видимо устрашающе поднимается в стенах храмов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?